Публикации Исследовательский метод на уроках музыки.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательский метод на уроках музыки.
Автор: Земцов Игорь Юрьевич

Исследовательский метод на уроках музыкиСегодняшняя, перед музыкальным образованием массовой школы жизнь ставит новые проблемы. Современной общеобразовательной школе нужна концепция музыкального образования с духовно-нравственными акцентами, с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования общей музыкальной культуры: не только слушать музыку, но и создать условия для  музыкально-творческого самораскрытия природного дара каждого ребенка, - только в этом случае музыкальное воспитание и образование может стать целостным и гармоничным.Актуальность педагогического метода исследования определяется тем, что он предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного урока музыки. Кризис традиционного образования признают почти все педагоги, и он явственно виден в следующих противоречиях обучения: - стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учащиеся не хотят учиться, скука, однообразие и не посильность учебы. В то время, как исследования, особенно индуктивные, формируют и развивают мотивацию учеников в сотрудничестве; исследование как форма коллективной деятельности включает каждого ученика в активную работу на весь урок.На сегодняшний день проблема использования исследовательских методов достаточно подробно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы, в частности на уроках музыки, должного внимания она не получила и требует дальнейшего изучения, научного обоснования, разработки фундаментальной методической базы.  В процессе работы над данной темой изучались труды отечественных и зарубежных музыкантов, педагогов и психологов: С.Л.Рубинштейна, Т.В.Кудрявцева, И.Я.Лернер, М.И.Махмутова, Ю.Б. Алиева, Д.Б.Кабалевского и др.  Термин «исследовательский метод» был предложен Б.Е. Райковым в 1924 году, под которым он понимал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте». В педагогической литературе, также используются другие названия этого метода: эвристический, лабораторно–эвристический, опытно–испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др. Выделяют также квазиисследовательскую деятельность — исследовательский путь учащегося, который предполагает пройти путь ученого, в результате которого открываются понятия, законы, правила. Однако Б.Е. Райков опровергает возможность применять исследовательский метод к другим наукам кроме естествознания. Другие же ученые - В.А. Шигалев, К.Н. Ягодовский – считают, что исследовательский метод должен быть единым для всех предметов, изучаемых в школе. К примеру, на уроке музыки, может быть следующая схема: 1)подготовительная беседа; 2)самостоятельная формулировка учащимися темы урока - исследования (пример: «Музыка на мольберте», «Музыка на картине» и т.п.); 3) коллективное выдвижение гипотезы (пример: «мы предполагаем, что музыку можно нарисовать»; 4) самостоятельная постановка вопросов (задач), ответив на которые в процессе урока учащиеся придут к опровержению или доказательству гипотезы (пример: «Кто рисовал музыку?», «Как нарисовать музыку?», «Зачем музыку рисуют?» 5) групповая работа по обработке информационных источников, подбор соответствующих примеров или доказательств 6) этап создания рисунков к музыке, исследование принимает форму опытно-экспериментального.Сущность исследовательского метода состоит в том, что обучающийся ставит в форме исследовательских заданий - проблемы и проблемные задачи, а учащиеся выполняют их совершенно самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск. В этом заключается основная сущность признака исследовательского метода. Использование исследовательского метода подразумевает следующие этапы организации учебной деятельности: определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования; выявление и формулирование общей проблемы; формулировку гипотез; определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез; сбор данных; обсуждение полученных данных; проверку гипотез; формулировку понятий, обобщений, выводов; применение заключений, выводов.Главной задачей и результатом целенаправленной исследовательской деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Методическими основами исследовательского метода на уроках музыки являются:1. Самостоятельность музыкального мышления учащихся, которые включаются в процесс активного познания музыкального искусства.2. Поисковая деятельность; неизвестное (о композиторе, эпохе и.т.д.) которое должно быть открыто. При практической реализации исследовательского подхода в обучении на уроках музыки необходимо использовать разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. В процессе выполнения исследований на уроках музыки у учащихся развивается самостоятельность, формируется ответственность, деловитость, готовность преодолевать трудности, стремление целенаправленно пользоваться научно-популярной, художественной, справочной литературой, словарями.Для реализации целей и задач исследовательского метода, целесообразно применять различные способы и приемы обучения, при которых учащиеся не только усваивают термины и определения, запоминают факты, но и умеют применять их на практике в аналогичных и измененных условиях.В рамках исследовательской работы учащиеся сами выбирают тему, формулируют гипотезу и проблему, цели и задачи, определяют актуальность проблемы, последовательность работы, предполагают ожидаемые результаты, перспективы дополнительной возможности развития исследовательской работы. За период исследовательской работы учащиеся нередко выполняют творческие задания:
  • выразить в стихах гипотезу, проблему, вывод для использования их в презентации;
  • подобрать стихи, созвучные музыкальным произведениям;
  • написать сочинение по прослушанному произведению;
  • проанализировать музыкальные произведения;
  • подобрать музыкальные произведения для озвучивания презентации.
  • Примеры тем исследования используемых на уроках музыки:Во 2 классе перед темой «Музыкальные инструменты», предлагается создать мини - исследовательский проект «Мой музыкальный инструмент». Групповая форма работы. Учащиеся мастерят на уроке шумовые инструменты, презентуют их на уроке классу, показывают способы игры на них. Работа заключается в исследовании того, что может издавать необычные шумовые звуки: баночки, крышечки, пуговки, столовые принадлежности. После представления инструментов исполняем необычным шумовым оркестром ритмический аккомпанемент к любой известной детской песни, можно с репертуара, исполняемого на уроке « хоровое пение». В четвертом классе можно провести исследовательский проект по теме «Опера». Цель этого проекта - разработка и сочинение своего либретто к новой опере. Сначала на уроках по этой теме ставится задача - найти и прочитать либретто опер и балетов, показывается, как тесно связаны искусство театра, литературы и музыки. А для закрепления пройденного материала предлагается написать либретто к небольшой опере.В процессе моей педагогической деятельности, нередко возникает проблема: как заинтересовать учащихся предметом? Ведь критерием успешности обучения становиться не только результативность в изучении учебных предметов, но и отношение ученика к возможностям собственного познания, приобретения личностного опыта в процессе обучения нестандартными средствами, стремлением самостоятельно добывать и использовать новые знания. Анализируя свои уроки, наблюдая за учащимися, вижу, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их индивидуальное усилие. Поэтому метод исследования открывает учащимся возможность творческого самовыражения в различных формах исполнительской деятельности – хоровом пении, художественной импровизации, музыкально-драматической театрализации. Исследовательский метод реализуется на уроке музыки в процессе всех видов учебной деятельности: при восприятии музыки, музицировании, выполнении занимательных и домашних заданий.Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились собирать и обрабатывать информацию, развили умение анализировать, интегрировать и применять полученные ранее знания по предмету «Музыка», у них расширился кругозор, стали более коммуникативными, активно участвуют в деятельности школьной, в конкурсах исследовательских, реферативных работ и сочинений. Таким образом, в соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения. Исследовательский подход предоставляет учителю широкие возможности  для совершенствования форм и методов своей работы, выводя ее на качественно новый уровень. Положительные результаты не заставят себя ждать.Список используемой литературы:
  • Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Издательство: Владос. Год издания: 2000 г. - 336 стр.
  • Каптерев П.Ф. Дидактические очерки // Избред.соч. – М.: Педагогика, 1982.-С.582.- 592с.
  • Лебедева, Л. И. Метод проектов в продуктивном обучении [Текст] / Л. И. Лебедева, Е. В. Иванова // Школьные технологии. – 2002. - № 2. – С. 116 -120.
  • Романовская М. Б. Метод проектов в образовательном процессе [Текст] / М. Б. Романовская // Журнал для администрации школ. – 2007. - № 1. – С. 118 – 143.
  • Рубинштейн М.М. Исследовательский метод в преподавании// Мир.-1926.-№5.- С.35
  • Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование [Текст] / А. И. Савенков // Школьные технологии. – 1998. -  № 4. – С. 144 – 148.