Публикации Опыт работы по экологическому воспитанию детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях школы-интерната "От экологии природы к экологии души"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Опыт работы по экологическому воспитанию детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях школы-интерната "От экологии природы к экологии души"
Автор: Чернышова Светлана Иосифовна

ГБОУ «Курганская (специальная) коррекционная школа-интернат №25»Опыт работы по экологическому воспитанию детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях школы-интерната«От экологии природы к экологии души»Автор: Чернышова С.И., учитель биологии, высшая квалификационная категория«Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,бережно относиться к природнымбогатствам …».Конституция РФ, ст. 58, .Современное состояние окружающей среды давно уже вызывает тревогу общественности. Экологи всего мира считают, что ощутимых результатов по обеспечению экологической безопасности населения можно достичь только при совместных усилиях специалистов образовательных, социальных, государственных и общественных организаций. Поэтому очень важной остается деятельность педагогов по формированию экологического сознания личности. Становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе. Слово «экология»– это не только чистый воздух, чистые озера и реки, чистая земля вокруг, это еще – уважительные отношения между людьми, это чистота внутри самого человека. Экология природы, экология культуры, экология души – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности.В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Современный человек вполне способен разумно строить свои взаимоотношения с окружающей природной средой. К этому его нужно подготовить. В Курганской школе-интернат №25 обучается сложный контингент детей. Многочисленные проблемы слабослышащих детей, обостренность в общении, познавательная пассивность, проблемы со здоровьем, перегруженность негативными ценностями и образцами поведения требуют большой работы в формировании моральных ценностей, становления самосознания личности. Одним из ведущих направлений в формировании личности такого ребенка стало экологическое воспитание. Оноявилось одним из условий для коррекции, развития и социализации воспитанников школы в соответствии с их образовательными потребностями.Основы такой подготовки в школе заложенычерез учебную и внеклассную деятельность. Педагогическим коллективом нашей школы реализовалась программа экологического образования обучающихся воспитанников «Экология и мы». Программа в условиях школы-интерната является учебно-воспитательной с практической направленностью.Основным направлением является проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет не только получать теоретические знания, но и применять эти знания на практике. Систематическое и последовательное включение обучаемых в решение экологических задач, с использованием краеведческого материала, обуславливает готовность учащихся к решению различных проблемных ситуаций, которые могут возникать в будущей профессиональной и личной жизни. Реализовывать программу стало возможным при условии коллектива единомышленников. Все педагоги, имеющие различные специальности постоянно контактируют и работают в единой логической цепочке. Большая часть экологического воспитания приходится на внеклассную и внеурочную деятельность.Программа разработана для обучающихся 5-10 классов, состоит из трех блоков, органически связанных друг с другом, выстроенных в единой логике: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Содержание данной программы отличается развернутостью, может реализовываться по 2 года в каждом звене – 5-6, 7-8, 9-10 классы, либо на протяжении всего II уровня образования, личностной ориентацией в рассмотрении вопросов взаимоотношения человека и природы.На основе принятой школьной программы по экологическому воспитанию отдельными педагогами и воспитателями написаны программы на классы, как младшего, так и среднего звена, программы, которые компенсируют недостающие звенья в эколого-краеведческом образовании.Целью программы является: Создание условий для творческой самореализации обучающихся воспитанников 5-10 классов школы-интерната № 25 через экологическое воспитание при педагогическом содействии. Программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании обучающихся воспитанников, непрерывность в содержании и организации экологического образования. Данная программа входит в систему воспитания школы-интерната №25 и предусматривает:
  • Экологическое воспитание в семье
  • Экологическое воспитание в учебной и внеурочной работе
  • Экологическое воспитание на школьном участке.
  • Самообразование и самовоспитание обучающихся.
  • Одним из направлений программы является эколого-краеведческое воспитание и природоохранная деятельность учащихся. Задачи:
  • Способствовать привлечению учащихся школы к природоохранной деятельности;
  • Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе.
  • Познакомить учащихся со сложными взаимосвязями в природе.
  • Развивать умения работать с различными методиками исследования окружающей среды;
  • Вовлечь школьников в исследовательскую деятельность и мониторинг окружающей среды.
  • Для экологического воспитания и образования в ходе выполнения программы в школе применяются различные формы работы. Наиболее интересные и массовые стали для школы традиционными.- поисково-исследовательские («Сохраним Рябковский бор», «Наша речка Черная», «Улицы Кургана», мониторинг наиболее экологически неблагополучных районов Рябково)- практической направленности (акции «Школьный подоконник», «Чистый школьный двор», «Живи птица», «Птичья столовая», для участия в природоохранной акции «Птичий дом» обучающиеся воспитанники на уроках технологии изготавливают скворечники)В рамках экологических месячников, декад проводятся различные мероприятия. Все учащиеся школы несколько раз в год принимают участие в акции «Благотворительность в пользу природы». В рамках акции проводится благоустройство школьной территории и прилегающих к ней участков. Особое воспитательное значение имеет акция по уборке территории прилегающей к Голубым озерам-излюбленное место отдыха горожан. Акция всегда заканчивается пропагандой экологических знаний среди населения – разработка и распространение листовок о бережном отношении к природе.-познавательные (традиционные слеты классных экологических бригад, тематические линейки –«Эта хрупкая планета», «Братья наши меньшие», «Солдаты, не ждущие орденов», оформление уголков природы в каждом классе). Многообразная и полезная деятельность по экологическому воспитанию осуществляется через активную работу школьного ученического самоуправления республики «Зеленый Остров». Огромное воспитательное значение имеют экологические трудовые десанты: «Борьба с Королем-мусором», «Береги воду», «Дни здоровья». Через свое участие в решении экологических проблем воспитанники развиваются как личности, развивается мышление, эмоциональная сфера, сенсорные навыки, эстетическое восприятие. В ходе выполнения программы обучающиеся воспитанники познакомились со способами участия детей и подростков в решении местных экологических проблем, знают влияние ЗОЖ на организм, занимаются спортом по интересам. Знают историю развития области, контролируют свое поведение в природе, с целью не причинять вреда окружающей среде. Достигнуты серьезные результаты некоторых обучающихся в отдельных видах спорта, они являются призерами региональных соревнований в городе Саранске среди глухих, принимали участие в первенстве Европы по легкой атлетике. Каждый год воспитанники школы принимают участие в детском форуме «Как живете, дети?», проводимого Центром культуры и досуга «Спутник», среди школ Рябково. Призовые1-3места заняла экологическая агитбригада школы «Краски земли» по теме: «Остановись, оглянись, подумай», «Стоп вредным привычкам, здоровому образу жизни-да!», где показывалась практическая деятельность по экологическому воспитанию.Своеобразным подведением итогов экологической работы стало выступление школьной экологической бригады «ЭКОС» перед воспитателями образовательных организаций на семинаре по теме: «Формирование ценностных ориентаций воспитанников в интернатном учреждении», где в стихах, танцах, сценках, гимнастических упражнениях, видеофильме предстала разнообразная по формам природоохранная деятельность обучающихся воспитанников на территории школы и поселке Рябково.Представленный опыт работы по экологическому образованию воспитанников в школе-интернат № 25 имеет положительную результативность в школе и за ее пределами. Опыт работы был представлен и получил высокую оценку на областных курсах зам директоров по В.Р. воспитателей УГПД по теме: «Формирование готовности педагогов самосовершенствованию детей и подростков с ОВЗ»