Публикации Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Метод сказкотерапии в коррекции детских страхов
Автор: Никулина Юлия Сергеевна


МЕТОД СКАЗКОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ДЕТСКИХ СТРАХОВ.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.
Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Если рассматривать сказку с различных позиций, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения.
Если ребёнок с раннего возраста начнёт осознавать сказочные уроки, отвечать на вопрос: Чему же нас с тобой учит сказка?, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего банка жизненных ситуаций.
Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать.
Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания.
Рекомендации родителям "Работа со сказкой дома"
Сказки, безусловно, являются мощным стимулом для самостоятельного чтения. Однако, если малыш слишком мал, чтобы уметь читать, на помощь, конечно, приходят родители.В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т.п. Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему. Лучше попросите кого-нибудь из близких подменить Вас.Будьте эмоциональны, читайте с выражением и душой. Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней, ведь дети без труда поддаются эмоциональному заражению. Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.Вы должны знать, насколько устойчиво внимание Вашего ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими:- О чем сказка?- Что запомнилось больше всего?- Какие герои запомнились? Почему?- Что случилось с тем или иным персонажем?- Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?- Какие чувства, какое настроение после сказки?- Случается ли такое в жизни, по-настоящему?- Случались ли у тебя похожие ситуации?- Чему мы можем научиться у этой сказки?- Как можно применить полученные знания в жизни?Даже если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать сказки вслух. В любое время семейные чтения сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой.