Публикации "Формирование информационно - образовательной среды колледжа как условие реализации ФГОС"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование информационно - образовательной среды колледжа как условие реализации ФГОС"
Автор: Пестрякова Татьяна Александровна

Пестрякова Т.АОбластное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Шарьинский педагогический колледж Костромской области», город Шарья«Формирование информационно - образовательной среды колледжа как условие реализации ФГОС»Информационно-образовательная среда (ИОС) – это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.В макете ФГОС СПО нового поколения, в разделе «Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования», содержатся, в числе прочих, следующие положения:
  • в подразделе «Общие требования к правам и обязанностям образовательного учреждения при реализации ОПОП СПО»
  • - Образовательное учреждение обязано сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности» (п.7.3.2.);
  • в подразделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» - «Реализация ОПОП должна обеспечивать: освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях (предприятиях) в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности» [4, с.14].
  • Отметим, что данные положения являются инвариантными не только для всех специальностей СПО, но и для различных уровней профессионального образования, поскольку содержатся также во ФГОС НПО и ВПО. Особенности образовательной среды учреждения профессионального образования заключаются о том, что образовательная среда учреждения профессионального образования – это многоуровневая система условий, обеспечивающих оптимальные параметры образовательной деятельности учреждения профобразования в целевом, содержательном, процессуальном, результативном, ресурсном аспектах, выступающая эффективным средством формирования необходимого спектра общих и профессиональных компетенций обучающегося.В практику работы ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области» внедрены Интернет-технологии дистанционного обучения. Преподавателями колледжа разработаны электронные учебные пособия. Доступ студентов техникума к информационным ресурсам организован на базе техникума и сайте профессиональной образовательной организации. Колледж устанавливает необходимые для организации учебного процесса сетевые ресурсы, организует подключение через Интернет к учебному серверу.Многие получают возможность продолжить свое образование по программам среднего профессионального образования (СПО), причем сделать это в сокращенные сроки с использованием принципа преемственности образовательных программ различного уровня. ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области» осуществляют учебно-методический комплекс. Дистанционное обучение включает в себя компоненты, необходимые для эффективного усвоения и контроля полученных знаний. Работа по созданию и совершенствованию УМК ведется в колледже на достаточно высоком уровне [1, с. 77].Результаты дистанционного обучения показали:
  • за 3года учебно - образовательного процесса получено студентами 32 красных диплома;
  • 31 диплом на 4 и 5;
  • с оценкой «удовлетворительно»-12 студентов
  • Дистанционное обучение – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным. Это образование нового тысячелетия, теснейшим образом связанное с использованием компьютера как инструмента обучения и сети Интернет как образовательной среды [3, с. 5].Электронные учебные курсы – основные источники учебного материала в дистанционном обучении, которые позволяют использовать мультимедийные фрагменты и анимацию, могут быть легко тиражированы, обладают относительной простотой обновления материала или его адаптации к потребностям отдельных категорий пользователей. Основные требования к их структуре и оформлению: курс должен иметь модульную структуру, необходимо предусматривать различные образовательные траектории его изучения. Таким образом, разделы должны представлять собой законченные модули, пригодные для автономного изучения. Необходим также помодульный контроль усвоения студентом учебного материала Дополнением к электронным учебным курсам и учебным пособиям служат диски CD-ROM в HTML, изданным типографским способом. Учитывая относительно низкие скорости сетевых каналов, доступных учебным заведениям в областных центрах и частным пользователям, пришли к выводу, что нецелесообразно использование мультимедиа в электронных учебных курсах как самоцель. Для значительного повышения качества учебных средств, имеется два варианта комплектации электронного учебного курса: базовый, ориентированный на использование в Интернете, и полный, предназначенный для передачи на CD-ROM в формате HTML или использования в локальной сети. Такой вариант учебного курса позволяет включать в его состав графику, аудио и видео фрагменты, пользоваться гиперссылками [2, с. 121].Используется также учебно- методический ресурс –видеолекции, который представляет собой видеозапись лекций, где преподаватель излагает основные сведения по какой-либо дисциплине. Одна лекция, как правило, охватывает материал целого модуля, на которые разделена каждая учебная дисциплина в электронной версии. Видеолекция играет роль: - введения в изучаемый учебный материал модуля; - обобщения изученного материала и подготовки к рубежному контролю по материалу модуля. Видеолекции пригодны как для индивидуальной работы, так и для работы с группой. Обычно видеолекции применяют в сочетании с on-line конференцией по рассматриваемой теме. Самым популярным элементом образовательной среды является использование презентаций лекций по учебным дисциплинам, которые представляют собой краткое схематичное представление материала учебной дисциплины в виде структурно-логических моделей, включающие иллюстративный материал и тезисы по изучаемому материалу. Презентации, как правило, представляют в формате Power Point и используются в локальной сети или на CD-ROM.Педагогическая деятельность ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место. Таким образом, можно говорить о том, что реализация элементов ЕИОС представляет собой эффективное средство саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Но не стоит забывать, что помимо использования электронных эффективных средств обучения, необходимо реализовывать системно-деятельностный подход, который в сочетании с применением информационных технологий будет способствовать формированию общих профессиональных и компетенций студента.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Вендрова О.Н., Щербаков С.Г. Информационная образовательная среда современного учебного заведения,2016.77.
  • Скурихина Ю.А. Роль информационных технологий на современном уроке// Современный урок в условиях ФГОС: учебно-методическое пособие. Киров, 2015. с. 121.
  • Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры// Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. ИнноваторBennett Colledge. – М., 2007г.с.5.
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р,.с.14.
  • Интернет источники: