Психолог для преподавателей

Психолог для преподавателей

Почему происходит дисбаланс

Педагогическая деятельность – это тяжелая психологическая нагрузка. У каждого человека разный психологический порог, разные возможности и ресурсы. Периодически случаются состояния отсутствия ресурса, опустошение, так называемый психологический дисбаланс, когда человек отдает больше сил и энергии, чем может.
Одна из причин внутреннего дисбаланса – ощущение несоответствия своим или ожиданиям общества. Преподаватели ставят себе высокую планку в методической и педагогической работе, вкладывают силы и энергию в своих учеников, помогая им достичь результата. Достигать амбициозных целей тяжело. Преподаватели могут чувствовать себя бессильными от невозможности справиться с завышенными ожиданиями. Если не удается достичь планки или достичь так быстро, как хотелось бы, это может привести к внутреннему дисбалансу.


    Ничего сверхестественного в таком состоянии нет, периодически люди выгорают, и это нормально. Важно вовремя определить свое состояние и получить помощь и поддержку.


Как заметить профессиональное выгорание

Такое состояние присутствует, если понимаешь, что месяц назад ученики радовали и работа приносила удовольствие, а сегодня те же ученики, за те же деньги, с тем же объемом задач уже не приносят положительных эмоций.

Возможные проявления «выгорания»:

  • Не хочется работать;
  • Чувствуешь, что не получаешь отдачи от того, что делаешь;
  • Меняется внутренний настрой;
  • Повышается тревожность;
  • Нарушается сон. Не можешь абстрагироваться от постоянных мыслей о работе, гоняешь их по кругу;
  • Ощущаешь проблемы с личными границами, не хватает ресурсов установить эти границы.

Что волнует преподавателей

На  консультациях можно обсудить профессиональные вопросы, затронуть личные проблемы, трудности с достижением целей и мотивацией, найти пути для роста и развития.

Психолог работает со здоровыми людьми, у которых в определенный момент времени случаются психологические трудности.

Как избежать профессионального выгорания, не обращаясь к психологу

Важно найти источник поддержки и положительных эмоций. Это может быть общение с близкими, а может и наоборот, с посторонними людьми, с теми, кто может поддержать и выслушать. Например, часто преподаватели сообщества Skyteach обсуждают свои вопросы в школьной социальной сети,там они получают обратную связь и поддержку от коллег. Здесь нет универсального совета, каждый должен понять, как именно он  получает радость.



    Источником эмоций может быть участие в благотворительных мероприятиях, когда человек получает благодарность и чувствует собственную значимость. Это могут быть встречи с искусством, музыкой, скульптурой, занятия хобби.
    Для профилактики выгорания очень помогают любые виды физической активности, например, йога и медитация. Нужно найти для себя то, что поможет перестать зацикливаться на работе, даст силы и внутренние ресурсы. Также есть исследования, что домашние животные снижают уровень стресса.




Существует множество психологический техник для профилактики професиионального выгорания. Например, есть курс управления гневом. Он очень нужен специалистам «помогающих» профессий. Курс помогает не загонять вглубь себя сильные отрицательные эмоции, такие как гнев. Учит понимать откуда они взялись и заниматься профилактикой их проявления.
Важно научиться признавать право на ошибку и не отказывать себе в человечности. Преподаватель такой же человек, который имеет право ошибаться и делать не то, что от него ожидают. Нужно учиться работать со своими эмоциями: признавать негативные эмоции, отрабатывать их и  выпускать их из себя.