Публикации Роль педагога в личностном становлении младшего школьника

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль педагога в личностном становлении младшего школьника
Автор: Куклина Елена Викторовна

Роль педагога в личностном становлении младшего школьникаАвтор: Куклина Елена Викторовна,учитель начальных классов "Перелистав известные тома, Мы учим жить сердцами и словами, Мы знаем, наша помощь вам нужна, Ребятам с любопытными глазами. И каждый час, и каждую минуту О чьих-то судьбах вечная забота, Кусочек сердца отдавать кому-то Такая, брат, у нас с тобой работа!"С. Беляков Младший школьный возраст является таким периодом, в котором ребенок впитывает, накапливает и усваивает все то, что накопило для него человечество. С поступлением в школу у ребенка полностью меняется уклад жизни, режим и распорядок дня, складываются новые отношения с окружающими людьми, в том числе с учителем. Учитель начальной школы является посредником между детским миром и миром взрослых. Поэтому основная его задача - это воспитать развитую личность. В связи с этим можно утверждать, что на сегодняшний день данная проблема является актуальной в современном мире, так как учитель играет огромную роль в становлении и формировании его учеников, их социальной адаптации. От результатов деятельности педагога зависит то, каким будет наше общество завтра. Учитель ответственен за судьбу каждого из своих учеников. Эту проблему изучали такие ученые как: И.П. Подласый, В.А. Сластенин, Л.С. Выготский, Б. Т. Лихачев, В. А. Титов, О. Б. Дарвиш и многие другие.Личность младшего школьника, ее особенности. В начале школьного периода дети переполнены новыми впечатлениями от школы, от сверстников. У них происходит перестройка всех систем отношений, отличных от действительности. Поэтому часто у детей, которые хорошо подготовлены к школе проявляются иные, нетрадиционные для них особенности в поведении. Гамезо М.В выделил несколько таких факторов, которые оказывают влияние на поведение младших школьников: Первое - это внезапное изменение распорядка дня ребенка. Он сильно утомляется, так как с приходом в школу ребенок занимается только постоянной умственной деятельностью в отличие от детского сада, где дети в течение дня занимались игровой деятельностью. Учебная деятельность становится ведущей. Она является обязательной для каждого школьника. Второе - это влияние новых взаимоотношений. Сначала ученик полностью поглощен учебой, он не активно входит в контакт с окружающими, а иногда и чувствует то, что он «чужой» среди других. В-третьих - жизнь ребенка, становится, полностью связана с личностью учителя. Поведение и отношение учителя, совершенно отлично от поведения воспитателя. Воспитатель в детском саду заменял ребенку родителей, выполнял их функции, которые являются более интимными, чем функции педагога. Отношения учителя к младшему школьнику более деловые, поэтому ребенок чувствует некое напряжение, он более скован. В-четвертых - проявляются особенности в протекании психических процессов.Внимание ребенка неустойчиво. Ученик может быть сильно поглощен учительскойдеятельностью и не замечает ничего окружающего. Также проявляются некоторые особенности памяти. Иногда ученик забывает то, как выглядит учитель, где расположен его класс и где его парта. [1; c.122] В связи с тем, что было обозначено, можно сделать вывод, что для педагога очень важно в этот период составить представление о личности каждого из учеников и в первую очередь постараться включить каждого в новую жизнь класса и школы.Личностные качества учителя и их влияние на формирование личности ученика. Работа настоящего учителя начальных классов - это не только работа в области подачи знаний в какой-либо области, это еще и воспитание человека. В настоящее время в содержании образования прописаны такие компоненты, как обучение, воспитание, развитие и образование. Они связаны между собой, находятся в гармонии. По словам И.П. Подласого учитель организует учебно-воспитательный процесс в школе. Воспитанием и обучением могут заниматься и родители, и родственники, и другие люди, но учитель - это особая личность, так как только она знает что, где, как нужно сделать, как правильно это делать, в соответствии с педагогическими законами. [4; c.421]. Учитель является посредником между детьми и взрослыми. Он знает особенности детской психики. Труд учителя начальной школы, нельзя сравнить ни с каким другим, так как результат его труда - это сам человек, со всеми его личными качествами. В.А.Титов выделил основные личные качества, которые должны быть присуще всем педагогам. Первое - это профессионализм учителя начальной школы. Это некое собирательное свойство педагога. Представляет собой комплекс как психологических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим. [6; c.47] Профессионализм определяет не столько самообучение, а сколько направленность на обучение, не воспитание, а руководство воспитательными процессами. Ядро педагогического мастерства - это управление всеми процессами, которые обеспечивают становление личности человека. [2; c. 105] Второе качество - эмпатия. Это проникновение с помощью чувств в душевные переживания людей. Настоящий учитель должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить детей этому качеству. Это такое качество, которое сближает людей и их общение, оно становится доверительным. У учителя начальных классов эмпатия проявляется в отзывчивости педагога, в его чуткости и доброжелательности, а также заботливости. [6; c.48] Третье качество - педагогический такт, который проявляется в том, что учитель должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия. Педагог должен сочетать в себе как ласковое отношение, так и твердость, и строгость по отношению к ученикам, как доверие, так и контроль. Если педагог сохраняет тактичность, тем самым он показывает свое мастерство и профессионализм. Педагогическая зоркость проявляется в том, что учитель наблюдает за изменениями в развитии ребенка, он видит в нем какие-либо перспективы, помогает ему двигаться вперед. Педагог должен уметь чувствовать детей, понимать их. Пятое качество - это оптимизм педагога. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал, он должен верить в его силы и в результаты обучения. Шестое - культура профессионального общения - также немаловажное качествопедагога. Оно проявляется в том, что должны быть правильно организованы отношениямежду учителем и учеником, между самими учениками, между родителями ипедагогом и между педагогическим коллективом. Седьмое качество личности педагога - это педагогическая рефлексия. Это некий самоанализ и оценка своих результатов работы. Каждый педагог должен уметь оценивать свою работу, анализировать как успехи, так и неудачи. По мнению В.А. Титова существует несколько причин, когда педагог является непригодным. В первую очередь это отсутствие приведенных выше качеств личности или их деформация. Во-вторых - это халатное и небрежное отношение к своей работе. Эти причины он считает наиболее важными. [6; c.48] Целью современного образования является развитие учителей такого типа, которым присуще такие характеристики, как:- высокая социальная мобильность и активность;- высокая гражданская и патриотическая ответственность;- любовь к своей работе, к ученикам, а также способность учителя «отдать» свое сердце детям;- интеллигентность и высокая духовно-нравственная культура педагога;- высокий профессионализм педагога, а также инновационный стиль преподавания;- готовность постоянно саморазвиваться и работать над собой. По мнению И.П. Подласого учитель должен быть эталоном простоты и скромности, трудолюбия и благонравия, искусства молчания и разговорчивости, подавать пример своим детям. Своим происхождением профессия учителя начальных классов обязана обособлению образования в особую социальную общность, когда при разделении труда сформировался особый вид деятельности, назначение которого - подготовка подрастающего поколения к жизни в современном обществе, которая основана на приобщении учеников к ценностям и нормам человеческой культуры, привития им особых значимых социальных качеств личности. Социально-экономические перемены, происходящие в современном российском обществе, привели к изменению приоритетов в формировании личности. Умение общаться, самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем ценятся сегодня значительно выше, чем большой объем информации. [5; с.59] Как мы видим, многие педагоги, психологи отметили огромное нравственное воздействие учителя на учеников. Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития современного общества, их можно представить следующим образом: высокая культура учителя, нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих учеников к жизни, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к своему делу и высокая социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, отзывчивость, эрудиция и большая ответственность за своих учеников. Эти личные качества педагога должны быть привиты и личностным качествам учеников, чтобы они смогли жить, развиваться и продвигаться в нашей современной жизни и в нашем обществе без труда и проблем. Из опыта работы Мне, как учителю начальных классов и классному руководителю без опыта работы,начиная свой педагогический путь, было очень сложно определить с чего начать. Какбыть примером для своих учеников? Какие качества личности привить своим подопечным, чтобы они могли жить в современном обществе? Ведь в институте этому не учат. В моей работе самыми «классными» находками стали притчи. На мой взгляд, именно они могут очень глубоко раскрыть смысл всех жизненных позиций и ценностей и объяснить все тайны понятий «воспитание» и «обучение». Читая такие притчи и рассуждая о главных ценностях человека, мои ученики всегда чётко определяют, какие качества личности важны для ХОРОШЕГО человека. Как сказал Демокрит: «Быть учителем рискованное дело. В случае удачи последняя приобретена ценой большого труда и забот, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим».Каким же должен быть учитель и классный руководитель начальной школы? Мне бы хотелось предложить вашему вниманию МОЁ ВОЛШЕБНОЕ СОЛНЫШКО, с помощью которого я стараюсь сотворить чудо превращения маленького человека в УЧЕНИКА с большой буквы. Моё солнышко называется «СЕМЬ  У». 1. УМЕРЕННОСТЬ - сочетание спокойной требовательности с хорошим доброжелательным отношением к детям. По наблюдениям психологов дети почему-то больше любят требовательных учителей. Ребёнок должен знать, что если учитель даёт задание, он его обязательно проверит. С другой стороны, четкие дисциплинарные рамки на уроке при общении учитель - ученик создают ощущение безопасности. Когда ребёнок видит границы в поведении (что можно, что нельзя), не возникает страх и не рождается агрессия. Классы с высоким уровнем агрессии детей по отношению друг к другу это классы  со слабой дисциплиной.2. УСПЕШНОСТЬ - это история о том, что дети не любят пирожки ни с чем.Это значит, образ учителя начальной школы должен служить олицетворением активной успешной жизненной позиции. Например: «Наша Елена Викторовна самая лучшая, мы хотим ею гордиться. У неё всё получится, она всё может, она всегда во всём поможет».3. УДИВИТЕЛЬНОСТЬ - учитель начальной школы должен уметь удивлять. Ребёнок в начальной школе - это альпинист, стоящий у подножия высокой вершины, на которую ему предстоит взбираться  долгие 11 лет. Ребёнок приходит в 1 класс с широко раскрытыми от удивления глазами. Его удивляет всё! И учитель должен не только не погасить этот огонёк во взоре ученика, но и постараться разжечь его как можно ярче.Психологи считают, что оттого, насколько учителю начальной школы удастся сохранить мотивацию к обучению на протяжении 4 лет, настолько эта мотивация будет в дальнейшем. Недаром основная цель начальной школы - НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ!4. УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ - учитель начальных классов должен уметь разговаривать с детьми на их языке. Швейцарский психолог Жан Пиаже сказал, что «ребёнок - это не маленький взрослый». У детей свой мир, свой язык, свои понятия и определения. Конечно, не надо сбиваться на «птичий язык», но найти такие слова и формулировки, чтобы быть для ребёнка понятным и убедительным учитель начальной школы просто обязан!5. УВАЖИТЕЛЬНОСТЬ - понятно, что уважение к личности каждого маленького человечка – основа успешного общения на уроке и соответственно всего процесса обучения в начальной школе.6. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ - нервозность учителя на уроке всегда передаётся детям, что провоцирует страх: боязнь неверно ответить на уроке (конечно, я скажу неправильно, а Елена Викторовна начнёт ругаться). В таком случае даже зная правильный ответ, ребёнок будет сидеть, не поднимая руки.С другой стороны, урок в начальной школе не должен быть сухим. Учитель начальных классов не машина для выдачи научной информации. На уроке должно быть интересно, а иногда даже и весело. А в классах с нервозной обстановкой и неуравновешенным учителем дети боятся реагировать смехом даже на шутку учителя.7. УЛЫБЧИВОСТЬ - ещё Экзюпери сказал, что «улыбка - рабочий инструмент  учителя», а уж в начальной школе с помощью улыбки педагог может добиться всего. Единственное условие - улыбка должна быть искренней, потому что всё же самое главное – любить этого маленького человечка, только начинающего путь во взрослую жизнь. Профессия педагога, несомненно, одна из самых благородных и роль учителя в жизни человека чрезвычайно велика, переоценить ее сложно. Этот человек становится для детей проводником на пути к знаниям, он не только обучает своих учеников ряду предметов, но и заботится о правильном их восприятии, о мыслительном процессе, о личностной самореализации и раскрытии творческих способностей. Настоящий учитель с большой буквы также заботится о правильном формировании человеческой личности, с моральными принципами и устоями. Педагог не просто излагает факты, он учит анализировать их, учит думать, размышлять, иметь обо всем свое собственное суждение. Учителю необходимо умение прививать любовь к знаниям вообще и к отдельному предмету в частности, способность увлекать учеников, находить и развивать в каждом из них наилучшие качества. Важную роль играет учитель в воспитании, образовании, в процессе становления ребёнка. Именно благодаря ему происходит первое знакомство с миром науки, и во многом только от педагога зависит, насколько успешным оно окажется. А еще учителю необходимо умение уважать своих подопечных, видеть в каждом из них отдельную, уникальную индивидуальность. Ведь недаром говорят, что «Ребенок – это сосуд, данный взрослым на хранение». Следовательно, и относиться к нему нужно соответственно, как к частичке общества, с терпением, уважением и безусловной любовью. Кроме того, педагогу самому необходимо постоянно учиться, развиваться и познавать этот мир во всех его проявлениях. Ведь чему же может научить других человек, который не способен делать этого сам? Так, что роль учителя требует полной самоотдачи, непрерывного саморазвития, открытости и такта. При наличии этих качеств, педагог становится для своих учеников настоящим маяком, ориентиром в этом мире, о котором они вспоминают с теплом даже через несколько десятилетий после окончания школы. Счастлив тот человек, на пути которого встретился настоящий учитель, способный стать другом и проводником в мир знаний, во взрослую жизнь. Такой педагог – учитель по призванию, от Бога, и он навсегда останется в памяти и сердцах своих учеников.Список литературы1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.МВозрастная и педагогическая психология/ М.: Педагогическое общество России, 20032. Ефремов О.Ю. Педагогика. Краткий курс. / СПб.: 2009.3. Казанская В.Г. Психическое здоровье как результат воспитания. Понятие о психическом здоровье школьника. URL: 4. Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 20085. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001.6. Титов В. А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций: учебное пособие/ Приор-издат, 2008