Психологи рассказали, как правильно учиться студентам на "удаленке"

Психологи рассказали, как правильно учиться студентам на "удаленке"

Психологи рекомендуют студентам, перешедшим на дистанционное обучение из-за ситуации с коронавирусом, не расслабляться, не откладывать задания на потом и помнить про планирование, а преподавателям – максимально вовлекать студентов в групповую работу.

Ранее министр науки и высшего образования Валерий Фальков подписал документ, рекомендующий российским вузам перевести своих студентов на удаленное обучение, а также организовывать все их взаимодействие с преподавателями дистанционно для профилактики распространения коронавируса. По данным министерства, все вузы, подведомственные Минобрнауки, перешли на дистанционный формат.


"Первое, что можно сделать, это делать задания не в последнюю секунду, как обычно люди привыкли, а непосредственно сразу, как вы их получаете. Если вы сегодня видите, что у вас 10 заданий и вы можете из них восемь выполнить, не важно, что из них только три на завтра, вы берете и выполняете эти восемь, а два, допустим, переносите на следующий день", — рассказала бизнес-тренер и психолог Инна Иголкина.
Она отметила, что большинство людей думает, что у них впереди еще есть время и сильно расслабляются, откладывают все на потом, не понимая, что у них появятся еще дела, возникнут какие-то обстоятельства, которые могут помешать, например, личные дела, а можно вообще заболеть.

"Составить план очень простой: написать дни недели, написать задания и начать их быстро без раскачки выполнять", — уточнила Иголкина.
Эксперт уточнила, что важно, чтобы запланированное "не превышало ваших сил".
"Когда мы дома, мы расслаблены, за нами нет контроля. Поэтому это время проверить свои организаторские способности на самом себе, заняться self-менеджментом, ставить конкретные, достижимые, выполнимые планы. Принять сложившуюся ситуацию как вызов и попробовать выйти из нее сильнее, чем мы были до, умнее, лучше, адаптивнее", — добавила кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии РАНХиГС, бизнес-тренер Кристина Иваненко.
Она также напомнила, что то, что происходит в сложившейся ситуации — это не каникулы, а образование, пусть и в переходе в digital-формат, "и сейчас хорошая возможность эти пару месяцев использовать и посмотреть, как устроено онлайн-образование".
Иголкина также рекомендует, если есть какие-то привязанные к жесткому сроку дела, например, вебинары у студентов, "взять свой смартфон, поставить будильник, и вовремя, в то время, когда необходимо, сидеть и слушать, не откладывать на потом, что потом, когда-нибудь я все сделаю".
Она отметила, что откладывание в таких случаях приводит к тому, что возникает много сложных дел, которые накапливаются, как снежный ком. "Человек начинает впадать в панику, у него возникают негативные эмоции, от этого падает производительность труда, и соответственно все это только ухудшает ситуацию", — добавила она.

Иваненко советует студентам "идти к компьютеру, как на лекцию" - не сидеть перед монитором в спортивном костюме или пижаме, а воспринимать это как что-то официальное.
В качестве психологического приема от прогулов эксперт предлагает студенту бросить себе вызов и посещать все удаленные занятия, которые необходимо.
"Преподаватели тоже сейчас будут стараться делать максимум, и в качестве поддержки преподавателям и самим для себя максимально посещать, потому что энергозатратность этого сейчас минимальная, нужно просто включить компьютер и все", — добавляет Иваненко.
Иголкина также советует не забывать о том, чтобы вознаграждать себя чем-то приятным после того, как запланированное сделано. Но важно, чтобы вознаграждение следовало именно после выполнения задач, а не до, иначе "мотивации к тяжелой работе не останется никакой".
Иваненко отметила, что на освободившееся от дороги в вуз время можно найти для себя пару курсов в Гарвардском университете или в Йельском, чьи видеокурсы есть на платформах типа Coursera, и "попробовать на время коронавирусной самоизоляции стать студентом какого-то западного университета и сравнить, как там все устроено".
"Советую преподавателям максимально включать студентов, не говорить только самим в формате монолога, а максимально вовлекать, стимулировать к обсуждениям, тогда будет групповая динамика сохраняться. Если студентов не дергать, не пытаться давать им групповые задания, то они будут просто фоном слушать вашу лекцию, и это будет неэффективно и обидно", — добавила она рекомендацию для преподавателей, ведущих дистанционные занятия.