Школьные отметки не позволяют оценить одаренных детей
К тому, что система 5-балльнных школьных оценок работает не очень хорошо, когда речь идет о школьниках с высокими способностями, пришли ученые Научно-технологического университета "Сириус".
В исследовании участвовали две группы школьников. Первая - 973 выпускника научных программ "Сириуса". Вторая - 1 261 ученик в возрасте 14-18 лет из региональных школ. Ребята рассказали о своих оценках за год по русскому и математике, результатах ОГЭ. Плюс - заполнили специальные анкеты, составленные психологами для оценки личностных характеристик. Итоги? Годовые школьные оценки у воспитанников "Сириуса" в среднем оказалась выше, чем у сверстников. Но различия в целом были не очень большие. А вот результаты ОГЭ отличались кардинально.
- У учителей могут быть неосознанные ожидания от детей с высокими способностями, - говорит старший научный сотрудник лаборатории когнитивных и междисциплинарных исследований НТУ "Сириус" Максим Лиханов. По его словам, многие способные школьники слышали фразу "Ты можешь лучше, поэтому четверка". Но если ребенок одаренный, то его "отлично" или "хорошо" не эквивалентны тем же оценкам его сверстника.
- Получается, что школьная оценка не разделяет высокие способности и обычный уровень, - делает вывод ученый. А вот еще интересное наблюдение: в обеих группах девушки в среднем получали оценки за год выше, чем их одноклассники. Хотя по результатам экзаменов различий между девочками и мальчиками нет. Ученые утверждают: это поддерживает гипотезу о том, что личностные характеристики могут влиять на оценки. Все дело в том, что девочки в среднем более просоциальны, добросовестны, чем мальчики. Учителя могут рассматривать это как положительную характеристику и ставить девочкам более высокие оценки.
Еще один важный факт: одаренные школьники, которые побывали в "Сириусе", оказались более тревожными и менее общительными, чем их сверстники из обычных школ.
- Одно из распространенных объяснений: одаренным школьникам просто интереснее учиться, чем общаться или участвовать социальной жизни школы, - говорит Максим Лиханов. - А повышенная тревожность может быть связана с повышенными ожиданиями окружения. Но эти различия в целом не такие большие: и сейчас еще не выявлены отдельные черты личности, которые бы сильно различались между одаренными детьми и их сверстниками. Различия становятся сильнее, если рассматривать несколько разных черт вместе.