Публикации Методика обучения и воспитания младших школьников

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методика обучения и воспитания младших школьников
Автор: Мухамадиева Залия Ханафиевна

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
  • Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии школьников.
  • Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке… Детей нет – есть люди, но с иными масштабами понятий, иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств. Помни, что мы их не знаем. Януш КорчакПедагогика – наука о воспитанииЧеловек изначально рождается как биологическое создание и его надо воспитывать, чтобы он стал личностью. Ведь именно воспитание прививает нужные качества, облагораживает его. Этим занимаются хорошо подготовленные специалисты и целая наука о воспитании, которая называется педагогикой. «Педагогика» - (греч. «пайдес» - дети, «аго» - вести) – в дословном переводе означает искусство направлять воспитание ребенка. «Педагог» – «детоводитель». В течение долгих лет по крупинкам копились нужные сведения, формировались, обследовались и отклонялись педагогические системы, пока не остались самые действенные, самые полезные, удовлетворяющие поискам педагогов наилучших стезей содействия детям в осуществлении предоставленных им природой потенциалов, формировании новых качеств. В результате образовалась наука о воспитании, главной задачей которой является накапливание и систематизация педагогических знаний, изучение закономерностей человеческого воспитания. Весьма часто неверно считают, что педагогика воспитывает, обучает, формирует учеников. Это не так. Воспитанием, обучением, развитием учеников занимаются учителя, воспитатели, родители, а педагогика показывает им пути, способы, средства воспитания. Нет людей, которые бы не нуждались в педагогическом руководстве. Но особенной категорией людей, нуждающихся в педагогическом руководстве, являются дети в дошкольном и младшем школьном возрасте, так как именно в этот период формируется фундамент основных качеств будущего человека. В педагогической науке есть специальная отрасль, занимающаяся вопросами воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, и называющая себя вкратце педагогикой начальной школы. Педагогика приходить на помощь учителям в вооружении профессиональными сведениями об особенностях воспитательных процессов в начальной школе, умениями предсказать, проектировать, реализовывать учебный и воспитательный процесс в разнообразных условиях, оценивать его действенность. Процессы воспитания нужно всегда улучшать, потому что меняются обстоятельства жизни людей, накапливается информация, усложняются запросы к человеку. В связи с этим педагоги создают новые технологии обучения, образования и воспитания.Перед педагогами начальной школы стоит «вечная» проблема – как ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений, в мир, таящий в себе много опасностей. И никогда еще педагогическая деятельность этих людей не была столь ответственной, трудной и сложной. И от того, какие основы будут закладывать в детей семья, педагог дошкольного учреждения и педагог начальной школы, будет зависеть жизнь нынешнего ребенка и благополучие всего общества. Современная педагогика – наука быстро развивающаяся, так как мир меняется очень быстро и за этими изменениями нужно успевать. Отстает педагогика – отстают люди, отстает научно-технический прогресс. Следовательно, надо всегда двигаться вперед, учиться, развиваться, черпать информацию из разнообразных источников. Источниками развития педагогики можно назвать: многовековой практический опыт воспитания, фиксированный в образе жизни, обычаях, традициях людей, народной педагогике; философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды; современная мировая и отечественная практика воспитания; данные специально собранных педагогических исследований; опыт педагогов-новаторов, предлагающих своеобразные идеи, новые подходы, технологии воспитания в нынешних быстроизменяющихся условиях.Возникновение и развитие педагогикиВоспитание возникло с появлением людей. Изначально детей воспитывали без всякой педагогики, даже не зная, что она существует, а наука сформировалась уже значительно позже, после появления многих других наук, например, геометрии, астрономии, химии и др. Науки появлялись, когда в них появлялась потребность. Учеными обосновано, что общество развивается неровно: быстрее или медленнее, и зависит от того, как в нем определено воспитание детей. Появилась нужда в том, чтобы создать особые учебные и воспитательные учреждения для подготовки детей к жизни; чтобы обобщать опыт воспитания. В наиболее развитых государствах – Древнем Китае, Древней Индии, Древнем Египте, Древней Греции – были предприняты основательные попытки обобщения опыта воспитания, основания теории. Важнейшей наукой, которая скапливала в те времена все знания о природе, человеке, обществе была наука философия, она же и стала заниматься обобщением педагогического опыта и основанием теории воспитания. Основоположником европейских систем воспитания стала древнегреческая философия, виднейший представитель которой Демокрит (460–370 до н. э.) составил руководства по воспитанию детей. [«Природа и воспитание подобны. А именно, воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу… Хорошими людьми становятся больше от воспитания, чем от природы»]. Также в трудах других древнегреческих умов человечества - Сократа (469–399 до н. э.), Платона (427–347 до н. э.), Аристотеля (384–322 дон. э.) можно найти важнейшие идеи и тезисы, связанные с воспитанием человека, развитием его личности. В Средневековье ведущую позицию в воспитании занимала церковь, обращая воспитание в религиозное русло. В этот период педагогика приобрела таких образованных для своего времени философов, как Августин (354–430) и Фома Аквинский (Тома Аквинат) (1225–1274), Игнатий Лойола (1491–1556). Именно Игнатий Лойола придумал общеобразовательную школу в том виде, в котором она существует сейчас. Эпоха Возрождения тоже дала человечеству целый ряд ярких педагогов-гуманистов: голландец Эразм Роттердамский (1469–1536), итальянец Витторино де Фельтре (1378–1446), французы Франсуа Рабле (1483–1553) и Мишель Монтень (1533–1592).Являясь, долгое время частью философии, педагогика только в XVII в. стала самостоятельной наукой. Но даже и сегодня педагогика миллионами тоненьких невидимых нитей связана с философией, потому что обе науки занимаются изучением жизни человека, его развитием. Основоположником педагогики как научной системы является чешский педагог Ян Амос Каменский (1592-1670), прославившийся своим первым научно-педагогическим трудом «Великая дидактика», написанным в Амстердаме в 1654 году. Многие идеи, отраженные в этой книге актуальны и сегодня и составляют золотой фонд педагогической теории: принцип природосообразности, классно-урочная система. «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах»; «Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки»; необходимо учить «на основании доказательств посредством внешних чувств и разума»… Всех великих педагогов-мыслителей всех времен невозможно перечислить. Назовем лишь некоторых из них и приведем несколько их изречений. Например, английский философ и педагог Дж. Локк (1632–1704), французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро (1713–1784), К. Гельвеций (1715–1771), П. Гольбах (1723–1789), Ж.Ж. Руссо (1712–1778): «Вещей! Вещей! – восклицал он. – Я никогда не перестану повторять, что мы придаем слишком много значения словам: с нашим болтливым воспитанием мы и делаем только болтунов»; швейцарский педагог И.Г. Песталоцци (1746–1827): «О, любимый народ! – восклицал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!» - и сдержал слово, предложив теорию обучения и нравственного воспитания; немецкий педагог Ф.А.В. Дистервег (1790–1866): «Ничто не постоянно, кроме перемен»; русские мыслители В.Г. Белинский (1811–1848), А.И. Герцен (1812–1870), Н.Г. Чернышевский (1828–1889), Н.А. Добролюбов (1836–1861), Л.H. Толстой (1828–1910), Н.И. Пирогов (1810–1881), К.Д. Ушинский (1824–1871): «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни», – писал он.В конце XIX – начале XX в. в США были начаты напряжённые изучения педагогических проблем, в результате которых были сформулированы всеобщие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования, обеспечивающие каждому человеку потенциал быстро и благополучно добиться запланированных целей.Заметное влияние на развитие педагогической мысли во всем мире оказали работы таких американских педагогов Дж. Дьюи (1859–1952), Э. Торндайк (1874–1949), прославившихся исследованиями процесса обучения, созданием действенных воспитательных технологий. Идеи свободного воспитания и развития личности ребенка начали активно распространяться в начале XX в, в которых главным источником саморазвития считается ребенок. И сегодня вопросам саморазвития, самовоспитания и самообучения уделяют много внимания, и данные методы активно используются на всех ступенях обучения. Широко известна в педагогике своими идеями свободного воспитания итальянская учительница М.Монтессори (1870-1952). Она стала основоположником «Дома ребенка», в котором педагог занималась изучением развития органов чувств умственно отсталых детей. Далее созданные ей приемы саморазвития были усовершенствованы и внедрены в практику начальной школы, в частности, самостоятельные учебные занятия. Автор предложила дидактические материалы для индивидуального изучения, построенные таким образом, что при правильном руководстве, ребенок может самостоятельно найти и исправить свои ошибки. И сейчас многие школы практикуют метод Мантессори, внедряя в жизнь идеи свободного воспитания. В России идеи свободного воспитания тоже нашли широкое распространение в начале XX века. Одним из приверженцев был К.Н. Вентцель (1857–1947), который создал одну из первых деклараций прав ребенка (1917), был учредителем и автором журнала «Свободное воспитание» (1907–1918), создал «Дом свободного ребенка» (1906-1909). Вентцель призывал учителей давать ребенку больше свободы для собственного саморазвития, что актуально и в современных условиях. В советской педагогике также было сделано много, оставили след такие выдающиеся личности, как С.Т. Шацкий (1878–1934), П.П. Блонский (1884–1941), А. П. Пинкевич (1884–1939), Н.К. Крупская(1869–1939) – рассматривала проблемы создания советской школы, внеклассной работы и зарождение пионерского движения, А.С. Макаренко(1888–1939) – автор методики трудового воспитания, воспитания детей в семье, В.А. Сухомлинский(1918–1970) – моральные проблемы воспитания молодежи. М.А. Данилов (1899–1973) создал концепцию начальной школы, практические руководства для учителей, на которые и сегодня опираются педагоги. Его работы: «Задачи и особенности начального образования» (1943), «Роль начальной школы в умственном и моральном развитии человека» (1947), «Дидактика» (1957). М.А. Мельников изучил работу малокомплектных школ и разработал методику дифференцированного обучения, изложенная в «Настольной книге для учителя» (1950). Проблемы малокомплектных школ становятся сегодня остроактуальными, так как их количество с каждым днем растет в связи с недостатком учеников в сельских школах для создания полного класса. В 70-80-е годы XX в. в результате активных исследований была создана новая система обучения младших школьников, основанная на развитии познавательных способностей учащихся. Руководителем научной группы был академик Л.В.Занков. В конце 80-х годов XX в. в России появилась педагогика сотрудничества, направленная на полное обновление и перестройку школы, имевшейся ныне. Представителями данной педагогики были Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, В.А. Караковский, С.Н.Лысенкова, создавшая «опережающее обучение» и комментированное управление с опорой на таблицы, схемы, опоры, карточки. Педагогика сегодняшнего дня – прогрессирующая – движется в направлении гуманистического личностно-ориентированного воспитания и обучения, опирающаяся на современные информационные технологии.Основные понятия педагогикиК основным понятиям педагогики относятся: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование, самовоспитание, саморазвитие, педагогический процесс, педагогическое взаимодействие, продукты педагогической деятельности, социальное формирование, педагогические технологии, учебно-воспитательные инновации.Воспитание – это процесс формирования личности, имеющий целенаправленный и организованный характер. С философской точки зрения, воспитание можно рассматривать как приспособление человека к окружающей его среде, не принимая во внимание то, как он это сделал: сам по себе или кто-то ему в этом помог. Полученного воспитания ему хватит на всю жизнь. А вот какой будет эта жизнь, не принимается во внимание. Отсюда можно сделать вывод, что человек сам по себе достигает немногого, ему обязательно нужен воспитатель – человек, который будет направлять его, передавать ему свой опыт и т.д. И именно с такой точки зрения рассматривается воспитание в социальном смысле. Опыт, передаваемый от одного поколения другому, может выражаться в знаниях, умениях, способах мышления, нравственных, этических, правовых нормах, словах, созданных в процессе исторического развития духовного наследия человечества.Историческое развитие общества всегда сопровождалось воспитанием, и именно благодаря ей выжила, окрепла и достигла современных высот человеческая цивилизация. Несомненно, воспитание играет в развитии людей одну из передовых ролей, ведь издревле доказано, что больших успехов достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше. И воспитание будет существовать, пока существует человеческое общество. Воспитание – направленное воздействие на человека не только педагога, но и других общественных институтов: семьи, средств массовой информации, литературы, искусства, органов правопорядка и, конечно же, окружающего человека коллектива. И только при совместных согласованных действиях всех общественных институтов можно достичь цели в воспитании. Обучение – это процесс взаимодействия учителя и ученика, в результате которого формируется мировоззрение, знания, умения, навыки, развиваются умственные силы, дарования и возможности. Этот процесс носит организованный, целенаправленный, управляемый характер. Знания, умения и навыки – основа обучения. Знания – передаваемый опыт поколений, представленный в форме фактов, понятий, законов науки. Умения – знания, жизненный опыт, приобретенные навыки, самостоятельно и осознанно используемые в практических действиях. Навыки – жизненные умения, доведенные до совершенства, в результате полученных знаний. Обучая, педагог передает учащимся определенные знания, придавая им нужную направленность для формирования необходимых мировоззренческих, социальных, идеологических, нравственных качеств. Следовательно, обучение имеет воспитывающий характер. Образование – результат обучения - создание образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека – система знаний, умений, навыков, накопленных в процессе обучения, которыми овладел в совершенстве ученик. Именно системность знаний и мышления является главным критерием образования, в результате которого человек может самостоятельно мыслить, рассуждать и с помощью рассуждений восстанавливать недостающие знания. Образование добывается каждым человеком самостоятельно, а не дается в готовом виде. Различают начальное, среднее и высшее образование в зависимости от уровня самостоятельности мышления и от объема полученных знаний, и разделяют на общее, профессиональное, политехническое в зависимости от характера и направленности. Начальное образование – основа для будущего образования человека, продолжающегося всю последующую жизнь. Ребенок учится читать, писать, считать, логически рассуждать, связно и грамотно выражать мысли, делать правильные выводы. Обучение грамоте тесно связано с нравственным, физическим, эстетическим, трудовым, правовым, экономическим, экологическим воспитанием. Воспитание в начальной школе является преобладающим процессом, подчиняющим себе обучение и образование. Сначала человека нужно правильно воспитать, потому что бесполезно и опасно давать знания невоспитанному человеку. Общее образование можно считать полученным, если человек понимает основные закономерности развития процессов в окружающем мире, приобретает необходимые учебные и трудовые умения, разнообразные навыки.Профессиональное образование дает знания, умения, навыки в определенной конкретной области. В начальных профессиональных учебных заведениях готовят высококвалифицированных рабочих. В средних профессиональных учебных заведениях готовят специалистов средней квалификации, а в высших учебных заведениях – специалистов высшей квалификации для различных отраслей народного хозяйства. Политехническое образование обучает навыкам обращения с простейшими орудиями труда, применяемые в быту, в повседневной жизни и знакомит с принципами современного производства. Формирование – это воздействие экологических, экономических, социальных, идеологических, психологических факторов на развитие человека и имеет законченный характер, отражаясь в качествах человеческой личности, уровне его зрелости и устойчивости. Развитие – действие универсального закона взаимного перехода количественных изменений в качественные, и наоборот. Педагогические теченияПедагогика не имеет единого общего взгляда на то, как воспитывать детей. Во все времена существовало и существует ныне два взаимно противоположных подходов в воспитании: как воспитывать - добротой и лаской или в повиновении и страхе? Жизнь не опровергает ни один из способов, потому что в одних случаях обществу приносят больше пользы люди, воспитанные в жестких правилах, имеющие суровые взгляды на жизнь, упрямые, неуступчивые, а в других случаях – люди мягкие, интеллигентные, гуманные, богобоязненные, воспитанные в любви и ласке. На основе этих принципов воспитания и политики государства складываются традиции воспитания. Гуманистическое воспитание обычно складывается в обществе со спокойной нормальной жизнью, а авторитарное воспитание складывается в обществе, в котором преобладает борьба, так как дети, воспитанные по правилам гуманистического воспитания в условиях войны, голода, лишений и социальных конфликтов, вряд ли выживет. Авторитарное воспитание было лидирующим вплоть до начала XX века и основывалось на полном подчинении ребенка взрослому. Основными приемами были угроза, надзор, приказания. Оно включало в себя целую систему запретов и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Россия также была в числе стран, в которых лидирующие позиции занимало авторитарное воспитание. Гуманизм – концепция воспитания, считающая наивысшей ценностью в мире целостность человека и главным ее положением считается защита достоинства личности, ее прав на свободу, счастье, развитие, проявление способностей и создание для всего этого благоприятных условий. Гуманизм представляет собой совокупность идей и ценностей, которые утверждают значимость человеческого бытия в общем и в частности – отдельной личности. Гуманизм – общественный идеал. Гуманистическая педагогика – свод научных учений, который представляет воспитанника как активного , равноправного, сознательного участника учебного и воспитательного процесса и который развивается по своим возможностям. Гуманизм видит конечной целью воспитания становление воспитанника субъектом деятельности, познания, общения, свободной самостоятельной личностью. Чем благоприятнее условия для самореализации личности, раскрытия заложенных природных задатков, способности к свободе, творчеству, ответственности, тем глубже мера гуманизации. Гуманистическая педагогика призывает:• человечно относиться к воспитаннику;• уважать его права и свободы;• предъявлять воспитаннику простые и трезво сформулированные требования;• уважать позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;• уважать право ребенка быть самим собой;• довести до сознания воспитанника определенных целей его воспитания;• ненасильственно формировать требуемые качества;• отказаться от физических и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;• признать права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.). «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства»- так гласит первая статья Всеобщей декларации прав человека.Еще раз отметим педагогов-новаторов, прославивших гуманистическое воспитание. Это М. Монтессори – с идеей свободного природосообразного воспитания; Р. Штайнер – вальдорфская педагогика, основанная на формах индивидуального воспитания; С. Френэ – личностное стимулирование – отечественным предшественником и единомышленником является А.