Публикации Картотека прогулок

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Картотека прогулок
Автор: Савенко Полина Николаевна

Сентябрь.Карточка №1Тема: Наблюдение за состоянием погоды. Цель: Учить определять время года по характерным признакам. Ход наблюдения: Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце), отметить, какое небо (хмурое), какая погода (хмурая)братить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва. Если на деревьях листья пожелтели,Если в край далекий птицы полетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время осенью зовется. Майа Ходякова .Д/ игра: «Что бывает осенью». Цель: Учить называть признаки осени. П/игра: «Воробушки и автомобиль». Цель: Учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. Труд в природе: Уборка игрушек на веранде. Цель: Воспитывать желание оказывать посильную помощь воспитателю. Индивидуальная работа: Прыжки на двух ногах с продвижением. вокруг песочницы. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №2Тема: Рассматривание сухого песка. Цели: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.Ход наблюдения: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый).Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок).Легко ли сыплется песок? (Легко).Как можно назвать песок? (сыпучий). Д/ игра: «Что я построю из песка» - дети рассказывают, что можно построить из песка. Цель: Научить составлять предложения на заданную тему. П/игра: «Воробушки и автомобиль». Цель: Учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место. Труд в природе: Поливание песка для игры. Цели: Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым; закреплять знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить пирожки для кукол.Индивидуальная работа: Пройти по листикам четко наступая на выложенную дорожку. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом. Карточка №3Тема: Рассматривание клумбы. Цели: Продолжать учить различать и называть два цветущих растения по цвету, размеру, обращать внимание на их окраску; воспитывать любовь к природе. Ход наблюдения: На прогулке подвести детей к клумбе, где растут ромашки, бархатцы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них. Бархатцы бывают низкорослыми и высокими, разных золотисто-оранжевых оттенков. Цветки мелкие и крупные, листья рассеченные, пестрые, с резким запахом. Растут быстро, цветут до морозов. Ромашка — высокое изящное растение с мелкими белыми цветочками. Цветет очень долго, до глубокой осени. Хорошо растет на солнечных участках. Д/ игра: «Какой цветок?» Описать предложенный цветок. Цель: Развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас. П/игры: «Птичка в гнездышке». Цели: Учить ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро, действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. Труд в природе: Выкапывание бархатцев и пересадка их в ящики для дальнейших наблюдений в уголке природы. Цель: Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями. Индивидуальная работа: Метание мяча в цель – развивать меткость. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом. Карточка №4Тема: Наблюдение за облаками.Цели: Познакомить с различными природными явлениями; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде; формировать творческое отношение к делу. Ход наблюдения: Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя. Д/ игра: «На что похоже облако?» Цель: Развивать фантазию, речь детей. П/игра: «С кочки на кочку». Цели: Продолжать учить подпрыгивать на двух ногах; спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания. Труд в природе: Сбор опавших листьев и другого мусора на участке. Цель: Приучать соблюдать порядок на участке детского сада. Индивидуальная работа: Перепрыгнуть дорожку из листьев. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом Карточка №5Тема. Наблюдение за птицами. Цели: Продолжить наблюдение за птицами на участке; учить различать основные части тела; развивать и воспитывать бережное отношение к птицам. Ход наблюдения: Осенью можно часто увидеть, как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм. Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.) Д/ игра: «Угадай по описанию». Цель: Учить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия. П/игра:«Попади в круг». Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движения, ловкость. Труд в природе: Кормление птиц. Цели: Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка); воспитывать желание ухаживать за животными. Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах вокруг дерева – упражнять в прыжках с продвижением вперёд. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.Карточка №6Тема. Наблюдение за дождем.Цель: Продолжать знакомить с природным явлением — дождем. Ход наблюдения: В дождливую погоду предложить детям понаблюдать из окна, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по стеклу. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный), определить, какой дождь. (Сколько знаю я дождей? — Сосчитайте поскорей. Дождик с ветром, дождь грибной, Дождик с радугой-дугой. Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом. А. Тараскин.)Д/ игра «Кто, что делает?» Цель: Учить подбирать глаголы. П/игры «Пузырь» . Цель: Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Ход игры: дети встают в круг и со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся. Пух!»Увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают. Труд в природе: Поливка дождевой водой растений в группе. Цель: Воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями. Индивидуальная работа. Игровое упражнение «По мостику» - упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.Карточка №7Тема: Наблюдение за ветром.Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.Ход наблюдения: С детьми младших групп слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко. С детьми в ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый – слегка качает листья и мелкие ветки, относить падающие листья чуть в сторону; сильный – качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья ). Почему так не спокойно ведут себя деревья?Д/игра: «Какой ветер?» - дети , рассуждают о ветре, описывают его. Цель: научить подбирать относительные прилагательные. (Пальчиковая игра: «Осень» Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой. Вот последний лист с осинки. Ветер бросил на тропинку. ) П/игра: «Мы — листочки». Цели: Учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. Труд в природе: Собрать разлетевшиеся от ветра листья. Индивидуальные работа: прыжки в высоту на месте.Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.Карточка №8Тема. Знакомство с пешеходным переходом. Цели. Закреплять знания о правилах поведения на улице; воспитывать внимание и навыки ориентировки в пространстве. Ход наблюдения. Пригласить детей на прогулку вокруг детского сада. Объяснить им, что с этой минуты они становятся пешеходами и должны строго соблюдать правила дорожного движения: двигаться только по пешеходной дорожке (тротуару), не спешить, быть внимательными, крепко держать друг друга за руку, не кричать, внимательно слушать воспитателя. Машин на улице очень много, и чтобы не случилась авария, водитель должен знать и выполнять Правила дорожного движения. Как называются люди, которые идут по улице? (Пешеходы). Место, где ходят люди, называется тротуар. Пешеходы должны идти только по тротуару. А если пешеходам нужно перейти дорогу, то они должны переходить только по пешеходному переходу. Дети подходят к пешеходному переходу. Д/ игра «Сигналы светофора». Цель. Учить различать сигналы светофора. П/игры «Воробушки и автомобиль». Цель. Закреплять знания о правилах дорожного движения, ориентировке в пространстве. Труд в природе. Предложить детям сгребать сухие листья в определенное место, наполнять ими ведерки и уносить в контейнер. Цель. Учить правильно, пользоваться граблями, наполнять ведерки до определенной мерки. Индивидуальная работа. Игровое упражнение Брось мяч вверх и поймай.Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.Карточка №9Тема. Наблюдение за листопадом. Цели. Учить определять признаки осени; развивать наблюдательность; воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе. Ход наблюдения. Обратить внимание детей на опавшие листья. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска. (Падают, падают листья, Желтые, красные листья В нашем саду — листопад. По ветру вьются, летят. Маргарита Ивенсен. )Д/ игра: «Красивые листочки». Цель: Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Развивать связную речь. П/игры «Мы — листочки». Цели. Учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. Труд в природе. Сбор разноцветных листьев. Цель. Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Индивидуальная работа. «Весёлые зайчата» упражнять в прыжках. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №10 Тема. Наблюдение за солнцем. Цели. Вырабатывать представление о том, что когда светит солнце — на улице тепло; поддерживать радостное настроение. Ход наблюдения. В солнечный день предложить детям посмотреть в окно. (Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки, Очень рады солнышку. А Барто) Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду. (Сегодня светит солнышко — тепло.) Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, чтобы они поиграли с ним. Навести луч на стену. Солнечные зайчики играют на стене, Помани их пальчиком — пусть бегут к тебе. Вот он светленький кружок, вот, вот, левее, левее — убежал на потолок. По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его. Д/игра «Кто что умеет». Цель. Активизировать употребление в речи глаголов. П/игры. «Попади в круг». Цели. Совершенствовать умение действовать с предметами; учить попадать в цель; развивать глазомер, ловкость. Труд в природе. Сбор камней на участке. Цель. Продолжать воспитывать желание участвовать в труде. Индивидуальная работа. Игры с песком и камешками «Укрась пирожное» - развивать творческие способности, воображение. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №11Тема: Что нам осень подарила? Цель: Закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет. Ход наблюдения. Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы и т.