Публикации Технология дифференцированного обучения в системе СПО.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология дифференцированного обучения в системе СПО.
Автор: Шаронова Надежда Евгеньевна

Технология дифференцированного обучения в системе СПО.
Н.Е. Шаронова, преподаватель ГАПОУ СО Энгельсский колледж профессиональных технологий.
Стандарты среднего профессионального образования предполагают не только подготовку в конкретной специальности, но и определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития выпускников, которого помогают достичь занятия по русскому языку и культуре речи. Современная жизнь диктует новые требования к преподавателю, к проведению занятий в системе СПО. Существует много разнообразных технологий для того, чтобы занятие стало намного интересней и продуктивней. Я хочу поделиться своим опытом проведения занятия с использованием технологии дифференцированного подхода.
Технология дифференцированного обучения— это форма организации учебного процесса, при которой преподаватель работает сгруппой обучающихся, составленной сучетом наличия уних каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа).
Дифференциация впереводе слатинского difference означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени, впереводе сфранцузского differentiation— разница.
Поэтому понятие дифференциация обучения связывают спонятием индивидуализации (учет каких-либо качеств обучающихся), но дают различные определения этому понятию (способ, форма, учет, комплекс, условия, группировка, средство ит.д.).
Дифференцированное обучение позволяет достичь следующих целей:
1. Создание оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов испособностей каждого обучающегося;
2. Удовлетворение познавательных потребностей, совершенствование мыслительной деятельности, развитие интересов обучающихся, выявление способностей изадатков, формирование профессиональных качеств;
3. Целенаправленно воздействовать на формирование творческого индивидуального, профессионального потенциала общества вцелях рационального использования возможностей каждого члена общества вего взаимоотношениях ссоциумом;
4. Решение назревших проблем образовательной организации путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально новой мотивационной основе.
Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого обучающегося или отдельных групп. Это работа по одной программе с целью развития личности каждого студента.
В любой группе всегда присутствуют ребята с самыми разнообразными способностями, поэтому считаю целесообразным применять на уроках русского языка дифференцированный подход. Эта форма основана на возможно более полном учете индивидуальных и групповых особенностей обучающихся.
Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны педагога.
Сущность дифференциации состоит в применении форм и методов обучения, которые индивидуальными путями, с учетом психолого-педагогических особенностей ведут обучающихся к одному и тому же уровню овладения учебным материалом.
На учебную деятельность студентов влияют и социальные факторы (статус в группе, домашние условия и др.). Дифференциация обучения предполагает учитывать либо комплекс различных особенностей, либо какую-то отдельную особенность. Часто в практике учитывается комплекс, где доминирует уровень знаний, умений, навыков и познавательных способностей, которые необходимо правильно продиагностировать. Для обеспечения активности учебно-познавательной деятельности использую активные формы обучения: групповую, парную, индивидуальную.
Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым студентом может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей обучающихся.
Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение
На уроках русского языка группу делю на 3 подгруппы:
1 подгруппа– студенты свысокими учебными возможностями,с высоким уровнем познавательной активности, умеющие работать самостоятельно. Работа с сильными студентами предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, для них составлены задания повышенной трудности.
2 подгруппа–студенты сосредними учебными возможностями. Они имеют средний уровень познавательной активности. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного прогресса, чтобы приблизить их к сильным студентам. Работая с этой подгруппой, надо уделять внимание развитию их способностей, воспитанию самостоятельности, уверенности в своих силах.
3 подгруппа– студенты снизкими учебными возможностями. В работе с этими обучающимися следует применять письменные инструкции-алгоритмы, таблицы. Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден. Объяснение нового материала должно быть более детализированным, развернутым. Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма. Работа в этой подгруппе требует большого терпения, тактичности со стороны педагога, так как продвижение и успехи этих детей чрезвычайно медленны. У слабоуспевающих обучающихся значительно хуже развиты навыки выделения главного, навыки планирования, самоконтроля; низкий темп чтения и письма. Обучающимися нужно управлять, поддерживать их внимание при объяснении нового материала, замедлять темп объяснения, отвечать на их вопросы при затруднении в усвоении материала, пока 1 и 2 подгруппы работают самостоятельно.
Дифференциацию использую на разных этапах занятия: при подборе домашнего задания, при закреплении,при повторении.
Так, например,
Задания для группы сильных студентовготовлю не за счёт увеличения объёма материала, а за счет разнообразия заданий:
•составление текстов диктантов,
•составление карточек-заданий по изученному материалу,
•составление обобщающих таблиц для работы на уроке,
•сочинение лингвистических сказок,
•работа с дополнительной литературой,
•проверка индивидуальных заданий, выполняемых обучающимися, которые имеют более низкий уровень подготовки,
•выполнение обязанностей консультанта при групповой работе,
•работа учителем (проведение фрагментов урока).
Студентам с низкими учебными возможностямипредлагаю необходимые опорные схемы, таблицы, подсказки, рифмованные правила, опорные карточки со зрительно-текстовой опорой и индивидуальный темп работы.
Применяя элементы разноуровневой технологии в учебной деятельности, обучающиеся стараются преодолевать трудности, видеть проблемные ситуации и устанавливать пути их разрешения. Работая в парах, группах, ребята ставят цель к выполняемой работе, делают выводы, учатся быть коммуникабельными, учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, самостоятельно работать в любой ситуации.
Дифференцированный подход в обучении приносит положительные результаты: способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, постоянно поддерживать интерес к предмету; решается проблема неуспеваемости, потому что каждый учится так, как может. Именно поэтому в группе улучшается психологический климат, становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума. Конечно, эта работа кропотливая, затрачивается много времени на подготовку к занятию, но результат того стоит.
Поэтому считаю, чтодифференцированный подход к учащимся на уроках русского языка- этонеобходимое условие дальнейшего успешного обучения
Список использованной литературы:
Богуславский М. Дифференцированный подход в обучении: четыре основных принципа. – Первое сентября. – 2007. - №1.
Борисова Ю., Гребенёв Ю.Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. – Народное образование. – 2003. - № 7.
Дифференцированное обучение на уроках русского языка. Методическое пособие./Сост.Л.К.Иванова. – Санкт-Петербург, ЛОИРО, 2000
Концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе. Под ред. Монахова В. М., Орлова В. А. – М., 1990.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – Ростов н/Д: Изд-во Учитель,2005. – 28
Н. А. Малякина “Научить каждого” (РЯШ.-1999.-№ 1.).
Осмоловская И. М.Как организовать дифференцированное обучение. - М.; Сентябрь, 2002-160 с.
Осмоловская И. М.Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - Москва - Воронеж, 1998 -160 с.
Певцова Е. А. Развитие форм организации дифференцированного обучения в истории педагогической теории и практике инновационных образовательных учреждений. – М., 1994.
Унт И.Э., Границкой А.С., Шадрикова В.Д. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., 1990.
Фирсова В.В. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов.
Шишмаренков В. К. Дифференциация обучения как педагогическая проблема. – Челябинск, 1996.
Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.