Профстандарт: 01.006
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
Область: Образование и наука
Код ПС: 01.006
Регистрационный номер: 1215
Основная цель вида профессиональной деятельности:Обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Вид деятельности: Обучение вождению транспортных средств (далее – ТС) соответствующих категорий и подкатегорий
Вид:ОТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A
Другие характеристики: Рекомендуется дополнительное профессиональное образование - программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года
Наличие стажа управления ТС не менее трех лет
Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет
Название: Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Возможные наименования должностей, профессий: Мастер производственного обучения
Особые условия допуска к работе: Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности
Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории
Прохождение инструктажа по охране труда
Требования к образованию и обучению: Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена
или
Среднее профессиональное образование (непрофильное) - программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории
Требования к опыту практической работы: -
Трудовые действия:
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A/01.6
Другие характеристики:
Название: Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса
Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам СПО)
Требования примерных или типовых основных программ профессионального обучения и рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Требования, предъявляемые профессией водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей
Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях дорожного движения
Требования охраны труда на автотранспорте
Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, методы и средства защиты от них
Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Необходимые умения: Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации
Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом
Измерять параметры электрической цепи автомобиля
Проводить инструктажпо основным правилам безопасности ТС с обучающимися
Безопасно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения
Проводить обучение, предусмотренное рабочей программой учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, разработанной в соответствии с примерной или типовой основной программой профессионального обучения водителей ТС
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом:- специфики осваиваемой профессии;- задач занятия (цикла занятий); - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей)
Демонстрировать способы и приемы управления ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнению ими практических заданий (упражнений) по управлению ТС
Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности обучающихся и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие)
Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие при практических занятиях с обучающимися в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения
Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и применять средства индивидуальной защиты
Оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения
Анализировать проведение занятий, вносить коррективы в процесс обучения
Трудовые действия: Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий
Проведение инструктажа по основным правилам безопасности ТС
Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации
Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии)
Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
Проведение практических занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории
Контроль соблюдения обучающимися правил дорожного движения при обучении на специализированной площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения по дорогам общего пользования
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A/02.6
Другие характеристики:
Название: Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования
Содержание и методика оценки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений, включая:- требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов; - требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС; - требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах
Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий
Необходимые умения: Применять современные оценочные средства, в том числе технические средства контроля, для проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
Проводить проверку в соответствии с процедурой, установленной оценочными средствами
Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) упражнений на закрытой площадке или автодроме, маневров и действий в условиях дорожного движения, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы
Корректно интерпретировать результаты контроля, выставлять оценку
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися (экзаменуемыми) для обеспечения достоверного оценивания, соблюдать нормы педагогической этики
Анализировать организацию проверки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения при проведении квалификационного экзамена и представлять предложения по его совершенствованию
Трудовые действия: Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме)
Оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A/03.6
Другие характеристики:
Название: Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных)
Основы законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения и меры ответственности за его нарушение
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к документации, в том числе документации, содержащей персональные данные
Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам СПО)
Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории
Требования профессиональных стандартов и квалификационные характеристики водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Требования к современным учебникам, учебным пособиям и методическим материалам в области практического обучения
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья)
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующих категорий и подкатегорий в различных условиях дорожного движения
Требования охраны труда на автотранспорте
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством
Необходимые умения: Разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета в соответствии с примерной или типовой программой, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) и (или) методистом) с учетом:- порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании;- требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, запросов работодателей;- образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья - также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей);- роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой;- возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания;- современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий
Подбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, материалы, необходимые для обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося
Разрабатыватьрабочую программу учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать с преподавателями вопросы, возникающие по разрабатываемым документам
Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и успеваемости обучающихся
Трудовые действия: Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
Планирование занятий по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории
Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся