Публикации Использование творческих заданий на уроках основы агрономии.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование творческих заданий на уроках основы агрономии.
Автор: Надыршина Римма Рифкатовна

Надыршина Римма Рифкатовна, преподаватель ГАПОУ СО «Энгельсский колледж профессиональных технологий».Использование творческих заданий на уроках основы агрономии. Проблема развития творческих способностей студентов является актуальной для любого образования, в том числе и для образования, в основе которого лежит компетентностный подход. Кто из современных преподавателей не использует на своих уроках творческие задания? Однако большинство преподавателей использует в своей работе, так называемые закрытые творческие задания – задания , которые предполагают получение заранее заданного, « правильного» ответа. К ним относятся занимательные задания, ситуационные и нестандартные задачи. Кроме этого, мы часто используем задания занимательные по форме – на составление кроссвордов, тестов, написание мини – сочинений, стихов, презентаций. Обратимся к определению понятий творчества и творческого задания. Творческим считается любое действие, которое эффективно и вызывает удивление. (Дж. Брунер). Творчество – это один из видов человеческой деятельности , направленный на разрешение противоречия ( решение творческой задачи), для которой необходимы объективные ( социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения , компетенции, творческие способности) , результат которой обладает новизной и оригинальностью, а также прогрессивностью.( В.И.Андреев). Креативность это такой процесс, составные части которого следующие : чувствительность к проблемам, ощущение неудовлетворительности и недостаточности своих знаний, чувствительность к отсутствующим элементам и дисгармонии, опознание проблем, поиск решений, догадки, формулирование решений гипотез, проверка и перепроверка этих гипотез, их модификация, а также обобщение результатов. П.Торенс. Проанализировав определения из различных источников информации, я попыталась дать свое определение понятию « творческое задание». Творческое задание – это организация деятельности студентов, направленная на развитие их творческих способностей и реализацию интеллектуальных инициатив. Оно предполагает наличие некоторой проблемы, вопроса, однозначного ответа на которого нет, но результат творческого задания обладает новизной и оригинальностью, а так же прогрессивностью. Такие задания являются открытыми – они не имеют в принципе однозначных «правильных ответов», требуют от студента получение оригинального образовательного продукта. Участие в первой олимпиаде показало, что большинство наших студентов к творчеству не готовы, как и не готовы преподаватели, которые привыкли использовать традиционные репродуктивные методы обучения. Творческие задания вызывают всегда интерес у наших студентов. И я стала постепенно разрабатывать и внедрять творческие задания в свои уроки. Первая проблема, с которой я столкнулась- временная. Во- первых, на подбор материала и составление своей задачи уходит очень много времени. Однако из года в год можно накопить целую подборку таких задач. Во- вторых, на изучение информатики отводится 1 час в неделю, при этом студенту необходимо дать и теоретические знания, и закрепить их на практике. Выход- использование творческих заданий в домашних работах внеклассной деятельности. Вторая проблема- методическая. Как оценить данные задания? При разработке заданий нужно обязательно ответить на него самому и разработать критерии его оценки, которые желательно сообщить студентам. Значение оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно оценивание является наиболее очевидным показателем уровня профессионального образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи (. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ. – 2008.) Критериальный подход в профессиональном образовании, нацеленный на мониторинг индивидуального прогресса и мотивирование студентов на выстраивание индивидуальной траектории развития способствует обеспечению психологического благополучия современного студента. Проблема психологического благополучия студентов (прежде всего, подростков) в настоящее время является насущной и острой. О.А. Идобаева, А.И. Подольский отмечают, что психологическое благополучие – это функционально-динамическое образование, предполагающее наличие таких особенностей, которые способствуют позитивному развитию человека, реализации его личностного потенциала. Приведу примеры разработанных мною заданий и критерии их оценки:Оценка должна стимулировать активность студента, интерес к занятиям, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при оценке учебных достижений студента преподаватель должен в большей мере ориентироваться на темпы развития его способностей, поощрять его стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области изучаемого учебного предмета. Третья проблема – психологическая. Не все студенты готовы к выполнению данных заданий. Решение проблемы – систематическое включение творческих заданий в образовательный процесс, создание ситуаций успеха на уроке через разбор наиболее удачных , успешных решений. Применение творческих заданий позволяет решить задачу развития студентов, что является общепедагогической задачей в концепции развития образования. Именно эти компоненты обеспечивают на уроке необходимые и достаточные условия для усвоения студентами программного материала, формирование у них знаний, навыков, общих и профессиональных компетенций, активизации мыслительной деятельности при выполнении самостоятельных работ, развитие их интеллектуальных способностей - всего того, чем необходимо обеспечивать выпускников колледжа для их социализации.Литература
  • Хуторский А.В Как обучить творчеству. Интернет – журнал «Эйдос»,- 2001
  • Хуторский А.В., Маслов И.С., Завьялова О.А. Дистанционный курс центра дистанционного образования «Эйдос» « Как разработать творческие задания для урока.
  • Зотов, Ю.Б. Организация современного урока [Текст]: Учебное
  • пособие/ Ю.Б. Зотов. – М.: Просвещение, 2014. 4.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004.5. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ. – 2008.