Публикации Развитие речи у детей с нарушением зрения

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи у детей с нарушением зрения
Автор: Оксана Александровна Грищенко

ГОУ ТО «Ефремовская начальная общеобразовательная школа»ДОКЛАДна тему:«Развитие речи у детей с нарушением зрения»Подготовила воспитатель: Грищенко О. А.Ефремов, 2020 г. Практически 80% детей дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. Коррекционная работа с этой категорией детей осуществляется силами логопеда, тифлопедагога и воспитателя. Образовательная деятельность по развитию речи с детьми с нарушением зрения дифференцируется  с учетом состояния зрительной функции, уровня развития речи детей, способов их восприятия и индивидуальных особенностей. Формирование речи таких детей  протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. У них чаще встречаются нарушения пространственной координации, плохо развитая мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере.У детей с нарушениями зрения часто не сформирована речевая функциональная система; это проявляется в ограниченном словарном запасе, отмечаются трудности фонетико-фонематического и артикуляционного порядка. Часто возникают проблемы в лексикограмматическом строе речи. При зрительной работе у слабовидящих детей быстро наступает утомление, снижается работоспособность. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков.Коррекционная направленность в организации ОД по речевому развитию:При рассматривании объекта, картины, детей рекомендуется рассадить таким образом: В 2-3 ряда, соблюдая право- левостороннюю окклюзию глаз;Полукругом;«каре» « параллельно»-справа и слева от воспитателя по одному ряду детей. Во всех указанных положениях соблюдается окклюзия глаз, острота зрения, вид косоглазия.Детей с очень низкой остротой зрения (ниже-0,4) следует сажать за первую парту так, чтобы освещение падало слева и сверху. Материал для демонстрации предъявляется не далее 1 м от глаз. Необходим дополнительный индивидуальный показ предмета. Правила использования наглядности на ОД .Пособия и материалы должны учитывать нарушения зрительного анализатора ребенка. Детей с расходящимся косоглазием и низкой остротой зрения нужно сажать ближе к демонстрируемому материалу, со сходящимся косоглазием- дальше. Ребенок с окклюзией находится при показе у доски со стороны открытого глаза. Дети с низкой остротой зрения могут подойти к рассматриваемой картине, предмету, чтобы иметь возможность лучше рассмотреть их. При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения О Д. Непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин.  Важнейшим звеном всей системы работы по речевому развитию является игровая деятельность: игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания; адаптированные дидактические игры и пособия (рисунки с четким контуром, обязательно в рамке), тактильные книги, пособие «Волшебный карандаш».Неотъемлемой частью работы с детьми с нарушением зрения является зрительная гимнастика, которая проводится в стихотворной и словесной форме, с использованием предметов , также с помощью зрительных тренажеров и специальных коррегирующих стендов «Восьмерка Базарного», «Стрелоплан», «Куда идут зверушки» для детей младшего возраста, « Угадай чей силуэт?» и др. На индивидуальных занятиях детей учат последовательно называть картинки, выкладывать их в ряд слева направо, переходя на нижний ряд возвращать взгляд на первую картинку слева, тем самым закрепляя в речи пространственные термины и предлоги, а также умение детей ориентироваться в пространстве относительно себя. Для подготовки к обучению грамоте слабовидящим детям нужно уметь производить слоговой и звуковой анализ. Деление слов на слоги сопровождается отбиванием такта рукой; как варианты – слово «прошагивают», «пропрыгивают». Чтобы максимально облегчить детям понимание и усвоение учебного материала, используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный – гласный звук, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.  Единственное отличие заключается в том, что в зависимости от зрительного диагноза цветные символы обведены черным контуром и имеют определенный размер.При обозначении звуков буквами используется песочная терапия, которая оказывает влияние на восприятие образа буквы, работу пальцев рук, фиксацию двигательной функции взгляда. В нашем ОУ осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения зрения детей силами логопеда, тифлопедагога, ортоптиста, психолога, воспитателя и ряда других специалистов, так как работа с детьми с нарушениями зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности.