Профстандарт: 1
Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог,тифлопедагог)
Область: Образование и наука
Код ПС: 1
Регистрационный номер: 0
Основная цель вида профессиональной деятельности:Оказание коррекционно-развивающих и образовательных услуг по адаптированным основным общеобразовательным и индивидуальным программам отдельными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (организациями, осуществляющими образовательную деятельность, организациями сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющими образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности)
Вид деятельности: Коррекция недостатков в развитии, воспитание и обучение, социальная адаптация и интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья
Вид:ОТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A
Другие характеристики:
Название: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях
Возможные наименования должностей, профессий: Олигофренопедагог,
Сурдопедагог,
Педагог-дефектолог,
Тифлопедагог,
Учитель-дефектолог,
Учитель-логопед (логопед)
Особые условия допуска к работе: К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Требования к образованию и обучению: Высшее образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), высшее образование по специальности «Дефектология», либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
Требования к опыту практической работы: Требования к опыту практической работы не предъявляются
Трудовые действия:
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A/01.6
Другие характеристики: Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Название: Общепедагогическая функция.
Обучение
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
История, теория, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального образования в жизни личности и общества
Основы поликультурного образования
Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разного возраста
Основы психолого-педагогической диагностики, особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методологические принципы специального обучения
Методики специального обучения, виды и приемы современных специальных педагогических технологий
Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и адаптированная основная общеобразовательная программа, его история и место в мировой культуре и науке
Пути достижения образовательных результатов и способов оценки результатов обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разного возраста
Необходимые умения: Владеть формами и методами специального обучения, в том числе внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные практики и т.п.
Организовывать различные виды внеурочной деятельности с учетом возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
Объективно оценивать знания обучающихся на основе вариативных методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Разрабатывать (осваивать) и применять современные психологопедагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Владеть ИКТ-компетенциями:
- Общепользовательская ИКТ-компетентность,
- Общепедагогическая ИКТ-компетентность,
- Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающаяпрофессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
Трудовые действия: Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках адаптированных основных общеобразовательных программ
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Участие в разработке и реализация программы развития образовательной организации в целях создания специальных условий для получения качественного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Планирование и проведение учебных занятий с учетом особенностей и возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Систематический анализ эффективности учебных занятий
Формирование мотивации к обучению
Формирование универсальных учебных действий
Формирование жизненных компетенций
Формирование навыков, связанных с информационно коммуникационными технологиями (ИКТ-технологиями)
Организация осуществления контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения адаптированных основных общеобразовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Объективная оценка знаний обучающихся на основе вариативных методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: A/02.6
Другие характеристики: Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Название: Воспитательная деятельность
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
История, теория, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального образования в жизни личности и общества
Основы поликультурного образования
Клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разного возраста
Основы психолого-педагогической диагностики, особенности развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методологические принципы воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Методики воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в реализации комплексного подхода, виды и приемы специальных педагогических технологий
Содержание воспитательной деятельности в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию и проведение внешкольной деятельности (транспорт, места массового скопления людей, водоемы) с соблюдением правил техники безопасности и правил дорожного движения
Необходимые умения: Строить воспитательную деятельность с учетом возраста, особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, этнокультурных различий, половых и индивидуальных особенностей
Использовать в общении с детьми с ограниченными возможностями здоровья специальные вербальные и невербальные средства, признавать их достоинство, понимая и принимая их как равноправных участников образовательного процесса
Владеть методами воспитания (беседа, убеждение, внушение)
Создавать в учебных группах класса, студии дополнительного образования, кружка, секции, воспитательной группы, разновозрастные коллективы из обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей (законных представителей) и педагогов
Формировать ученический коллектив и осуществлять педагогическое руководство, с целью вовлечения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную активность
Осуществлять мониторинг и анализ реального состояния дел в детском коллективе, сохранять деловую атмосферу взаимной поддержки
Защищать достоинство и интересы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, осуществлять помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, оказавшимся в трудной жизненной ситуации
Находить воспитательную ценность учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и включение в практическую деятельность обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
Владеть формами организации внешкольной деятельности (экскурсия, поход, посещение объектов спорта, культуры и отдыха, предприятий торговли, организаций здравоохранения, правоохранительных органов)
Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
Трудовые действия: Формирование представлений об объектах окружающей действительности, явлениях, происходящих в общественной жизни, способах взаимодействия людей друг с другом, правилах поведения, принятых в обществе
Осуществление духовно-нравственного, общекультурного и личностного развития (патриотическое, правовое, экологическое, экономическое, трудовое, физическое, половое, санитарногигиеническое, антиалкогольное и антинаркотическое,
эстетическое) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
Регулирование поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения безопасной образовательной среды
Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их, как на уроках, так и во внеурочной деятельности
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей, характера и
степени проявления недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Определение и принятие правил поведения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка в образовательной организации
Проектирование и реализация воспитательных программ
Реализация воспитательных возможностей различных видов урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (учебная, игровая, трудовая, спортивная, художественная, общественная и т.д.)
Проектирование и моделирование воспитывающих ситуаций и событий, развивающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции, ценностные установки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Помощь и поддержка в организации деятельности органов управления обучающихся (совет обучающихся)
Создание и обеспечение охранительного педагогического режима, поддержание эмоционально положительной атмосферы и традиций образовательной организации
Формирование толерантности в меняющейся поликультурной среде
Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Вид:ОТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: B
Другие характеристики:
Название: Педагогическая деятельность по проектированию и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Возможные наименования должностей, профессий: Олигофренопедагог,
Сурдопедагог,
Педагог-дефектолог,
Тифлопедагог,
Учитель-дефектолог,
Учитель-логопед
Особые условия допуска к работе: К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Требования к образованию и обучению: Высшее образование по направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), высшее образование по специальности «Дефектология», либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Требования к опыту практической работы: Требования к опыту практической работы не предъявляются
Трудовые действия:
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: B/01.6
Другие характеристики: Соблюдение правовых, нравственных и этических норм,требований профессиональной этики
Название: Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования
История, теория, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального и инклюзивного образования в жизни личности и общества
Современные тенденции развития дошкольного образования Современные концепции нарушения развития в детском возрасте
Особенности детей с различными недостатками развития раннего и дошкольного возраста
Методы обследования детей раннего и дошкольного возраста
Вариативные модели дошкольного образования и особенности организации работы с детьми раннего возраста в условиях службы ранней помощи и дошкольной образовательной организации
Необходимые умения: Организовывать ведущие в раннем и дошкольном возрасте виды деятельности, с учетом особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Использовать методы психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
Владеть всеми видами развивающей деятельностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста
Организовывать образовательный процесс с учетом особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Трудовые действия: Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации, через обеспечение безопасности жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, поддержание эмоционального благополучия ребенка с ограниченными возможностями здоровья в период пребывания в образовательной организации
Планирование и реализация образовательной работы в группе с детьми с ограниченными возможностями здоровья раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного 10 образования
Раннее выявление детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы для организации психологопедагогического сопровождения и возможного изменения образовательного маршрута
Организация и проведение мониторинга освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья образовательной программы и анализ образовательной работы в группе с детьми раннего и/или дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Определение образовательных и коррекционных задач с учетом специальных образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и/или дошкольного возраста Разработка педагогических рекомендаций специалистам для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы
Формирование психологической готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к школьному обучению Организация позитивного психологического климата в инклюзивной группе и условий для доброжелательных отношений между детьми и толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Организация с детьми с ограниченными возможностями здоровья, ведущих в раннем и дошкольном возрасте видов деятельности: предметная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, создавая специальные условия, соответствующие специальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья
Консультирование родителей в связи с трудностями в освоении ребенком программой дошкольного образования
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей с ограниченными возможностями здоровья раннего и дошкольного возраста
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: B/02.6
Другие характеристики: Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Название: Педагогическая деятельность по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Основные и актуальные для современной системы образования, теории обучения, воспитания и развития детей
Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и содержание адаптированных основных общеобразовательных программ
Методология специального образования
Теории и методы управления образовательными системами, специальные образовательные условия, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов, средств обучения и их дидактические возможности
Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационноуправленческих задач (педагогика, психология, специальная педагогика, специальная психология, медицина, нейрофизиология, возрастная физиология, школьная гигиена; специальные методики преподавания)
Психолого-педагогические особенности учащихся разного возраста с различными недостатками в развитии Современные педагогические технологии реализации деятельностного, компетентностного, индивидуально- дифференцированного подходов с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Специальные дидактические основы, используемые в образовательном процессе специальных образовательных технологий Образовательные программы и учебники по преподаваемому предмету
Особенности региональных, этнокультурных, языковых условий, в которых реализуется используемая адаптированная основная общеобразовательная программа
Методы и технологии поликультурного обучения
Правила внутреннего трудового распорядка
Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Необходимые умения: Владеть специальными вербальными и невербальными средствами общения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и их родителями
Организовать урочную и внеурочную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, опираясь на достижения специальной педагогики и специальной психологии, медицины, нейрофизиологии и возрастной физиологии, школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
Применять современные образовательные технологии, включая информационные, дистанционные, а также цифровые образовательные ресурсы Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием
Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой
Разрабатывать рабочую программу по учебному предмету, на основе адаптированных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение Формулировать вариативные виды учебных задач (учебнопознавательных, учебно-практических, учебно-игровых) с учетом дифференцированного подхода и организовывать их решение (в 13 индивидуальной или групповой форме) в соответствии с особенностями познавательного и личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Организовать самостоятельную учебную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими специалистами проектировать и своевременно корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) Разрабатывать и реализовывать практико-ориентированное обучение с элементами проблемных ситуаций, оперативно обсуждать с обучающимися актуальные явления и события жизни современного общества
Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронного документооборота). Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, специальным индивидуальным программам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, средствами их профилактики и разрешения
Трудовые действия: Проектирование образовательного процесса на основе федеральных государственных образовательных стандартов образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом вариативных особенностей развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Организация и реализация пропедевтического периода на начальных этапах обучения для адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к образовательному процессу в школе
Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья социальной позиции обучающихся
Определение совместно с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, родителями (законными представителями), другими специалистами зоны его ближайшего развития, разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения адаптированных основных общеобразовательных программ
Формирование общекультурных компетенций и понимания места учебного предмета в общей картине мира Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося эффективных способов его обучения и развития, специальных образовательных условий для достижения оптимальных результатов
Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом особенностей психического развития лиц разных категорий, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Организация образовательного процесса с учетом своеобразия развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом особенностей развития обучающихся разных категорий Организация предметных олимпиад, конференций, викторин в образовательной организации
Вид:ОТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: C
Другие характеристики:
Название: Коррекционно-развивающая деятельность по преодолению и профилактике недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организациях сферы здравоохранения и социального обслуживания
Возможные наименования должностей, профессий: Олигофренопедагог,
Сурдопедагог,
Педагог-дефектолог,
Тифлопедагог,
Учитель-дефектолог,
Учитель-логопед (логопед)
Особые условия допуска к работе: К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Требования к образованию и обучению: Высшее образование по направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), высшее образование по специальности «Дефектология», либо высшее образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной
организации.
Требования к опыту практической работы: Требования к опыту практической работы не предъявляются
Трудовые действия:
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: C/01.6
Другие характеристики: Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Название: Коррекционная деятельность
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
История, теория, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место специального и инклюзивного образования в жизни личности и общества
Современные концепции нарушения развития в детском возрасте Особенности детей с различными недостатками развития разного возраста Основные дифференциально диагностические признаки отклонений в развитии детей
Методы психолого-педагогической диагностики недостатков развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Методы коррекции недостатков развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах
Особенности и проблемы семей, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья и специальные технологии работы с семьями
Технологии консультативной работы со специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов и др., осуществляющими комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи
Необходимые умения: Анализировать документацию специалистов (врачей, психологов, педагогов, социальных работников, работников правоохранительных органов и т.д.)
Владеть методами психолого-педагогической диагностики недостатков развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Организовывать психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья с различными недостатками развития разного возраста
Составить заключение по результатам диагностики ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Разработать индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ограниченными возможностями здоровья Разработать программу коррекционной работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
Осуществлять мониторинг динамики преодоления недостатков развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья Взаимодействовать с педагогами, психологами образовательной организации
Взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в организациях здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов. Взаимодействовать с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья разного возраста, оказывать им консультативную помощь, обучать доступным приемам коррекционно-развивающей работы
Взаимодействовать со средствами массовой информации, общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям Взаимодействовать в социальных сетях по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям
Трудовые действия: Анализ медицинской, психологической и педагогической документации для построения комплексной программы обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной работе
Разработка программы обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Выявление в ходе педагогического обследования потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной работе
Подготовка педагогического заключения по результатам диагностики недостатков развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных коррекционных программ на основе результатов диагностики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Применение специальных методов и технологий коррекционной работы
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума Мониторинг динамики преодоления недостатков развития в результате коррекционной деятельности
Изучение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья для выявления потребности в комплексном сопровождении Консультирование родителей и других специалистов с целью профилактики вторичных недостатков в развитии ребенка
Разработка совместно с родителями семейно центрированных программ сопровождения ребенка раннего и дошкольного возраста; ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития
Просветительская деятельность, направленная на формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, их семьям
Сетевое взаимодействие со специалистами организаций здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, включения их в образовательное пространство и жизнь общества
Вид:ТФ
Уровень: 6
Код для ТФ: C/02.6
Другие характеристики: Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Название: Развивающая деятельность
Возможные наименования должностей, профессий:
Особые условия допуска к работе:
Необходимые знания: Педагогические закономерности организации развивающего обучения
Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития
Возрастные и клинико-психолого-педагогические особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Особенности отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
Необходимые умения: Психолого-педагогическая поддержка ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей поведения и эмоционального состояния
Использовать в практике своей работы психологические подходы: онтогенетический, культурно-исторический, деятельностный и развивающий
Осуществлять совместно со специальным психологом и другими специалистами психолого-педагогическое сопровождение адаптированных основных общеобразовательных программ и адаптированных общеобразовательных программ
Составить психолого-педагогическую характеристику обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
Оценивать образовательные результаты: предметные и метапредметные компетенции, динамику личностного развития
Трудовые действия: Выявление в ходе педагогического наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, связанных с особенностями их развития
Применение методов психолого-педагогической диагностики для оценки особенностей, уровня и динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Оценка параметров и проектирование психологически безопасной, комфортной и доступной образовательной среды, разработка программ профилактики дезадаптации в образовательной организации
Оказание адресной психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
Взаимодействие с другими специалистами в рамках психологомедико-педагогического консилиума, психолого-медикопедагогической комиссии
Разработка совместно с другими специалистами и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Формирование системы саморегуляции поведения и деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на разных возрастных этапах Разработка совместно с родителями семейно центрированных программ развития ребенка раннего и дошкольного возраста; ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития