Профстандарт: 11.006
Редактор средств массовой информации
Область: Средства массовой информации, издательство и полиграфия
Код ПС: 11.006
Регистрационный номер: 122
Основная цель вида профессиональной деятельности:Удовлетворение потребностей населения в актуальной информации различной тематики
Вид деятельности: Редактирование и подготовка материалов к публикации в средствах массовой информации (СМИ)
Вид:ОТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A
Другие характеристики:
Название: Работа над содержанием публикаций СМИ
Возможные наименования должностей, профессий: Редактор
Литературный редактор
Ведущий редактор
Редактор отдела
Редактор новостей
Заместитель главного редактора
Шеф-редактор
Старший редактор
Ответственный редактор
Редактор-консультант
Редактор-стилист
Особые условия допуска к работе: -
Требования к образованию и обучению: Высшее образование - бакалавриат в области СМИ
Требования к опыту практической работы: Не менее шести месяцев в должности корреспондента
Трудовые действия:
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A/01.6
Другие характеристики:
Название: Выбор темы публикации (разработка сценариев)
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Основные источники необходимой информации
Принципы работы с источниками информации и методы ее сбора (интервью, наблюдения, работа с документами, использование интернет-ресурсов)
История России, основы международной политики
Специализированные знания в предметной области СМИ
Иностранные языки, необходимые для осуществления трудовых (должностных) обязанностей
Профессиональная журналистская этика
Правила охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности
Необходимые умения: Выявлять актуальные события в жизни общества и новые точки зрения на эти события
Определять приоритетные для публикаций темы
Объяснять корреспондентам задачи подготовки того или иного материала
Составлять сценарии
Трудовые действия: Поиск и оценка информационных поводов
Определение круга проблем, которые необходимо осветить в свежем выпуске газеты (журнала, передачи), расстановка смысловых акцентов
Формулирование заданий корреспондентам по самостоятельному выбору тем и поиску информации для публикаций, а также по подготовке материалов в соответствии с заранее разработанной темой
Рекомендации по составлению сценариев сюжетов, разрабатываемых тележурналистами, редактирование сценариев
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A/02.6
Другие характеристики:
Название: Подготовка к публикации собственных материалов/работа в эфире
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Задачи и методы, технология и техника создания журналистских публикаций, их содержательная и структурно-композиционная специфика
Основные жанры журналистики, их стилистические особенности
Принципы работы с источниками информации и методы ее сбора (интервью, наблюдения, работа с документами)
Профессиональная журналистская этика
Правила и нормы современного русского литературного языка
Специализированные знания в предметной области СМИ
Необходимые умения: Владеть стилистикой различных журналистских жанров: писать статьи, заметки, рецензии
Уверенно выступать перед публикой в теле- или радиоэфире, владеть навыками грамотной устной речи (для редакторов теле- и радиокомпаний)
Поддерживать беседы на актуальные темы
Корректно вести полемику, аргументировать свою точку зрения
Трудовые действия: Оценка целесообразности и принятие решений о включении собственных материалов в выпуск (для шеф-редакторов)
Сбор необходимой информации для подготовки материала
Анализ содержания полученной информации, целесообразности и способов ее внедрения в проект
Создание материалов (написание статей, сценариев, ведение колонки)
Работа в теле- или радиоэфире (в том числе ведение собственной программы)
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A/03.6
Другие характеристики:
Название: Отбор авторских материалов для публикации
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Информационная политика СМИ
Задачи и методы, технология и техника создания журналистских публикаций, их содержательная и структурно-композиционная специфика
Правила современного русского литературного языка
Законодательство Российской Федерации об авторском праве
Этика делового общения
Профессиональная журналистская этика
Необходимые умения: Оценивать качество предоставленных материалов, принимать оперативные решения по поводу возможности их публикации
Выявлять сильные и слабые стороны предоставленных авторами материалов, характер информации, которой их нужно дополнить; корректировать недочеты
Трудовые действия: Ознакомление с материалами, предоставляемыми в СМИ авторами (корреспондентами)
Оценка степени компетентности авторов, качества предоставленных материалов, их соответствия требованиям и формату данного СМИ, целесообразности их публикации
Проверка актуальности и достоверности информации, предоставленной авторами
Анализ содержания полученных материалов, целесообразности и способов их использования в проекте
Принятие решений о публикации, отклонении материалов или о возможности их размещения в последующих выпусках СМИ (для шеф-редакторов)
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A/04.6
Другие характеристики:
Название: Редактирование материалов
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Информационная политика СМИ
Техника редакторского анализа текста
Правила и нормы современного русского литературного языка
Задачи и методы, технология и техника создания журналистских публикаций, их содержательная и структурно-композиционная специфика
Методы и приемы редактирования журналистских текстов
Методы и технологии подготовки медиапродукта в разных форматах (текст, аудио, видео, фото, графика)
Методы применения цифровых технологий в печати, на телевидении, в радиовещании, в интернет-СМИ
Законодательство Российской Федерации об авторском праве
Профессиональная журналистская этика
Необходимые умения: Сочетать различные форматы материалов в составе одного и того же СМИ
Определять сильные и слабые стороны предоставленных авторами материалов, характер дополнительной информации
Разъяснять автору его ошибки
Формулировать предложения автору об исправлении и дополнении материала
Определять ключевые слова текста, необходимые для проведения поисковой оптимизации; употреблять их в составе заголовков
Пользоваться наиболее распространенными программами обработки цифровых данных (графики, аудио- и видеофайлов)
Трудовые действия: Анализ структуры и содержания материалов, ошибок и недочетов, которые необходимо исправить
Проверка фактических данных
Выбор методов редактирования материалов для наиболее полного раскрытия авторского замысла
Приведение материала в соответствие с требованиями СМИ
Работа над контекстом, орфографией и стилем текста
Принятие решений о добавлении в материал дополнительной информации (текста, иллюстраций)
Работа с фото-, видео-, аудиоинформацией
Реализация комплекса мер для поднятия позиций сайта в результатах выдачи поисковых систем по определенным запросам пользователей с целью продвижения сайта
Согласование рекомендуемых поправок с авторами, работающими по авторскому договору
Вид:ОТФ
Уровень: 7
Код для ТФ: B
Другие характеристики: -
Название: Организация работы подразделения СМИ
Возможные наименования должностей, профессий: Ведущий редактор
Руководитель подразделения
Особые условия допуска к работе: -
Требования к образованию и обучению: Высшее образование - специалитет, магистратура
Требования к опыту практической работы: Не менее трех лет в должности редактора или корреспондента
Трудовые действия:
Вид:ТФ
Уровень: 7
Код для ТФ: B/01.7
Другие характеристики:
Название: Разработка концепции авторских проектов
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Цели и задачи предлагаемого медиапроекта
Целевая аудитория, для которой этот проект предназначен, ее социальные и психологические характеристики
Опыт отечественных и зарубежных СМИ аналогичного формата и тематики
Принципы разработки концепции медиапроекта (в том числе моделирования и дизайна), методы ее анализа и коррекции
Основы законодательства Российской Федерации об авторском праве
Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации
Необходимые умения: Оценивать временные и финансовые затраты на реализацию авторской идеи, возможные риски
Оценивать авторские идеи с точки зрения соответствия формату, целевой аудитории и политике СМИ
Трудовые действия: Анализ проекта, предлагаемого автором; выявление слабых и сильных сторон, соответствия проекта информационной политике СМИ
Принятие решения о включении проекта или его отклонении после согласования с главным редактором
Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации аналогичных (сходных) медиапроектов
Детализация авторской концепции, разработка поправок и рекомендаций к ней
Вид:ТФ
Уровень: 7
Код для ТФ: B/02.7
Другие характеристики:
Название: Планирование и координация деятельности подразделения
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Структура и задачи редакции
Основы менеджмента в СМИ
Базовые принципы формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса)
Технология редакционно-издательского процесса
Этика делового общения
Основы организации труда и управления
Трудовое законодательство Российской Федерации (основные положения)
Локальные нормативные акты организации
Нормативные акты в сфере редакционно-издательской деятельности
Правила охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности
Необходимые умения: Прогнозировать результаты действий и оценивать возможные риски
Выбирать оптимальный вариант при сравнении нескольких вариантов действий
Координировать действия подразделения с работой организации в целом
Владеть методами эффективного управления персоналом
Трудовые действия: Проведение совещаний
Планирование деятельности подразделения согласно установленным графикам работы организации на определенный период
Координация действий работников
Принятие оперативных решений при угрозе нарушения плана
Вид:ТФ
Уровень: 7
Код для ТФ: B/03.7
Другие характеристики:
Название: Анализ результатов деятельности подразделения
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Структура и задачи редакции
Основы менеджмента в СМИ
Базовые принципы формирования организационной структуры современной редакции (редакционного комплекса)
Локальные нормативные акты организации
Этика делового общения
Основы организации труда и управления
Технологии и методики проведения анализа и оценки качества выполненной работы
Необходимые умения: Выявлять причины, приводящие к успехам или неудачам
Учитывать мнения и предложения работников для разработки идей
Владеть методами эффективного управления персоналом
Трудовые действия: Проведение совещаний по вопросам оптимизации деятельности подразделения
Подготовка предложений главному редактору (руководителю) по реализации кадровой политики в подразделении
Уведомление руководителя о необходимости применения дисциплинарных взысканий в отношении конкретных сотрудников, нарушающих устав организации и другие внутренние нормативные акты
Анализ эффективности работы отдела; выявление ошибок, развитие конструктивных идей
Вид:ТФ
Уровень: 7
Код для ТФ: B/04.7
Другие характеристики:
Название: Установление и поддержание контактов с внешней средой
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Роль аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, основные характеристики аудитории современных российских СМИ, основные методы изучения аудитории
Правила и нормы современного русского литературного языка
Порядок заключения договоров, в том числе авторских, правила составления юридической документации
Профессиональная журналистская этика
Этика делового общения
Необходимые умения: Применять в работе информацию, полученную от аудитории
Составлять договоры
Трудовые действия: Организация обратной связи с аудиторией (прием редакционной почты, ответы на письма, звонки, комментарии на сайте СМИ и страницах в социальных сетях)
Использование результатов обработки данных, полученных от аудитории, в целях развития проекта (СМИ)
Подготовка договоров с внештатными сотрудниками и авторами