д.). Назвать 3—4 плода, их величину и цвет. Уточнить их запах и вкус. ( Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим: Что в подарок принесла? Е. Благинина Д/играНазови одним словом». – подобрать обобщающие слова к предложенным примерам. Цель. Закрепить обобщающие слова: овощи, фрукты, ягоды, цветы. П/игра:. «У медведя во бору» Цель — научить действовать согласно словам текста, развить быстроту и ловкость. Ход игры. Дети подходят к «спящему медведю» со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл! На последние слова убегают от «медведя». Труд в природе. Собрать и засушить красивые листья для поделок. Индивидуальная работа: Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку- развивать координацию движений. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №12 Тема: Осмотр участка детского садаЦель: Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе с известными им цветами, деревьями, кустарниками. Ход Наблюдения: Является ли участок для кого-нибудь домом? Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка? (Участок – дом для многих растений и они растут, хорошо себя чувствуют, потому что для их жизни есть все: питательная почва, много влаги, солнечного света и тепла.) И для детей приятно и полезно для здоровья гулять на чистом красивом участке. Поэтому об участке надо заботиться. Теперь поищем ипосмотрим, сколько насекомых у нас на участке? Сколько их было летом? Как они ведут себя сейчас (осенью)? Сравнение с летом.. Д/игра «Найди дерево».Цель — распознать деревья по признакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы. П/игра «Найди свой домик» Цель: воспитывать умение ориентироваться в пространстве, бегать по одному всей группой. Ход игры: Дети сидят в домиках (нарисованы кругидоль одной стороны площадки. «Пойдем гулять», оворит воспитатель. Дети расходятся группами или в одиночку, кто куда хочет. По сигналу воспитателя «домой» все бегут в свой домик. Игра повторяется 3-4 раза. Если вначале дети недостаточно ориентируются в пространстве, можно разрешить забегать в любой домик. Потом вводится правило анимать только свой домик.Труд в природе: Заготовка и сушка листьев растений для гербария.Индивидуальные работа: Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев.Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №13Тема. Наблюдение за насекомыми осенью. Цель. Систематизация представлений о поведении насекомых осенью. Ход наблюдения. Куда исчезли кузнечики, которые стрекотали в траве? Почему не видно божьих коровок? Где все жуки и бабочки? (Они спрятались). От кого или чего они спрятались? (Им стало холодно). Куда они спрятались? (В трещины стволов деревьев, в щели домов). Что они там делают? (Они засыпают). Найти места, где спрятались насекомые, чтобы не погибнуть в течение долгой холодной зимы (Под корой деревьев, в опавших листьях). Собрать сухие листья с земли и просеять. Вывод: В листьях много разных живых существ. Рассмотреть их. Д/игра «Что умеют делать насекомые?» Цель. Развивать фантазию, умение выражать свои мысли, активизировать глаголы в речи детей. П/игры «Самолеты». Цель. Учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение. Труд в природе: Собрать крупный мусор. Цель. Воспитывать желание помогать взрослым. Индивидуальная работа. Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №14Тема. Многообразие осенних листьев. Цель. Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрыть новое понятие — «листопад». Ход наблюдения. Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья — все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю — это листопад. Падают, падают листья - В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят... М.Ивеисен Д/ игра «Узнай дерево по листочку». Цель. Закрепить названия деревьев. П/игры «Поймай листок». Цель. Развить умение подпрыгивать на месте как можно выше. Труд в природе: Собрать букет из осенних листьев. Индивидуальная работа. Запрыгивать в круг и выпрыгивать из круга, выложенного из осенних листьев. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом Карточка № 15Тема: Наблюдение за погодойЦель: Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду. Ход Наблюдения: Предлагаем рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что нанем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь? Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Д/ игра: Упражнение «Как шумит вода?»ель - закрепить произношение звуков [с], [ш]. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой звук издает вода, сочащаяся из крана. Дети произносят звук [с]. Затем дети вспоминают, какой звук производят волны, набегающие на берег, — звук [ш]. П/игра: «Догони мяч» Цель: воспитывать умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении. Ход игры: Воспитатель катит мяч вдоль дорожки и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2-3 раза. Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести. Труд в природе: Помощь в уборке участка группы. Индивидуальная работа: Брось мяч вверх и поймай Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №16Тема: Наблюдение за отлетом птицЦель: Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину. Ход Наблюдения: Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, как бы разговаривая друг с другом о дальней дороге) Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят). Д/игра «Угадай птицу по описанию». Цель : научить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. П/ игра :«Птички и птенчики» Цель: упражнять детей в беге врассыпную, учить выполнять команды воспитателя. Ход игры: «Я буду птица, а вы- мои птенчики», -говорит воспитатель, чертит большой круг (можно выложить круг из шнура). «Вот какое большое гнездо у птицы! Заходите в него!» Дети входят в круг и присаживаются на корточки. «Полетели, полетели, птенчики, зернышки искать», говорит воспитатель. Птенчики выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птица-мама летает вместе с ними. По сигналу «полетели, птенчики, домой» дети бегут в круг. Игра повторяется несколько раз. Труд в природе: Заготовка листьев и семян растений для кормления птиц. Индивидуальная работа: Отбивание мяча от земли.Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №17Тема. Наблюдение за кошкой.Цели. Расширять представление о домашнем животном кошке; воспитывать желание заботиться о животных. Ход наблюдения: Беседа на тему «Кто из животных живет с человеком дома?». Острые ушки, на лапках — подушки! Усы, как щетинки, дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит. Молоко пьет, песенки поет. Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет. ( Кошка) Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котятах. Дополнить: кошка — домашнее животное, живет с человеком, залезает на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком. Д/ игра: «Скажи какая?» Цель. Учить подбирать прилагательные. П/игра: «Догони меня». Цель. Учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость. Труд в природе. Очистить песочницу от листвы. Цель. Воспитывать желание содержать участок в чистоте. Индивидуальная работа. Перепрыгнуть дорожку из листьев - упражнять в прыжках. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №18Тема. Знакомимся с деревьями. Цель. Уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий». Ход наблюдения. Обратить внимание на деревья, кусты, показать ствол, ветки, листья. У деревьев стволы тонкие и толстые. Как это узнать? Предложить детям собрать веточки, рассмотреть их и определить, длинная или короткая, толстая или тонкая, на что похожа. Обратить внимание на то, что на деревьях осталось мало листьев. Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят... летят... летят... Е. Тутнева Д/игра: «Найди дерево». Воспитатель называет дерево, имеющееся на участке, дети находят его. Цель. Закрепить названия деревьев. П/игры «Паровозик». Цель. Учить детей двигаться в разных направлениях, в разном темпе, показывать предметы, передавать характерные движения животных, птиц. Упражнять в звукопроизношении голосу животных и птиц. Труд в природе. Собрать сухие обрезанные ветоки с кустарников. Цель. Воспитывать желание помогать взрослым. Индивидуальная работа. Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом Карточка 19. Тема: Наблюдение за собакойЦели: расширять представление о домашнем животном — собаке, ее внешнем виде, поведении; воспитывать любовь к животным. Ход наблюдения: Рассказать детям: рядом с домом стоит маленький домик — будка, в которой живет зверь. Этот зверь грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он грызет кости. Кто этот зверь? Заворчал живой замок, Лег у двери поперек, Две медали на груди. Лучше в дом не заходи! Дети вместе с воспитателем рассматривают собаку. Собака — домашнее животное, она любит своих хозяев, охраняет жилище, лаем предупреждает, что пришли чужие. Радуется, когда приходит хозяин. Хозяин тоже любит собаку, заботится о ней, строит для нее дом, кормит днем и вечером. Д/ игра: «Красивые листочки». Цель: Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Развивать связную речь. П/ игра: «Догони меня». Цели: - учить быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость. Труд в природе: Кормление птиц. Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Индивидуальная работа: Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг песочницы.Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка № 20.Тема: Наблюдение за работой дворникаЦели: продолжать воспитывать уважение к труду взрослых; учить приходить на помощь окружающим. Ход наблюдения: Обратить внимание детей на убранную территорию. Рассказать им об особенностях работы дворника, ее необходимости людям. Вызвать у детей желание соблюдать чистоту. Д/игра: «Назови одним словом».подобрать обобщающие слова к предложенным примерам. Цель. Закрепить обобщающие слова: овощи, фрукты, ягоды, цветы. П/ игра: «Найди себе пару». Цель: упражнять в беге, развивать выносливость и ловкость.Труд в природе: Расчистка площадок от листьев, веток. Цели: приучать детей помогать взрослым; учить правильным навыкам работы с веником; закреплять умение убирать инвентарь после работы на прежнее место.Индивидуальная работа : По ступенькам мы спускаемся, За перила держаться стараемся. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом Октябрь. Карточка №1Тема. Наблюдаем за солнцем . Цель. Познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня». Ход наблюдения: Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером. Смотрит солнышко в окошко, Смотрит в нашу комнатку. Мы захлопали в ладошки Очень рады солнышку. А Барто Д/игра: «Ласковые слова». Цель. Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. П/игра : «У медведя во бору» Цель: научить действовать согласно словам текста, развить быстроту и ловкость. Ход игры: Дети подходят к «спящему медведю» со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл! На последние слова убегают от «медведя». Труд в природе: Очистить песочницу от листвы. Цель: Приучать соблюдать чистоту и порядок на участке, побуждать оказывать помощь взрослым. Индивидуальная работа: Перепрыгнуть дорожку из листьев. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.Карточка №2Тема. Наблюдение за неживой природой. Ветер. Цель. Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей; развивать умение замечать изменения в природе; обогащать словарный запас. Ход наблюдения. Наблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья. Спросить у ребят, почему так неспокойно ведут себя деревья. «Ветер дует к нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок всё тише, тише, Деревцо всё ниже, ниже». (Н. Цветкова) Д/игра: «Кто это?» Цель. Называть домашних животных. Расширять словарный запас. П/игра: «С кочки на кочку». Цели. Продолжать учить подпрыгивать на двух ногах; спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания. Труд в природе: Наблюдение за работой дворника. Формировать положительное отношение к труду взрослых; приучать детей наблюдать за трудом дворника и определять нужность его труда, соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада. Собрать игрушки по окончании прогулки – воспитывать трудолюбие. Индивидуальная работа. Перепрыгнуть дорожку из листьев. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №3Тема. Наблюдение за птицами. Цель. Уточнить представления о перелётных птицах (журавль, ласточка, утка, гусь, лебедь, пеликан). Активизировать словарь малышей: развивать диалогическую речь. Воспитывать любовь к природе родного края. Ход наблюдения. Все с сожалением расстаются с перелётными птицами. Перелётными их называют потому, что они улетают в тёплые края. В жарких южных странах очень тепло, там никогда не замерзают реки и озёра. На земле нет толстого слоя снега. Кругом сочная зелёная трава. В тёплых краях много ягод, семян, насекомых. Это корм для птиц. А у нас во время зимних холодов голодно птицам. Вот они и собираются в стаи и летят на юг. Д/игра: «Чудесный мешочек». Цель. Продолжать развивать тактильные ощущения, умение выбирать предметы одной формы. П/игра: «Пузырь» . Цель: Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Ход игры: дети встают в круг и со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся. Пух!» Увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают . Труд в природе: Собрать веточки. Цель. Воспитывать у детей желание помогать. Индивидуальная работа. «Продолжи узор» взрослый рисует палочкой на песке простой узор или геометрическую фигуру. Цель: Развивать моторику, воображение, фантазию. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №4Тема. Наблюдение за берёзой. Цель. Познакомить с берёзой, её характерными особенностями. Уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья). Воспитывать любовь к природе. Ход наблюдения. Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.) Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые.) Какого цвета они были летом? (Зеленые.) Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Как вы думаете для чего они? (Через эти полоски дерево дышит). Гибкие тонкие веточки. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным . Д/игра: «Выложи фигуру»- Выкладывание геометрических фигур из камешков Цель. Закреплять знания геометрических фигур, развивать мелкую моторику. П/игра: :«Попади в круг». Цели: совершенствовать умение действовать с разными предметами; развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками; развивать глазомер, координацию движения, ловкость. Труд в природе: Подметание дорожки, ведущей к участку. Цель: Учить правильно пользоваться веничками, воспитывать трудолюбие. Индивидуальная работа. Ходьба с выполнением заданий взрослого: поворот, обойти предметы. Развивать навыки основных движений. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.Карточка №6Тема. Наблюдаем за небом и облаками. Цель. Продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей; развивать умение замечать изменения в природе; обогащать словарный запас. Уточнить понятие «туча». Ход наблюдения. Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце.) Осень все-таки теперь! Солнце бледнее, небо холоднее. Е. Благинина Пушистая вата Плывет куда-то. Чем вата ниже — Тем дождик ближе. (Туча) Д/игра «Какое небо?» - дети рассматривают небо, описывают его. Цель. Учить подбирать относительные прилагательные. П/игра «День — ночь». Цель . Развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации. Труд в природе. Собрать природный материал. Индивидуальная работа. Брось мяч вверх и поймай азвивать ловкость. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.Карточка №7Тема. Что такое воздух. Цель. Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей; развивать умение замечать изменения в природе; обогащать словарный запас. Ход наблюдения. Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим? Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания). , Д/игра. «Какой воздух?» - дети рассуждают о воздухе, описывают его. Цель. Учить подбирать относительные прилагательные. П/игра «С кочки на кочку». Цели. Продолжать учить подпрыгивать на двух ногах; спрыгивать с высоких предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях; совершенствовать навыки перепрыгивания. Труд в природе: Уборка участка от листьев. Цель. Воспитывать у детей желание помогать. Индивидуальная работа. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед вокруг песочницы. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материаломКарточка №8Тема. Наблюдение за погодой. Цель. Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду. Ход наблюдения. Предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь? Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог. Д/ игра: «Угадай по описанию». Цель. Учить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия. П/игра :«Догони мяч». Цель. Воспитывать умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении. Труд в природе. Помощь в уборке участка группы. Цель. Воспитывать у детей желание помогать. Индивидуальная работа. Брось мяч вверх и поймай- развивать координацию движений. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.Карточка №9Тема. Наблюдение за отлетом птиц. Цель. Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину. Ход наблюдения. Есть ли сейчас мухи, комары, бабочки? Где они? Ими кто-нибудь питается? (Птицы) Чем эти птицы питаются сейчас? (Этим птицам сейчас питаться нечем). Как им быть без пищи? Что же они делают? (Они собираются к отлету в теплые края) Как они ведут себя? Как вы это замечаете? (Собираясь в большие стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед полетом, то садятся на провода и щебечут, как бы разговаривая друг с другом о дальней дороге) Через несколько дней мы их увидим? (Через несколько дней мы их уже не увидим, они улетят. Д/игра «Угадай птицу по описанию». Цель. Учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. П/игра: «Птички и птенчики» Цель. Упражнять детей в беге врассыпную, учить выполнять команды воспитателя. «Птички, раз! Птички, два!» Цель. Учить детей выполнять движения, счету. Труд в природе. Заготовка семян растений для кормления птиц. Цель. Воспитывать желание заботиться о птицах. Индивидуальная работа. Игровое упражнение «Мой мяч» чить ловить и подкидывать мяч. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.Карточка №10Тема. Наблюдение за природой после осеннего дождя. Цель. Способствовать формированию целостной картины мира, расширять кругозор детей. Развивать умение замечать изменения в природе; обогащать словарный запас. Работать над развитием речи посредством вовлечения в общение. Воспитывать любовь к родному краю. Воспитывать основы безопасности жизни. Ход наблюдения. На улице после дождя воздух свежий, чистый. Воздух прохладный и приятный. Посмотрите вокруг. Всё такое чистое. Взгляните на травку. Что о ней можно сказать? Какая она? А дорожка после дождя какая? Да, дорожка тоже мокрая. Прошёл дождик по земле мокрыми пятками, похозяйничал, везде разбросал свои капельки- дождинки. Давайте ещё поищем его мокрые следы. Где гулял дождик? На скамейке, на цветах, на лесенке и.т.д. Дождь всё вокруг вымыл. И теперь всё вокруг чистое и яркое. Если на улице дождь, то нужно выходить на прогулку с зонтом. Обязательно надевать непромокаемую одежду и обувь. Осенью прохладно. От холода можно простудиться и заболеть. Но если правильно одеваться, то прогулка будет долгой и приятной. Д/ игра «Что нужно кукле?». Цель. Учить детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Развивать умение строить простые предложения. П/игра: «Найди свой домик» Цель. Учить детей находить свой домик, бегать, не задевая друг друга. Действия выполнять по сигналу воспитателя. Труд в природе. Очищать игрушки от песка и листьев, складывать их в корзину. Цель. Воспитывать трудолюбие. Индивидуальная работа. Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.Карточка №11Тема. Наблюдаем за одеждой людей осенью. Цель. Закреплять знание детей о предназначении этой одежды. Ход наблюдения. Обратить внимание детей на одежду, спросить, зачем надевают резиновые сапоги, плащи, берут зонт. Воспитатель связывает их с погодными условиями: холодно, идёт дождь… закрепляя материал предложить детям посмотреть, как одеты проходящие мимо участка прохожие. Дождик, дождик веселей, Капай, капай не жалей , Только нас не замочи К нам в окошко постучи. Д/игра: «Выложи фигуру»- Выкладывание геометрических фигур из камешков Цель. Закреплять знания геометрических фигур, развивать мелкую моторику. П/игра «Не замочи ног». Цель. Учить перепрыгивать через препятствия и приземляться на обе ноги. Труд в природе. Собрать веточки, подмести дорожки. Цель. Воспитывать у детей желание помогать взрослым. Индивидуальная работа. По ступенькам мы спускаемся, За перила держаться стараемся. Самостоятельно-игровая деятельность детей с выносным материалом.