Публикации "Социально-правовые основы заключения брака и создания семьи"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Социально-правовые основы заключения брака и создания семьи"
Автор: Вакало Наталья Александровна

Вакало Наталья Александровна, учитель обществознания и права МБОУ СОШ №2 гонстантиновска Ростовской области «Социально-правовые основы заключения брака и создания семьи» Вы знаете, что человеческой природе свойственно избирательно чувство влечения к лицу противоположного пола, стремление преодолеть одиночество через любовь к своему избраннику, продолжить себя, приобрести своё более совершенное «Я» в детях, а значит, обеспечить достойную смену поколения. Следовательно, потребность в создании семьи является одной из естественных и благородных потребностей человека. В программах предметов обществознание и право на уровне среднего общего образования предусмотрено изучение вопросов создания семьи и заключения брака. Программными требованиями предмета право определено обязательное изучение таких нормативно-правовых документов, как Конституция Российской Федерации и Семейный кодекс РФ, на основе которых рассматриваются такие вопросы как: что такое брак и каковы условия вступления в него; порядок заключения брака; основные требования к составлению брачного договора; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей (алименты); причины и способы расторжения брака, раздел имущества; вопросы усыновления, удочерения, взятие детей на воспитание; меры государственной поддержки семьи в РФ (федеральные программы, размер пособий и др). Большой интерес обучающихся вызывают вопросы, регулируемые Гражданским кодексом РФ – способы передачи имущества по завещанию и по закону, то есть вопросы наследственного права. Таким образом, предмет право предоставляет возможность обучающимся овладеть правовыми регуляторами семейной жизни. Изучение программного материала сопровождается решением обществоведческих задач на основе заданий ЕГЭ. Например: задачи на выявление обстоятельств, признания брака, брачного договора или завещания недействительными; определение факторов, влияющих на размер алиментовснований для лишения родительских прав и др. Изучение проблемы семьи и брака в курсе предмета обществознания в большей мере опирается на моральные регуляторы общественной жизни. На уроках в старшей школе изучается процесс формирования социального института семьи и брака, его роль и функции в современном мире, многообразие форм семьи: моногамия и полигамия. Европейской традиции присуща моногамия, семья из одного мужчины и одной женщины вместе с их детьми. В других частях мира существуют разные варианты коллективных браков, которые объединены понятием полигамия. Его самая частая разновидность в исламских странах - полигиния, брак, в котором один мужчина и несколько женщин. В Тибете, южной Индии и Непале юридически закреплены другие варианты коллективного брака: полиандрия - союз одной женщины и нескольких мужчин. Касаемся темы однополых браков, которые юридически узаконены во многих странах мирового пространства: Нидерландах были легализованы 1 апреля 2001 года, Бельгия — январь 2003 года, Испания — июнь 2005 года, Канада — июль 2005 года, ЮАР — ноябрь 2006 года, Норвегия — январь 2009 года, Швеция — май 2009 года, Португалия — май 2010 года, Исландия — июнь 2010 года, Аргентина — июль 2010 года, Мексика - 2016 год, Дания — июнь 2012 года, Бразилия — май 2013 года, Франция — май 2013 года, Уругвай — август 2013 года, Новая Зеландия август 2013 года, Британия – объединенная реформатская церковь (URC) в Великобритании проголосовала за то, чтобы разрешить однополым парам заключать браки в своих помещениях - июль 2016, Люксембург — январь 2015 года, Япония - 2015 года, США во всех штатах — июнь 2015 года, Гренландия — октябрь 2015, Словения — февраль 2017 года, Финляндия — март 2017, Мальта — сентябрь 2017, Германия — октябрь 2017, Австралия - 2018 год. Поднимая проблему существования такой формы брака, обращаем внимание, в первую очередь, на дисфункцию социального института семьи, так как при подобной форме отношений главная функция семьи репродуктивная не выполняется. Последствия такого рода взаимотношений: естественная убыль населения, которая восполняется за счет притока мигрантов их стран Азии, Африки и Латинской Америки что в свою очередь приводит в конфликту культур. Кроме того, на уроках обществознания мы работаем с изучением статистических данных, которые позволяют верно оценить демографическую ситуацию в стране, прогнозировать возможности создания семьи. В РФ длительное время существует диспропорция в соотношении женского и мужского населения. Мужчин, как физических единиц, значительно меньше, чем женщин. Так, согласно статистическим данным на конец 2019 года количество мужчин в РФ на 11 миллионов меньше, чем женщин. Однако, по сравнению с результатами последней переписи населения 2009 года в настоящее время мальчиков рождается гораздо больше, чем девочек: на каждую 1000 девочек - 1100-1200 мальчиков. В настоящее время приблизительно к 30-летнему возрасту количество мужчин и женщин равно, а ближе к пенсионному возрасту их становится значительно меньше. В возрасте 65 лет количество женщин практически в 2 раза больше количества мужчин. Что касается молодого поколения, в ближайшее десятилетие может возникнуть гендерная диспропорция, связанная с недостаточным количеством лиц женского пола. При изучении темы по выявлению основных тенденций в развитии современной семьи я провожу анонимный опрос общественного мнения обучающихся 11 классов. Результаты опроса мы сразу же обрабатываем и комментируем. Опрос состоит из 5 вопросов:
  • в каком возрасте вы планируете заключение брака? (результаты опроса: 70-75% обучающихся планируют вступление в брак в 25- 27 лет,10-15 % - 22-25 лет, 10-15 % - 27-30 лет. Мотивы: получение образования, карьра, создание материального благополучия, желание пожить для себя)
  • Формулируем тенденцию: повышение среднего возраста вступления в брак.
  • какое количество детей вы хотели бы иметь в браке? (результаты опроса: 90 % опрошенных обучающихся планируют 1-2 детей. Мотивы: ребенок требует больших затрат материальных и временных)
  • Формулируем тренденцию: преобладание малодетных семей
  • планируете ли вы после заключения брака совместное проживание с родителями или собираетесь жить отдельно? (результаты опроса: нет – 100%; мотивы: разная система ценностей старшего поколения и молодежи)
  • Формулируем тенденцию: широкое распространение нуклеарных семей
  • отвечают только девушки: собираетесь ли вы продолжить карьеру после вступления в брак или будете жить на доходы мужа? (результаты опроса: 95% девушек планирует продолжить работу чтобы экономически не зависить от мужа и состояться в профессиональном направлении)
  • Формулируем тенденцию: преобладание двухкарьерной семьи
  • допускаете ли вы неузаконенное совместное проживание до заключения брака ? (результаты опроса: 90 % - да; мотив: возможность узнать психологическую совместимость, др.) Исключение составили данные 2017 и 2019 года: девушки 2017 года выпуска и юноши 2019 года выпуска указали, что неприемлют данный вид взаимоотношений. Вывод: высокие нравственные качества обучающихся.
  • Формулируем тенденцию: широкое распространение неузаконенного совместного проживания Согласно статистическим данным 3 развода из 4-х происходят по причине устроенности семейного быта и недостатка средств семейного бюджета, нерациональности расходования денег. В действительности, с правовой точки зрения, так называемые «пробные» браки которые не накладывают на мужчину и женщину никаких обязанностей и ответственности, а дети, родившиеся в таких семьях, не защищены законом. Особое место в подготовке старшеклассников к созданию семьи и будущему ответственному родительству занимает место тема «Воспитание в семье и выбор методов воспитания». Родители часто хотят реализовать то, что им когда-то самим не удалось через своих детей. Когда они обижаются и критикуют какие-то ошибки или промахи, вполне возможно, что это именно те ошибки и промахи, которые они когда-то делали сами. Некоторые родители слишком настойчиво подталкивают своих детей в каком-то определенном направлении, или же, наоборот, всячески отговаривают и мешают заниматься тем, что ребенку нравится. Родители, проявляющие чрезмерную опеку, обычно думают, что всегда лучше уберечь своих чад от огорчений и неприятностей, даже если это означает, что ребенок никогда не сможет реализовать себя, доказать себе свои возможности. Это невероятно трудно, но ребенок должен идти своим путем. В профильных классах я практикую просмотр художественного фильма советского периода «Вам и не снились» за счет классных часов или занятий внеурочногй деятельности. Во-первых, сюжет этого фильма построен на вечных ценностях: 10-11 класс – время, когда у молодых людей - юношей и девушек - возникает чувство первой влюбленности. Во-вторых, в фильме ярко выделены различные подходы в выборе методов воспитания главных героев фильма. В - третьих, согласно норм морали добро всегда победит зло. Опора на сюжетные линии, эпизоды фильма, характер взаимоотношений героев позволяет на наглядных примерах рассмотреть многие обществоведческие темы. Рассматривая в курсе обществознания 10 класса тему воспитания в семье и выбор методов воспитания я провожу анкетирование обучающихся, касающееся вопросов взаимоотношения родителей и детей. Ответы на поставленные вопросы, с моей точки зрения, позволяют обучающимся разобраться в психологических аспектах конфликта, виртуально поменяться ролями с ролителями и впоследствии использовать полученные знания в дальнейших взаимоотношениях с родителями, и возможно, со своими детьми. Рассматривая различные классификации семей и их характеристики, такие как нуклеарная и двухкарьерная семья партнерского типа, стараюсь подвести обучающихся к выводу о том, что при формальном равенстве мужа и жены как членов семьи Мужчина должен быть мужественным. Быть мужественным - значит брать на себя все самое трудное и не жаловаться. Суть мужского долга состоит в том, чтобы быть для женщины опорой, в любой ситуации чутко отнестись к ней, уметь позаботиться, поддержать, а если нужно – защитить, помочь ей, возвысить ее, может быть, даже пойти на самопожертвование. Женщина всегда хранительница семейного очага. Если, несмотря на всю загруженность женщины на производстве дома чисто, уютно, тепло и вкусно пахнет, сама женщина ухожена, опрятные дети с выученными уроками ждут отца, мужчина с радостью и нетерпением будет спешить домой.