С. Макаренко. Система педагогических наукПедагогика является обширнейшей наукой, так как отдельно взятая наука не в состоянии охватить все связи воспитания. Это разветвленная система научных знаний, называемой наукой о воспитании. Философия – фундамент воспитания, так как образует область знаний, используемая в воспитательной практике, указывает педагогике подход к познанию педагогических явлений и процессов. Философия – методологическая основа педагогики. Система педагогики включает:• общую педагогику,• возрастную педагогику,• социальную педагогику,• специальные педагогики.Общая педагогика – базовая научная дисциплина, имеющая базовый характер и изучающая общие закономерности воспитания человека, учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях любого типа. Общая педагогика (в том числе и педагогика начальной школы) содержит четыре больших раздела:1) общие основы,2) дидактика 3) теория воспитания,4) школоведение (педагогический менеджмент). Возрастная педагогика – связь воспитания с возрастными особенностями. В разных возрастных категориях процесс воспитания протекает по-разному и приводит к разным результатам. Возрастная педагогика охватывает весь период жизни человека, потому что люди учатся и развиваются всю жизнь, а как уже было выше сказано для воспитания требуется квалифицированная педагогическая помощь и поддержка.Возрастная педагогика состоит из следующих частей:
  • педагогика семейного воспитания,
  • педагогика дошкольного воспитания,
  • педагогики начальной, средней, высшей школы,
  • педагогика профессионально-технического образования,
  • производственная педагогика,
  • педагогика дистанционного обучения
  • превентивная педагогика (защитного, предохранительного или даже принудительного воспитания, перевоспитания правонарушителей),
  • профилактико-охраняющая педагогика (оказание педагогической помощи людям, попавшим в беду, «группам риска»- алкоголикам, наркоманам, осужденным)
  • специальная педагогика (работа с людьми с различными нарушениями и отклонениями: сурдопедагогика – занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих, тифлопедагогика – слепых, олигофренопедагогика – умственно-отсталых)
  • Дошкольная педагогика занимается изучением особенностей воспитания детей дошкольного возраста. Педагогика начальной школы - человека в возрасте от 6–7 до 10–11 лет.Педагогика высшей школы изучает закономерности учебно-воспитательного процесса, протекающего в высших учебных заведениях всех уровней аккредитации. Педагогика последипломного образования в близком сотрудничестве с педагогикой труда занимается вопросами повышения квалификации.Еще раз перечислим науки, с которыми педагогика развивается в тесной взаимосвязи – философия, анатомия, физиология, психология, история, литература, география, антропология, медицина, экология, экономика, археология, наука о внеземных цивилизациях, кибернетика, математика, компьютерная педагогика, суггестология.
  • Понятие о педагогических технологиях в образовательном процессе.
  • Понятие о педагогических технологиях.Педагогическая технология – это специально подобранные и скомпонованные организационные и процедурные компоненты, представленные в виде последовательно и комплексно используемых форм, методов, приемов и средств обучения, воспитания и контроля, которые ориентированы на решение определенной учебной задачи и максимально обеспечивают достижение соответствующего ей результата. Технологии - наиболее значимые компоненты во всех сферах жизни и развития общества, поэтому невозможно считать человека педагогически грамотным специалистом, если он не знает и не умеет пользоваться педагогическими технологиями. Педагогические технология подразделяются по своей организации и методике реализации на: традиционные и интенсивные (инновационные).Термин «технология» в педагогический оборот вошел в 1970-х годах, а ранее определялся понятием «методика».Традиционные педагогические технологии основаны на традициях, методах, способах, формах педагогической работы, проверенных практикой.Алгоритм действий педагога при традиционных педагогических технологиях: убеждение, объяснение, внушение, показ, упражнение, приучение, стимулирование, контроль, диагностирование (тестирование, экзамены, зачеты, аттестация), оценка – все эти действия используются в комплексе.Убеждение – прием, при котором педагог разносторонне воздействует на разум ребенка, его чувства и волю для того, чтобы формировать у него определенное мировоззрение, систему ценностей и желаемых качеств. Формы работы при таком приеме: разъяснение, лекция, беседа, диспут, внушение, пример, осознание. Эффективность этого метода зависит от некоторых педагогических требований: высокий авторитет педагога, опора на жизненный опыт ребенка, искренность, конкретность, доступность средств убеждения, учет возрастных особенностей ребенка.Упражнение – ряд практических дел, направленных на формирование навыков, умений и привычек.Приучение – спланированное и регулярное выполнение определенных действий, направленных на формирование положительных привычек.Группа методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский. Методы стимулирования при традиционных педагогических технологиях: похвала, поощрение, порицание, соревнование, упрек, осуждение, намек, одобрение, доверие, наказание.Итак, то, что раньше называлось методикой, сегодня стало называться технологией образования.Технологии образованияОт вида образования (непрерывное, открытое, дистанционное) напрямую зависит специфика технологий. Но каждая из них требует особого построения педагогического процесса, форм и методов, технологий передачи и усвоения учебного материала.Идею непрерывного образования всегда поддерживали великие умы человечества, педагоги-мыслители – Я.А.Каменский, Ф.Дистервег, К.Д.Ушинский, Р.Г.Даве, считая, что человек развивается лично, социально и профессионально на протяжении всей жизни.Личностно-ориентированные технологии.В центре данной технологии – целостная личность, стремящаяся к реализации своих возможностей максимально, открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Именно это является главной целью воспитания. Личностно-ориентированные технологии основаны на личных стремлениях, интересах человека, стремящегося к самореализации и достижении успеха в жизни, а не по заказу извне. Они ищут методы и средства, соответствующие индивидуальным особенностям каждого человека. Благоприятными условиями для реализации данной педагогической технологии являются атмосфера любви, уважения, заботы, сотрудничества, творчества, самовыражения, самоутверждения в жизни.Педагогика сотрудничества, распространенная в России в 80-е годы, является одной из разновидностей личностно-ориентированной технологии. У истоков данной технологии стояли такие великие отечественные умы, как В.Ф. Шаталова, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, М.П. Щетинина и др.). Технология развивающего обучения.Одной из хорошо зарекомендовавших себя прогрессивных технологий – технологии развивающего обучения. Авторами данной технологии являются Л.С.Выготский и Л.В.Занков. Главный принцип технологии развивающего обучения: ведение обучения на высоком уровне трудности, быстрыми темпами. Ведущая роль отдается теоретическим знаниям, осознанным людьми необходимости активного учения и учет особенностей каждого участника процесса. Развивающее обучение представляет собой решение постепенно усложняющихся задач, поиск новых способов выполнения действий своими силами, добывание знаний, что приводит в свою очередь к тому, что участник образовательного процесса поднимается на новые высоты личностного развития. Ведущей формой работы является самостоятельная работа учащихся в сотрудничестве с учителем, где роль учителя заключается только в направлении деятельности учащихся.Нужно развивать в детях интеллект с установкой на то, чтобы ребенок умел не только добывать нужные ему знания, но и обновлять их в соответствии с быстро меняющимся современным миром. Современный человек должен быть готов к генерированию и совершенствованию идей и практик. Сегодня технологиям развивающего обучения уделяется много внимания.Технология поэтапного формирования действийВсе современные педагогические технологии нацелены на повышение эффективности педагогического процесса. Не является исключением и данная педагогическая технология, у истоков которой стоят такие ученые, как П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др. Данная технология в любом учебном действии выделяет три этапа: ориентировочный, исполнительный, контрольно-корректировочный. На первом этапе создается общая модель выполнения учебного действия, исследуются обстоятельства, в которых оно будет выполняться, составляется план его выполнения, проговаривается форма контроля и предусматривают способы коррекции исполнения. На втором этапе происходит реализация изучаемого действия, которая в свою очередь осуществляется в несколько этапов: 1 – этап мотивации; 2 – составление плана ориентировочного этапа и ее понимание; 3 – выполнение всех запланированных операций; 4 – проговаривание операций; 5 – действие во внутренней речи, мысленно, про себя; 6 – автоматизированное действие. В этом процессе происходит поэтапный переход внешней деятельности во внутренний умственный план. Таким образом, данная технология преследует цель обучить умственным действиям, отработать практические действия, привить навыки поведения, особенно в начальных классах. Так как весь процесс разбит на этапы, его легко контролировать и совершенствовать. Технология программированного и модульного обучения.Основой этих двух технологий обучения является концепция поэтапного формирования умственных способностей.Программированное обучение построено таким образом, что обучающийся не может сделать очередной шаг, не усвоив или не выполнив предыдущий. Поэтому учебный материал разбит на «дозы», расположенные в определенной последовательности и представляющие из себя алгоритм или программу. Прежде чем перейти к следующему заданию, ребенок подтверждает правильность усвоения предыдущей дозы и в случае необходимости может своевременно исправить свои ошибки и идти дальше по программе. Осуществляется постоянный контроль над ходом обучения и действиями каждого школьника. В основу данной технологии заложены два требования:
  • Переход от контроля к самоконтролю
  • Перевод обучения на самообучение человека.
  • Данная технология эффективна при изучении теоретического материала или повторяющихся операций, которые имеют четкую формулу, алгоритм действий. Технология программированного обучения разработана достаточно давно и применяется не одно десятилетие. Она рассчитана на действенное управление и организацию учебного процесса, которая предусматривает самостоятельное, индивидуальное, активное изучение учебного материала, но в то же время имеет постоянную обратную связь: с одной стороны – логически дозированный материал, последовательное его выполнение в индивидуальном темпе работы, постоянный самоконтроль и с другой стороны – периодическая проверка со стороны учителя. Темп работы зависит не только от понимания и усвоения, но и от настойчивости и самостоятельности учащегося.Программы могут быть разделены в зависимости от характера учебных задач, которые необходимо решить в учебном процессе. Они могут носить обучающий, информационный, контролирующий, линейный, комбинированный или разветвленный характер. Обучающая программа должна содержать помимо учебной информации и набора практических задач, еще и методические рекомендации, помогающие усвоить ту или иную информацию, представляющиеся в виде алгоритма, а также задания для контроля и самопроверки. В частности, данную технологию применяют в основном при практических занятиях. Но не стоит забывать, что учебный процесс – это процесс общения всех его участников, а данная технология имеет не очень высокий развивающий эффект.В модульном обучении, в отличии от программированного, педагог играет не одну из последних ролей, а несет функции от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Учебный материал разделен на модули – ребенок получает информацию порционно и у него появляется возможность работать по индивидуальной программе, которая имеет четкую цель действий.Технология проблемного обучения.Авторы данной технологии – А.М.Матюшкин, М.И.Махмутова. Ее концепция основана на побуждении учащихся к самостоятельному добыванию нового знания путем создания и решения посильных проблемных задач и ситуаций. Также своей целью технология проблемного обучения ставит формирование потребности в дальнейшем развитии, укреплении уверенности в своих силах и способностях. Только в состоянии успешности ребенок может добиться успехов. Задача педагога – не давать задания в готовом виде, а ставить перед учащимися проблемные задачи и побуждать самостоятельно находить пути и средства решения, естественно, после полного осмысления задания. У ребенка включается творческое мышление, он интеллектуально ищет выход из сложившегося положения самостоятельно или обращается к помощи учителя.Основные цели проблемного обучения:
  • Развитие творческих умений;
  • Развитие мышления;
  • Развитие интеллектуальных способностей ребенка;
  • Воспитание активной творческой личности;
  • Развитие проблемного мышления.
  • Алгоритм выхода из проблемной ситуации:
  • постановка проблемы, побуждение к решению проблемы;
  • понимание сущности проблемы, внутреннее принятие;
  • поиск решения проблемы – анализ ситуации, актуализация, выдвижение гипотез, обсуждение, проверка продуктивности принятого решения;
  • определение итогового результата, оценка.
  • Разновидности проблемного обучения: метод проблемного изложение материала, частично поисковый, диалогический метод, частично исследовательский – эвристический метод, учебно-исследовательский. Все эти методы повышают уровень проблемного обучения и увеличивают развивающий эффект.Технологии эвристического обучения.Это одна из активных технологий, потому что приводит к высокому уровню внутренней и внешней активности учащегося. Суть данной технологии заключается в умении организовывать творческие, продуктивные процессы мышления для овладения новыми разумными вариантами действий в абсолютно новых условиях.Автором этого метода обучения является А.В.Хуторская.В результате эвристической деятельности у школьников развиваются умения понимать, творчески использовать методы познавательной деятельности. Эвристические правила – это своеобразные рекомендации по выбору нужного варианта действия. Нахождению оптимального решения задачи способствуют мыслительные действия. И правила и операции – инструментарий для решения учебных задач. Хорошо всем знакомым методом эвристического обучения является «мозговой штурм», который активизирует коллективную творческую деятельность.Технология применения технологии эвристического обучения:
  • проблемно, в общих чертах формируется учебная задача;
  • занятие по времени делится на две части – выдвижение гипотез и их анализ;
  • в первой половине занятия не допускаются никакие критические высказывания, ухмылки, чтобы дети не боялись высказывать свои гипотезы;
  • за это время выдвигается огромное количество различных гипотез, даже самых не состоятельных и нереальных. Все идеи записываются, не обсуждая, чтобы участники процесса чувствовали себя свободно, раскрепощенно.
