Публикации Книга и чтение в современном мире

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Книга и чтение в современном мире
Автор: Андриевских Яна Анатольевна

Книга и чтение в современном мире Дети – «цветы жизни». Наши  дети  цветут  на  живом  стволе  нашей  жизни, это  не  букет, это  прекрасный  яблоневый  сад.  Трудно, конечно,  не  любоваться  таким  садом, трудно  ему  не радоваться, но  еще  труднее  не работать  в  таком  саду". А.С. Макаренко… В детской литературе должны быть особая яркость и полнокровность красок, совершенно явный реализм точное разделение светлого и темного. Здесь неуместен никакой импрессионизм, не должно быть никаких эстетических оттенков. Та прямая борьба светлого и темного, какая есть в сказке, должна быть и в каждой детской книжке…А.С. Макаренко «… Когда мы говорим о литературе для детей, мы одновременно чувствуем два определения: во-первых, мы утверждаем, что эта литература тоже должна быть художественной, во- вторых, мы утверждаем, что она обладает какими-то особенностями, которые делают ее именно литературой для детей». А.С. Макаренко.Книги - это переплетенные люди А. Макаренко Наследие великого педагога и социального реформатора Антона Семёновича Макаренко давно и заслуженно стало классикой отечественной и мировой педагогики. Однако восприятие идей Макаренко общественной мыслью, как в нашей стране, так и за рубежом переживало свои взлёты и падения.Новая волна интереса к наследию Макаренко — одному из немногих классиков истории педагогики, кто занимался в основном воспитанием, — связана со многими причинами. Прежде всего, это современная ситуация в России в области воспитания. Фактически полный отказ государства от своих приоритетов в воспитании в пользу обучения (по крайней мере до 1999 года), рост преступности, беспризорности, размах безнадзорности существенно дегуманизировали социальную среду. По мнению норвежского исследователя Анре Ролла значение теории и практики Макаренко столь велико, что только следующие поколения их по достоинству оценят. Исследователи творчества Макаренко из России, Украины, Белоруссии, Германии, Венгрии, Польши, Италии, Вьетнама, Китая, США, объединённые с 1991 года в Международную макаренковскую ассоциацию, полностью разделяют это мнение, стремясь приблизить эру Макаренко везде, где есть потребность в нравственно здоровом поколении. Вся жизнь великого педагога была связана с литературой; «учили меня книги», - писал он в статье «Максим Горький в моей жизни». Книги же помогали Антону Семёновичу в воспитании колонистов.А.С. Макаренко постоянно обращался к литературе не только как читатель и как писатель. Он являлся одним из пропагандистов литературы в советском обществе, и в первую очередь в среде тех, с кем общался непосредственно. Начинающим воспитателям он советовал читать книги его любимого писателя А.М. Горького.Педагоги, работавшие в колонии имени А.М. Горького, должны были руководить чтением воспитанников: знать, что читает каждый, «читает ли газеты, книги, получает ли их сам в библиотеке или читает случайные книги, интересуется ли он определёнными темами или читает все без разбора»«Одна из величайших и прекрасных особенностей советской литературы, - писал он, - постоянно, неиссякаемое звучание гуманизма, пленительная красота лучших человеческих стремлений, о которых на протяжении всей истории мечтали самые совершенные люди»«Каждая книга для детей, прежде всего, должна преследовать воспитательные цели, - писал он в статье «Воспитательное значение детской литературы».Художественная литература не должна развивать в ребёнке только воображение или ставить перед собой узкопознавательные цели. Точно так же нельзя выделять какую-нибудь специальную политическую цель, потому-то каждая наша книга должна быть наша книга должна быть книгой политической. Но как раз в области политического воспитания у нас часто грешат «толстой логикой», не замечая всей её неповторимости и вредности…»В другом труде, посвященном проблемам детской литературы, А.С. Макаренко писал, о неограниченности тематике книг для детского чтения: «Трудно представить себе такую тему, которая не могла бы быть предложена детям. Даже любовь, обыкновенно половая любовь, не может быть исключена из сферы «детской» тематики, во всяком случае, можно представить себе книгу для детей, в которой будет написано: «Он женился на ней, и они любили друг друга».О том, какими должны быть детские книги, сказано А.С. Макаренко в статье «Воспитательное значение детской литературы»: «В нашей книге должно быть много энергии, смеха, проказливости все это прекрасные детские черты, определяющие силу характера, его мажорность, его устойчивость и коллективизм. Наша детская книга должна быть ярко жизнерадостной».А.С. Макаренко большую роль отводил такому жанру, как сказка. «Хорошо рассказанная сказка, - писал он, - это уже начало культурного воспитания. Было бы весьма желательно, если бы на книжном полке каждой семье был сборник сказок».Он утверждал при выборе книг для детей раннего возраста « нужно отбросить те сказки, в которых  говорится о нечистой силе, о черте, о бабе–яге, о лешем, водяном, русалке. Такие сказки можно предложить детям только в старшем возрасте. В младшем же возрасте лучшими сказками будут сказки о животных.Особое значимым этапом в организации детского чтения А.С.Макаренко справедливо считал период, когда начинается обучение ребёнка грамоте. Ребёнок вступает в область книги и печатного слова, иногда вступает с неохотой, с трудом преодолевая те технические затруднения, которые ставят перед ним буква и самый процесс чтения. Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и не которую лень, возникающую в борьбе с трудностями.Не упускал педагог и таких, казалось бы, мелочей: «Книги нужно приобретать самые доступные, напечатанные крупным шрифтом, с большим количеством иллюстрации. Если даже ребёнок ещё не может прочитать их, то они, во всяком случае, возбуждают у него интерес к чтению и желанию преодолеть трудности грамоты.Знакомство с книгой … должно начинаться с чтения вслух. И в дальнейшем, как бы хорошо ни был грамотен ребёнок, чтение вслух должно составлять одно из самых широких мероприятий семьи. Только при помощи такого коллективного чтения можно направить читательские вкусы ребёнка и выработать в нём привычку критически относятся к прочитанному. Независимо от чтения вслух необходимо постоянно прививать ребёнку и охоту самому посидеть за книжкой. Самостоятельное чтение ребёнка направляется преимущественно школой, особенно в старшем возрасте, но и родители могут принести много пользы, если не оставят это чтение без своего внимания. Это внимание должно выражаться в следующем:а) должен контролироваться самый подбор литературы, так как ещё и теперь приходится наблюдать, как наши дети держат в руках книги, неизвестно откуда пришедшие;б) родители должны знать, как ребёнок читает книгу:в) наконец, необходимо приучать ребёнка к бережному отношению к книге.Но обязательно и семейное обсуждение прочитанного или, по крайней мере, разговор по поводу его…. Во время такого разговора не нужно родителям употреблять специальный поучительный тон. Обсуждение прочитанного должно иметь характер свободной беседы, и будет лучше, если такая беседа возникает как будто нечаянно по поводу того или иного домашнего дела или сказанного кем-нибудь слова. Если таких хороших поводов не найдётся, можно просто спросить, что сегодня интересного в газетах». Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребёнок. В дошкольном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи. Всё, что приходит на ум и сердце ребёнка из художественной детской литературы, как раз и приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором ребёнок делает свои нелёгкие шаги.Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир.По словам А.С. Макаренко - «…Искусство захватывает различные стороны ребёнка: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение…».Восприятие искусства является для ребёнка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребёнок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы участником.Детская художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагоги ДОУ обращают особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведению бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений в жизнь и деятельности детей. Каждый педагог нашего ДОУ, отбирая детскую художественную литературу, помнит, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребёнка зависит, прежде всего, от его художественной ценности.А.С. Макаренко писал: «Читатель должен различать своих героев и узнавать их с первого взгляда. Эти герои должны вызывать положительное или отрицательное чувства, но обязательно с разными оттенками. Одни должны вызывать преклонение, другие уважение, третьи любование, четвёртые радостную улыбку, пятые заботу и нежность.Педагоги ДОУ для воспитания положительных, отрицательных, и гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста используют такие народные сказки:«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Кукушка (ненецкая сказка)», «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, «Серебренное копытце» П. Бажова, «Конёк-Горбунок» П. Ершова, «Айболит» К. Чуковского, «На льдине» Б. Житкого и др. От содержания художественного произведения зависят воспитательные задачи, которые решают педагоги на занятиях.Детская книга в простых и ярких художественных образах даёт богатый материал и для знакомства с людьми разных профессий. Выбирая издания, рассказывающие о различных видах труда, педагоги руководствуются не только программными произведениями. В свободное от занятий время показывают и читают рассказы: «Обвал» Б.Желткова, «Едет спешит мальчик» М.Коршунова, «Голубой Винтик» О.Донченко, «Чем пахнут ремёсла» Д.Родари, «Кем быть» В.Маяковского, особенно полезны, так как посвящены одной теме - труду взрослых. В этих рассказах человек-труженик предан своему делу, обладает чувством долга, силой воли, самоотверженностью, заботится об окружающих людях. Труд героя связан с трудом других людей. Благодаря этому у детей есть возможность получить первые представления о коллективном труде людей, об их честном отношении к порученному делу.«Книга – величайшее достижение культуры, произведение искусства и могучее средство воспитания», - писал А.С. Макаренко, слушая художественное произведения:  С. Михалкова «Лев и собачка», Е. Пермяка «Надёжный человек», В Катаева «Цветик-семицветик», К.Ушинского «Сила - не право», А. Гайдара «Чук и Гек». Данные произведения помогают педагогам продолжить с детьми разговор о дружбе, о добром и справедливом отношении друг к другу, о том, что настоящий друг всегда поможет в беде. Эти произведения формируют в детях сочувствие, доброту, осуждает зло, у них вырабатывается определённое отношение к явлениям окружающей жизни, к поступкам людей.Для воспитания гуманного отношения к животным педагоги ДОУ используют произведения Н. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка», И.Тургенева «Муму», Г. Снегирева «Скворец», Л.Толстого «Птичка», рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина.Огромное богатство для формирования личности ребёнка таятся в детской книге. Яркими, живыми образами воздействует она на чувства, показывает, что хорошо, а что плохо, заставляет сочувствовать отважным, самоотверженным героям, ненавидят жадных и злых. Произведение Б. Житкова «Почта», С. Сахорова «Два радиста», С. Баруздина «Морской котик», Н. Дилакторской «Почему маму прозвали Гришкой», Т. Горской «Колин папа», И. Туричина «Человек заболел». Эти произведения используются для воспитания у детей гражданских чувств, смелости, гордости за героические дела, совершённые людьми.Педагоги ДОУ продолжают формировать у детей представления о правдивости, доброте, справедливости используют рассказы «Косточка» Л. Толстого, «Фантазёры» Н. Носова.Они распределяют тематическое чтение на занятиях и вне занятий, что позволяет педагогам проводить работу по воспитанию чувств и положительных черт характера целенаправленно и комплексно. При этом используют повторное чтение, которые ещё больше углубляют чувства и представления детей. Наши педагоги используют в своей практике чтение детям в большом объёме художественной литературы, но считают важным, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по смыслу.При чтении, помимо задач воспитания чувств, формирования этических представлений и воспитания положительных черт характера, как правила решаются и другие задачи: развитие речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе вообще.В своей практике работы педагоги ДОУ, готовясь к беседе, тщательно продумывают вопросы, которые будут задаваться во время беседы о прочитанных произведениях. Вопросы эти должны помочь ребёнку разобраться в образе, высказать своё отношение к нему; выявит способности детей сравнивать и обобщать прочитанное;  стимулировать дискуссию среди детей в связи с прочитанным.Дискуссии во многом способствуют активизации чувств у детей, развивают их самостоятельность мышления. Ребёнку предлагается утвердить или опровергнуть мнение сверстника. Для дискуссии педагоги ДОУ отбирают художественные произведения, в которых есть конфликтные ситуации. Помогая детям формировать вопросы в связи с прочитанным, педагоги обращаются к детям так: «О чём бы вы меня хотели спросить, прослушав этот рассказ?». При этом он прислушивается к вопросам детей, чтобы понять, что их волнует, чего они не понимают, в каком направлении развиваются их чувства, представления.Чувства ребёнка необходимо укреплять, развивать. Для этого педагоги подбирают близкие по содержанию художественные произведения таких авторов, как В. Осеева «Почему», Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описывается душевные переживания мальчиков, связанных с тем, что по их вине в одном случае собака, а в другом котёнок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. Беседа проводится о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребёнок учится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.Таким образом, беседы с детьми строятся так, чтобы этическое представление приобрело для ребёнка, яркое, живое содержание. Тогда и чувства его развиваются более интенсивно. Именно поэтому необходимо разговаривать с детьми о состояниях их поступках, о совести, о сложности различных ситуаций.Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся с детьми в их жизненный опыт постепенно, систематически. Именно воспитания у ребёнка чувства прекрасного, является одним из условий воспитания гуманных чувств. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство-поэзия, музыка, живопись во взаимодействии с художественной литературой способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма. В душе ребёнка, умеющего радоваться, не остаётся места обидам, злобе, зависти.Практикуют в своей работе педагоги художественное слово в общении детей с природой во время прогулок, в парк, лес, на реку, в поле – одно из средств, которые вызывают радость, развивается восприимчивость к прекрасному. Педагоги заранее готовятся к прогулкам для усиления атмосферы радостного ожидания, заинтересованности, таинственности используют художественное слово. Так наблюдая зимой за берёзой используют стихотворение С. Есенина «Берёза», а перед лужайкой цветущих одуванчиков стихотворение Е.Серовой «Одуванчик». Стихи развивают воображение ребёнка, пробуждают в них чувство прекрасного, любовь к природе.В старшем дошкольном возрасте одновременно с развитием восприятия художественного слова развиваются творческие способности детей и одновременно с этим их эстетические и гуманные чувства.Для всестороннего развития чувств педагоги включают детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Дети создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуют выставки. Взрослые способствуют развитию детских игр по мотивам рассказов и сказок. Особенно детям нравится, и они вдохновенно действуют, когда самостоятельно рассказывают нам, как настоящие актёры принимают участие в концертах.Воспитание гуманных чувств необходимо сочетать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональном развитием ребёнка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описанным событиям, природе, героям, персонажем литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.Проведённая работа педагогами позволяет сделать вывод, что важным помощником в воспитании добрых чувств у людей является книга. У детей появилось желание подражать хорошим поступкам, научились делать доброе людям, радовать взрослых и сверстников. Прочитанные книги научили детей сопереживать героям, оценивать их поступки, логически мыслить. Эмоционально-положительная обстановка на занятиях способствовала формированию у детей интереса к поиску, развивало их творчество и инициативу. Дети овладели умением думать о других, замечать, что происходит вокруг, научились самостоятельно разрешать конфликты и споры. Образы литературных произведений развивают детскую фантазию, творческое воображение.Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть.Литература1. Виноградова А.М.  Воспитание нравственных чувств у старших  дошкольников. – М., 2000.2. Гомозова С.  Использование художественного слова на занятиях. –  М., 2002.3. Макаренко А.С. О Воспитании. – М., 1990.4. Щеболкова А.  Воспитание у детей положительных черт характера средствами художественной литературы. – М., 2001.5. Макаренко А.С. Пед. Соч.: В 8 том./сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. – М.,1983- 1986. – т.4. и т.7.