Публикации Психологические причины неуспеваемости учащихся

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологические причины неуспеваемости учащихся
Автор: Андриевских Яна Анатольевна

МКОУ Юргамышская СОШТема: Психологические причины неуспеваемости учащихсяПодготовила: заместитель директора по УМ работе Андриевских Я.А.р.п. Юргамыш, 2019ПланВведение…………………………………………………………………...………21. Причины неуспеваемости детей в школе…………………………………….32. Формы работы учителя и школьного психолога по преодоления недостатков учебной деятельности и мыслительных процессов у неуспевающих школьников………………………………………………….…..73. Природные особенности ребенка и трудности учения………………….…104. Как изменить отрицательное отношения неуспевающего к учению……...11Заключение……………………………………………………………………… 17Список литературы………………………………………………………….... ..18ВведениеВ наше время высококвалифицированный, профессиональный, отличный педагог должен обладать не только знаниями того предмета, который он ведет, но и быть тонким психологом для того, чтобы определить проблему неуспеваемости ученика и подобрать верный способ решить ее, поэтому выбранная тема актуальная.В данном сообщении приведена основная характеристика психологических причин неуспеваемости школьников и методы устранения проблем, связанных с основной темой.1. Причины неуспеваемости детей в школеСреди причин, приводящих к школьной неуспеваемости, достаточно часто встречаются отклонения в психофизическом развитии ребенка разной степени выраженности. Это могут быть случаи легкой умственной отсталости, нарушения зрения, слуха, речи, задержка психического развития, последствия минимальных мозговых дисфункции, легких церебральных нарушений и другие. В России эта проблема становится особенно актуальной в 90-е годы XX века в связи с появлением альтернативных учебных заведений и введением государственных стандартов на все виды образования. Происходящие в нашем обществе социально-экономические изменения, постоянное повышение требований общества к уровню общего образования обострили и проблему школьной неуспеваемости.Практика многолетнего обязательного всеобщего среднего образования показала, что, несмотря на большое внимание, уделяемое совершенствованию содержания образования и методик обучения, оснащению школьных кабинетов современными техническими средствами обучения, улучшению условий труда учителей, учить всех и учить хорошо при существующей традиционной организации учебно-воспитательного процесса невозможно.М.А. Данилов связывает неуспеваемость с движущими силами процесса обучения и его противоречиями. Согласно этой позиции, в тех случаях, когда противоречивое единство возможностей учащихся и того, что от них требуется, нарушается, возникает неуспеваемость. В. Оконь определяет неуспеваемость как нарушение взаимодействия между учениками, учителями и внешними условиями. А.А. Бударный справедливо указывает, что неуспеваемость есть понятие в известной степени условное, конкретное содержание которого зависит от установленных правил перевода учащихся в следующий класс. Поскольку в школе переводят в следующий класс тех, кто удовлетворяет минимуму требований, соотносящихся с баллом «три», то неуспеваемость выражаетсяоценками «два» и «единица». Это «абсолютная» неуспеваемость, которая соотносится с минимумом требований. Выдвигают и другое понятие, соотнесенное не только с минимумом требований, но и с возможностями отдельных учащихся. Это так называемая «относительная» неуспеваемость — недостаточная познавательная нагрузка тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требованияА.М. Гельмонт выделил три вида неуспеваемости в зависимости от количества учебных предметов и устойчивости отставания:1) общее и глубокое отставание — по многим или по всем учебным предметам длительное время;2) частичная, но относительно стойкая неуспеваемость — по одному-трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика);3) неуспеваемость эпизодическая — то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.Л.С. Славина выделила типы неуспевающих учащихся по доминирующей причине школьных неудач. Одну группу неуспевающих составляют учащиеся, у которых отсутствуют действенные мотивы учения, другую — дети со слабыми способностями к учению, третью — с неправильно сформировавшимися навыками учебного труда и не умеющие трудиться.Комплекс причин отставания уже, чем комплекс причин неуспеваемости, поскольку, как правило, рассматриваются только те условия, которые порождают невыполнение требований, при этом отдельные условия не сочетаются друг с другом.1. Дефекты физического и психического развития.2. Физическое состояние здоровых детей (болезни, ослабление организма, утомление).3. Дефекты умственного развития — слабость мыслительных операций, неразвитость мнемических процессов, речи, воображения.4. Возрастные особенности. Например, подростковому возрасту свойственны недисциплинированность, безответственность, некоторая переоценка своих возможностей, неусидчивость, неустойчивость устремлений, склонность к внеучебным занятиям и увлечениям. 5. Неудовлетворительные условия, в которых дети находятся в школе (отсутствие просторных помещений для отдыха, недостаток свежего воздуха и т.д.).6. Недостатки воспитательной работы — формальные требования к учащимся, неверие в их силы, отсутствие индивидуального подхода.7. Недостатки учебной работы: - преобладание репродуктивных методов, вербализм (установка на заучивание текстов), однообразие видов самостоятельной работы и дидактических средств, неправильная дозировка материалов урока;8. Недостаточно сознательное отношение родителей к образованию, недостатки семейного воспитания (неправильное стимулирование учения детей, низкий культурный уровень родителей и т.п.).9. Недостаточный уровень культуры педагогов, низкая методическая квалификация, направленность личности (например, неверная позиция учителя в вопросах преодоления неуспеваемости).Все эти факторы могут тормозить совершенствование процесса обучения, создавать предпосылки для отставания школьников и перерастания отставания в неуспеваемость.В каждом конкретном случае необходима совместная работа учителей, практических психологов и дефектологов. Важно установить не только характер проявлений, но и причины, вызывающие у детей трудности в обучении или отклонения в эмоционально-волевой сфере и поведении.3.Формы работы учителя и школьного психолога по преодоления недостатков учебной деятельности и мыслительных процессов у неуспевающих школьниковВ основе неуспеваемости лежит не одна причина, а несколько, и довольно часто они действуют в комплексе. Бывает и так, что на первоначальную причину неуспеваемости ученика наслаиваются новые, вторичные причины как следствие отставания в учебе. Эти причины также могут быть разнообразными, потому что школьники не одинаково реагируют на свою неуспеваемость.Учащимся старших классов свойственно дифференцированное отношение к учебным предметам в зависимости от их профессиональных намерений. Этим объясняется и обычно разное отношение к оценкам, полученным по отдельным предметам. Если неудовлетворительная оценка получена по предмету, не входящему в сферу будущих профессиональных интересов школьника, то отношение к ней будет более спокойным, чем к оценке по интересующему его предмету.Кроме того, отношение к оценке зависит от личностных особенностей школьника, таких, как мотивация, взаимоотношения с учителями, родителями, учащимися, характера самооценки и др.Причины, лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в две группы, к первой из которых отнести недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй – недостатки в развитии мотивационной сферы детей.Среди причин первой группы выделяют следующие три фактора:– несформированность приёмов учебной деятельности;– недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;– неадекватное использование ребёнком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности. 1. Если специально не обратить внимания на неправильные навыки и приемы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учебе. Самостоятельно обнаружить ошибочность своих способов учебной работы и произвести их замену на более эффективные школьник не может. Ему требуется помощь со стороны взрослого, но учителю эту помощь оказывать очень трудно. Ведь, для того чтобы вскрыть недостатки учебной работы ученика, он должен внимательно наблюдать за самим процессом этой работы, а не оценивать ее по конечному результату. Учитель просто не всегда в состоянии внимательно наблюдать за каждым учеником, если в классе 25-30 человек. Только в индивидуальной работе с учащимся, беседуя о том, как он выполняет то или иное учебное задание, можно обнаружить ошибки и промахи ученика, обратить на них внимание и внимание его родителей. Если ученик не принимает никаких советов, можно давать ему индивидуальные задания, которые неизбежно требуют новых способов работы. Такие задания не будут вызывать протеста у учащегося, поскольку они воспринимаются им вне связи с предложением изменить свои привычки. 2. Формирование мыслительных навыков у школьников происходит, как правило, стихийно, а поэтому далеко не у каждого, а если эти навыки и формируются, то не самым экономным способомИзвестно, что мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространенные из них – абстрагирование, обобщение, анализ, классификация, сравнение. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому, для того чтобы каждый учащийся активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально им обучать. Без овладения операциональной стороной мышления знание учебных действий и правил их выполнения оказывается бесполезным, поскольку ученик не в состоянии их применить. Итак, для преодоления неуспеваемости у интеллектуально-пассивных школьников необходимо формирование интеллектуальных умений. В этом направлении учителю должен помогать школьный психолог. Каждому неуспевающему учащемуся нужна специальная система индивидуального обучения (коррекционная программа), выработанная на основе анализа особенностей его мыслительной деятельности. Для анализа мыслительных процессов можно использовать тесты умственного развития, включающие задания на выполнение различных умственных операций. 3. Третий фактор, который может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся (напомню, что первые два – несформированность приемов учебной деятельности и недостатки развития психических процессов). Неадекватное использование учащимся своих устойчивых индивидуально-психологических особенностей.Полезными для слабых по своим нейродинамическим свойствам учеников будут следующие правила, используемые учителем: не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку; желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;– нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;– лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;– путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа “отлично”, “молодец”, “умница” и т.д.) нужно формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет ученику в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад и т.д.;– следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;– во время подготовки ответа нужно дать время для проверки и исправления написанного;– следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.Итак, были рассмотрены три причины неуспеваемости учащихся, связанные с недостатками их познавательной деятельности. Нельзя не учитывать, что трудности в учёбе очень часто пагубно отражаются на его личности. Испытывая эти трудности и не осознавая их причин, прилагая максимум усидчивости и старания, он, тем не менее, не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Вера в свои силы постепенно угасает. Если такому ученику своевременно не оказать помощи в преодолении трудностей и в восполнении имеющихся пробелов в знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая может стать устойчивой характеристикой его личности. Под влиянием неуспеха в решении одной учебной задачи он может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Интерес к учению падает. Неуспеваемость может привести таких детей к изоляции от коллектива, их социальный статус ухудшается. В крайних случаях возможно возникновение отвращения к школе, отказ от ее посещения.Рассмотрим ту группу причин неуспеваемости, которая связана с особенностями мотивационной сферы.Мотивационная сфера учения, т.е. то, что определяет, побуждает учебную активность, имеет сложное строение и изменяется в ходе индивидуального и возрастного развития школьников.Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации и осуществления необходимых педагогических воздействий. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять малейшие удачи ребёнка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему. Особое внимание следует уделить тому, чтобы не дать закрепиться новым неудачам. Для этого, тренируя волю ребёнка, нужно заставлять его доводить начатое дело до концаОсобое внимание стоит обратить на характер и форму порицания и поощрения отстающего ученика. Порицание ни в коем случае не должно касаться способностей ученика. Оно должно быть предельно конкретным и направленным на устранение ясно осознаваемых самим учеником недостатков (например, нарушений дисциплины, небрежности в работе и т.д.). Психологи рекомендуют порицание в форме простого удивления учителя по поводу наступившего ухудшения в работе или поведении ученика (“Я не ожидал”, “Меня очень удивило…” и т.д.).Немаловажно, каков тон речи учителя в момент порицания. Раздражение, злость в голосе вызывают только негативную реакцию ученика. Нужно стараться говорить с ним спокойно, доброжелательно и заинтересованно.Будет ли реально действующим этот вид учебной мотивации, во многом зависит от учителя. Роль школьного психолога, помогать учителю в формировании учебных интересов, в качестве консультанта.В своём докладе я остановилась на основных причинах учебных трудностей, которые могут возникнуть у ребёнка и привести его в разряд отстающих, неуспевающих учеников. Речь шла о нормальных в психическом отношении детях.неуспеваемость школьник учитель психолог3. Природные особенности ребенка и трудности ученияСреди нескольких факторов есть один, который может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся. Это неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально - психологических особенностей, среди которых - свойства нервной системы (н/с). Согласно современным представлением, свойства нервной системы имеют генотипическую природу и в этом смысле понимаются как практически неизменные, стабильные характеристики человека. Этот факт означает, что нельзя не считаться с индивидуально - типологическими особенностями и не учитывать их в педагогическом процессе. Среди основных свойств нервной системы можно выделить силу и подвижность. Сила н/с характеризует ее выносливость, работоспособность, помехоустойчивость к раздражителям. Противоположный полюс силы - слабость н/с. Человек со слабой н/с отличается невысокой работоспособностью, неустойчивость по отношению к сверхсильным и посторонним раздражителям, высокой чувствительностью. Другое свойство н/с - подвижность - определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Подвижной н/с противостоит инертная.Человека с инертной н/с характеризует замедленное протекание нервных процессов.4. Как изменить отрицательное отношения неуспевающего к учениюКак помочь учиться ребенку со слабым и инертным типом нервной системыЧаще всего среди неуспевающих детей, встречаются учащиеся со слабой и инертной н/с. Чтобы их учебная деятельность была успешной, следует придерживаться таких рекомендаций: 1)не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него;2) дать достаточно времени на обдумывание и подготовку;3)желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;4)не рекомендуется давать для усвоения в ограниченном промежутке времени большой материал, желательно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;5)лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;6)путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться, эта уверенность поможет ученику в экспериментальных, стрессовых ситуациях, контрольных, самостоятельных работах;7)следует осторожно оценивать неудачи учеников, ведь он и сам очень болезненно относиться к ним;8)следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Рекомендации по работе с детьми со слабой нервной системой:1. не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;2. желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;3. не рекомендуется давать для усвоения в ограниченном промежутке времени большой материал, желательно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;4. лучше всего не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;5. путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.д.) нужно формировать такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться, эта уверенность поможет ученику в экспериментальных, стрессовых ситуациях, контрольных, самостоятельных работах;6. следует осторожно оценивать неудачи учеников, ведь он и сам очень болезненно относиться к ним;7. следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Примеры ситуаций, в которых особые затруднения возникают у инертных учащихся:1. когда учитель предлагает задания, разнообразные по содержанию и способам решения;2. когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе;3. когда время работы ограниченно и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;4. когда требуется частичное отвлечение;5. когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой;6. когда оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;7. выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы. При работе с инертными учениками нужно особо обратить внимание на следующие моменты:• не требовать от них немедленного включения в работу, их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;• следует помнить, что инертные не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;• поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми они были заняты на перемене), не следует проводить их опрос в начале урока;• нужно избегать ситуаций, когда от инертного ученика требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным ученикам необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку;• в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-то другое;• нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал, следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.Особенности обучения детей застенчивых, неуверенных в себе:1. Стараться спрашивать их по желанию, с места, а только затем у доски.2. В случаи неуспеха к таким учащимся недопустимо применять порицание, нежелательно ставить плохие оценки, лучше дать возможность исправить их.3. Обучение должно строиться таким образом, чтобы дети не боялись делать ошибки.4. С такими детьми учитель должен быть особенно тактичным. Особенности обучения детей, ослабленных здоровьем:1) Их режим работоспособности существенно отличается от общего режима работы учащихся. Бессмысленно развивать у таких детей память методом тренировок, поскольку это может привести его еще в худшее состояние, еще сильнее истощив его нервную систему.2) Такому ребенку противопоказаны дополнительные занятия.3) Вместе с родителями необходимо составить режим дня, где большее внимание будет уделяться отдыху ребенка. Это поможет ему справиться с учебной нагрузкой.Особенности обучения импульсивных, расторможенных учащихся:1) Замечания, крик, угрозы на таких ребят не действуют. Причина их поведения коренится в особенностях функционирования нервной системы. Такие дети часто мешают на уроках, невнимательны, рассеяны, очень часто они попадают в категорию трудных.2) Таких детей желательно посадить на средний ряд - 1,2 парту. Стараться не обращать внимания на незначительные нарушения дисциплины. 3) Такому ребенку нужно давать индивидуальные задания, которые помогут ему включиться в работу. Такой ученик должен постоянно чувствовать, что он может справиться с заданиями.4) Хорошо сопутствует обучению таких детей игра на уроках.6.Как изменить отрицательное отношение неуспевающего к учению.Для такого неуверенного в себе ребенка характерно несоответствие между его отношением к трудностям и их действительными размерами. Под влиянием неуспеха в решении одной учебной задачи он может и остальные воспринимать как непосильные для себя. Интерес к учению падает. Неуспеваемость может привести таких детей к изоляции от коллектива, их социальный статус ухудшается. В крайних случаях возможно возникновение отвращения к школе, отказ от ее посещения. Дружеские связи эти дети начинают искать во внешкольных компаниях, иногда с отрицательной социальной направленностью.Все это делает понятным, почему преодоление неуспеваемости школьника должно начинаться как можно раньше, когда отставание в учебе не привело еще к столь тягостным последствиям. Если же время упущено, школьный психолог должен не только устранить первоначальную причину неуспеваемости, но одновременно пытаться избавиться от всего комплекса ее последствий.Рассмотрим ту группу психологических причин неуспеваемости, которая связана с особенностями мотивационной сферы.Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной его слабой успеваемости. Мотивационная сфера учения, т. е. то, что определяет, побуждает учебную активность, имеет сложное строение и изменяется в ходе индивидуального и возрастного развития школьников. Учебная деятельность, как считают психологи, является полимотивированной, и лежащие в ее основе различные побуждения образуют определенную структуру, иерархию. Так, например, у ученика может существовать направленность на процесс, на способы своих учебных действий, но в то же время он будет ориентироваться и на результаты, на оценку своего труда. У школьников, помимо сугубо познавательных потребностей, учебных интересов, могут действовать мотивы «избегания» неприятностей и т. д. В ходе индивидуального и возрастного развития изменяется и структура мотивации.ЗаключениеМы рассмотрели психологические причины неуспеваемости учащихся, связанные с недостатками их познавательной деятельности. Нельзя не учитывать, что трудности в учебе очень часто деморализуют ученика и пагубно отражаются на его личности. Испытывая эти трудности и не осознавая их причин, прилагая максимум усидчивости и старания, он тем не менее не добивается нужного эффекта и получает опыт беспомощности. Вера в свои силы постепенно угасает. Если такому ученику своевременно не оказать помощи в преодолении трудностей и в восполнении имеющихся пробелов в знаниях, то у него может возникнуть неуверенность в себе, которая может стать устойчивой характеристикой его личности.Список литературы
  • Акимова М.К., Раевский А.М. Этический кодекс психолога-диагноста //Психологическое обследование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тексты и методические материалы. Редактор-составитель Г.В.Бурменская. – М.; УМК «Психология». – 2003 – 0,5 п.л.
  • Акимова М.К. Два Векслера: сравнительный анализ //Психологическая диагностика – 2003 - № 1 – М.-Обнинск. – С.37-45 – 0,5 п.л.
  • И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Просвещение, 1991.— 303 с.: ил.— (Психол. наука—школе)
  • Матюшкин А.М. Теоретические вопросы проблемного обучения детей// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1981.