  • во второй части ведется обсуждение всех выдвинутых гипотез и делается вывод о ценности этой гипотезы (оценивается каждым участником учебного процесса по пятибалльной системе), тут же отсеиваются все нереальные, несерьезные варианты;
  • если же задача осталась не решенной, т.е. учащиеся не пришли к необходимому результату, эта задача дается еще раз в другом измененном виде.
  • Данная технология целесообразна при групповой работе на уроках.Технология дидактических игр.Различают несколько видов дидактически игр: деловая, ролевая, управленческая, организационно-деятельностная игры. В педагогике наиболее распространена деловая игра, которая, в силу своих дидактических возможностей, очень продуктивна в качестве средства улучшения личностных качеств человека. В процессе деловой игры ребенок получает знания не про запас, не для какого-то будущего применения, применяет их, использует их здесь и сейчас в процессе решения жизненных задач, поставленных перед ним. Это отражает суть игрового обучения и становится наиболее главным фактором его применения в педагогической практике. Но не надо забывать, что эффективность этого метода теряется, как только начинаются на уроке решаться или только учебные задачи, или только игровые. Деловая игра обладает огромными возможностями в формировании личностных качеств учащихся:
  • систематизирует учебный материал и представляет его в такой модели, которая приближена к реальности;
  • восстанавливает строение и функции некоторых составляющих деятельности;
  • потребность в знаниях, путях и способах добывания, хранения и использования этих знаний приближены к реальным условиям, которая помогает понимать процесс учебы, понимать свою личную активность;
  • объединяет все педагогические процессы: образовательный, обучающий, воспитывающий, развивающий.
  • обеспечивает переход от организации руководителем к саморегуляции.
  • Разновидности деловой игры:
  • имитационные упражнения;
  • анализ учебных ситуаций;
  • исполнение определенных ролей;
  • полноценная деловая игра.
  • Компьютерные технологии.Сегодня стало актуальным применение на уроках компьютерной техники. Это позволило перейти процессу обучения на более высокий качественный педагогический уровень и предполагает создание принципиально новых учебных материалов. Компьютеры применяются в подготовке учащихся как рабочий инструмент, а также экономят время, повышает эффективность учебного процесса. Выступают как предмет изучения, как средство изучения, автоматизируют управление учебным процессом. Созданы множество учебных программ, моделированы игровые процессы, видеоресурсы, интерактивные ресурсы, необходимые в учебном процессе.Основные эффекты использования компьютерных технологий:Экономический Интеллектуальный Эмоциональныйудешевление сложных применение для более каждый ребенокинформационно- точных операций работает в силу поисковых операций своих возможностей, что доставляет ему радость и удовлетворениеТакже компьютерные технологии широко применяются на этапе контроля, позволяя автоматизировать этот процесс в виде онлайн-тестов. Следует сделать вывод, что использование в практике педагогических технологий не должно быть данью моде или самоцелью учителя, должно носить целевой характер, направленный на воспитание, обучение и развитие ребенка младшего школьного возраста. Учитель обязан иметь представление и знать о том, что подходов к организации образовательного процесса огромное количество и выбрать из этого числа только те, которые на его взгляд будут более эффективными в учебном процессе и приведут к потрясающим результатам. А для этого, конечно же, нужно изменить традиционное отношение к учителю, к учащемуся и к процессу учения.«Уча других, также учишься».ЛитерaтураАмонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.Антология гуманной педагогики. В 27 кн. М., 2001–2005.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995.Введение в научное исследование по педагогике. М., 1988.Вульфов Б. Основы педагогики в лекциях, ситуациях. М., 1997.Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики: Учеб. М., 2003.Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.Занков Л.B. Дидактика и жизнь. М., 1968.Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Педагогика как система научных теорий. М., 1988.Подласый И.П. Педагогика: Учеб. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы. М., 2005.Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие. В 2 ч. М., 2004.Снегуров А.В. Педагогика от «А» до «Я». М., 2003.Соловейчик С. Педагогика для всех. М., 1989.Спок Б. Ребенок и уход за ним. М., 1985.