Публикации "РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ , ЧЕРЕЗ ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ,У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ, КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ , ЧЕРЕЗ ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ,У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ, КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ"
Автор: Сацюк Наталья Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11 общеразвивающего вида»(МДОУ «Д/с № 11)ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ по самообразованию:«Развитие графомоторных навыков , через графические диктанты,у детей 5-7 лет, как залог успешного обучения в школе"г. Ухта, 2019 годСОДЕРЖАНИЕ«Рука – это вышедший наружу мозг человека»И.КантОсновные характеристики опыта1.1. Краткая аннотацияВ работе представлены актуальные формы и методы работы, которые направлены на решение одной из задач современного дошкольного образования - обеспечению психомоторной готовности детей к обучению в школе. Интенсивное развитие тонкокоординирующих движений рук, совершенствование зрительного восприятия и памяти. Опыт работы сформирован за2 года и будет актуален педагогам дошкольного образовательного учреждения, работающих с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. 1.2. Актуальность опыта В наш «машинный век» часто наблюдается задержка в речевом развитии, недоразвитость мелкой моторики руки и графических умений у детей дошкольного возраста. Мускулатура пальцев у дошкольников слабая, нет точной двигательной и зрительной координации, рука быстро устает, поэтому на первых этапах обучения письму детей появляется неудовлетворенность перерастающая в нервозность. Обоснование этой проблемы заключается в том, что невозможно провести четкую границу между психомоторным и «когнитивным» развитием ребенка. Каждому хорошо известно насколько трудно протекает становление у младших школьников умение писать разборчиво, ровно с соблюдением пропорций, одинакового наклона. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти всей руки, а также хорошо развитого восприятия и произвольного внимания. В настоящее время большое количество выпускников детских садов, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе.У детей наблюдается плохая ориентация на плоскости листа, неусвоенные понятия «верх – низ», «лево – право», смешение сходных по начертанию букв, зеркальное написание элементов и букв. У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, незакончено окостенение запястий и фаланг пальцев.  .В результате формируется оптическая дисграфия, страдает успеваемостьПоэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта. А также формирование и совершенствование тонкой моторики кисти руки, пальцев рук, выработки у детей графических умений и навыков. Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и воспитателям планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянностью.Данные мониторинга наших детей свидетельствуют о наличие этой проблемы, поэтому это актуально с воспитанниками нашей группы. Нами был проведен анализ. Причиной этих трудностей у детей является несформированность зрительно – пространственного восприятия (анализа, синтеза, внимания), зрительно – моторной координации движений, слабо развитая мелкая моторика пальцев рук. В ходе собранных сведений , мы увидели, что эта проблема стоит очень остро. 1.3. Условия становления опытаОдин из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Ребенок, у которого этот уровень высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развиты память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма. В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно. Зная особенности воспитанников необходимо было первоочередным обозначить проблему и объединить усилия взрослых на решение данной проблемы. В рамках работы над темой самообразования мы изучали опыт других педагогов, применения различных методов и приемов. В последующем, работа над темой приобрела практический характер. Временной промежуток формирования опыта составил один год в период с сентября 2018 года до мая 2019 года. 1.4. Новизна опытаНовизну опыта можно представить в двух аспектах. Первый аспект связан с внедрением опыта работы педагогами нашего дошкольного учреждения. Создан план работы в группе, который является дополнением к нашей основной образовательной программе МДОУ. Второй аспект новизны связан с внедрением данного опыта работы педагогами дошкольных образовательных учреждений города и рассматриваем её мы прежде всего с точки зрения описания своей ежедневной системной работы в этом направлении воспитанников. Опыт работы поможет педагогам увидеть насколько не затруднительно выстроить алгоритм описания опыта, продемонстрировать результативность по данному направлению. 1.5. Трудоемкость опытаОдна из проблем, которая стояла перед нами в реализации опыта– это создание окружающей среды и пространства в группе. Под условиями мы понимаем повышение мотивации родителей в осуществлении и решении этой проблемы в детском саду и в семье, Совместными усилиями в течение нескольких месяцев мы стали пополнять различной атрибутикой нашу группу - родители с удовольствием распечатывали для детей разного рода задания. А хорошим стимулом для родительской общественности в работе по данному направлению стали озвученные показатели воспитанников на первом групповом родительском собрании .2. Теоретическая база опытаРисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, усидчивости. Графические диктанты помогают развить внимание, умение слушать воспитателя, ориентацию в пространстве. Они также подготовят руку ребенка к письму. Научат детей быть более внимательным. Это отличный способ развить логику, абстрактное мышление, кропотливость. С помощью этих занятий ребёнок развивает, корректирует правильность своих движений, «набивает твёрдую руку», этот навык поможет ему в школе. Графические диктанты могут с успехом применяться с пяти лет.Графический диктант – хороший способ приучить детей к карандашу и ручке. Научить правильно её держать, практиковаться, чтобы пальчики не так сильно уставали от держания предмета в школе. Данное упражнение поможет обучить ребенка правильно считать, здесь потребуется считать клеточки, что бы рисуя линию - получить рисунок.Мы практикуем графические диктанты под диктовку, как со всей группой детей, так и в индивидуальных занятиях с детьми. Детям очень нравятся такие упражнения. Также детки с большим удовольствием рисуют сами на разлинованных листах с заданиями. Разрабатывая систему мероприятий мы опирались на теоретические аспекты авторов: Д.Б. Эльконина, О.А. Холодовой. К.В. Шевелева .В организации педагогического процесса, способствующего усвоению детьми знаний и умений мы также используем практические методические разработки других авторов: А. Ткаченко «Мелкая моторика", Федосова Н.А. "Читаю и пишу: от рисунка к букве", Новотворцева Н.В. "Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду", Большакова С.Е. "Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения"3. Сущность опыта3.1. Цель и задачиЦель программы: Интенсивно развивать координацию движений рук, совершенствовать зрительного восприятия и памяти, а также разработать и апробировать систему деятельности воспитателя по обеспечению готовности детей к обучению в школе. Создать условия, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей к овладению письмом.Задачи:1. Изучение теоретических источников по данной проблеме.2. Разработка системы занятий и перспективного плана проведения занятий по выработке у детей графических умений и навыков.3. Систематизация комплекса пальчиковых игр и упражнений, массажа, для развития мелкой моторики, направленных на развитие руки ребёнка.4. Формирование у детей уровня развития зрительного восприятия, перспективных действий и графических умений, Совершенствовать движения рук и развитие психических процессов5. Формировать и совершенствовать пространственные представления у детей.3.2. Средства и методыИсходя из поставленных задач, наша работа организовывалась по разным направлениям:Приложение 8Диагностика графомоторных навыков детей подготовительной группы "Почемучки" на начало года.Диагностика графомоторных навыков детей подготовительной группы "Почемучки" на конец года.Обследование графомоторных навыков детей старшей "Почемучки" на начало года.