Публикации "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников"
Автор: Галёва Елена Владимировна

Роль внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьниковЛюбая образовательная среда в той или иной мере выполняет воспитательные функции. Воспитывающая среда образовательного учреждения является частью социально-культурной среды, включающей общественные, материальные, духовные условия существования и деятельности человека. Принято считать, что школьное образование нацелено преимущественно на развитие общих способностей и склонностей, интересов и убеждений, идеалов и мировоззрения, направленности личности школьника. Но в то же время сегодня в воспитании школьников всё больше уделяется внимания духовно-нравственному аспекту. Духовно-нравственное воспитание может быть определено как деятельность, направленная на формирование ценностно-смысловой сферы личности на основе определённого мировоззрения и соответствующей ему системы морали, поведенческой и бытовой культуры. Сегодня в школах введено преподавание основ религиозных культур и этики, с учётом выбора. Подобная деятельность направлена на удовлетворение образовательного запроса граждан, состоящего в том, чтобы их дети систематически изучали духовно-нравственную культуру, традицию, на которую ориентируется их семья, и в этом процессе приобщались к ней. Каждый педагог, воспитатель на своём месте должен ясно представлять, какие воспитательные цели он преследует, на основе какого содержания, на каком правовом основании, что он должен или может потребовать от школьника, а чего не может и не должен требовать.Сегодня реальность выдвигает на первый план вопрос об общечеловеческих ценностях, о мобилизации духовно-нравственных и культурно-исторических ресурсов для выхода из кризисной ситуации. Диктуемая критической обстановкой необходимость постановки под разумный контроль решение глобальных экономических проблем придаёт насущную практическую значимость вопросам о критериях «человеческого»: допустимого и недопустимого, ставит вопрос о разумной ориентации человека в мире, о выработке им надёжных позитивных целей, соответствующих фундаментальным основам общечеловеческого существования. Исходя из названных проблем, роль школы в современном мире можно рассматривать основной: весь образовательный процесс, все мероприятия, проводимые в школе, призваны внести свой вклад в духовное развитие школьников, помочь им решить проблему сохранения и упрочения своего «земного дома»; научить делать морально-нравственный выбор в любой жизненной ситуации.Наш педагогический коллектив работает над созданием социально-гуманитарного пространства для развития компетентной духовно-нравственной личности. Одна из первоочередных задач нашей школы на современном этапе – реализация воспитательной системы, обеспечивающей разностороннее развитие всех основных видов и направлений воспитательной работы школьного коллектива, это и гражданское, и духовно-нравственное воспитание. Мы используем коллективные и индивидуальные формы работы для саморазвития и самореализации обучающегося. Уверены, что предметная деятельность в коллективе влияет положительно на формирование у детей потребности нравственных поступков. Индивидуальный опыт обучающегося должен взаимодействовать с коллективным и только в этом случае является фактором формирования его индивидуального сознания. В ходе предметной деятельности в коллективе происходит формирование негативного отношения ко всем ассоциальным явлениям. Наш коллектив старается использовать все лучшее из традиций прошлых лет школы. На наш взгляд, полнокровное воспитание происходит только тогда, когда ребёнок погружается в специально организованное духовно-интеллектуальное поле. Такое поле называют по-разному: «творческим духом», «средой», «атмосферой», «климатом». Однако все сходятся в том, что в образовательной среде школы должны царить радушие, забота, терпение, мудрость и любовь. И этому способствуют культивируемые ценности и идеалы, к которым в ходе сотрудничества приобщаются дети и педагоги. В ходе развития ценностно-смысловой сферы и духовно-нравственного воспитания мы используем различные формы работы, для чего задействуем и уроки, и внеурочные мероприятия. Это и проведение коллективно - творческих дел, и организация спортивно-массовой работы, и работа клуба «Юнармеец», и масса других коллективных дел. Участие в таких мероприятиях позволяет развивать у ребят такие качества, как творческая инициатива; умение ставить цели и достигать их; самостоятельность в решении личных и общественных проблем; ответственность за себя и других. Мы сохранили с прошлых лет проведение школьных этапов эстафеты искусств. Все они имеют творческую эстетическую направленность и вместе с тем соответствуют тем целям и задачам, которые педагогический коллектив ставит в условиях социально-гуманитарного пространства. Это и конкурс чтецов, и вокальный конкурс, и конкурс рисунков и плакатов, выпуск газет в рамках работы предметных недель и декад. И проект нашей школы, который стал традиционным, – на протяжении последних семи лет в школе работает литературная гостиная. Ежегодно тематика меняется. Наши литературно-музыкальные гостиные имеют нравственную и патриотическую тематику. Кроме этого, этот проект нацелен и на развитие любви к чтению. Именно книга помогает овладевать информацией, накопленной многими поколениями, учит давать оценку собственным и чужим поступкам, в процессе чтения приходит понимание истинности тех или иных нравственных решений. На подобных мероприятиях мы словно открываем для себя наших учеников. После школьных этапов эстафеты искусств ребята выходят на районный уровень, а затем и на областной уровень. Мы – победители и призёры зональных и областных этапов. Это достаточно хорошие результаты, ведь стержнем нашей концепции воспитания является ориентация на совместную деятельность, на сотруднический характер отношений субъектов образовательного процесса: обучающихся и педагогов. Мы понимаем воспитание как деятельность, призванную помочь ребенку стать таким, каким его хочет видеть общество, и в то же время стремиться, чтобы он сам хотел стать таким. А для этого нужно решать триединую задачу: - определить необходимую совокупность возрастных и конкретно-исторических социальных потребностей и ценностей, на основе которых можно формировать отношения в нашем общеобразовательном учреждении;- создавать на этой основе среду управляемого общения, выразителем и носителем которой становится педагогический коллектив;- обеспечить на этой основе формирование коллективистских традиций, гарантирующих непрерывность воспроизведения педагогически формирующих отношений.На духовно-нравственное развитие детей огромное влияние оказывают уроки русского языка, литературы, истории. И очень важно, по каким учебным комплексам осуществляется преподавание этих предметов. К сожалению, в погоне за инновациями и новшествами учителя используют учебники, в которых присутствуют в основном зарубежные произведения с непонятным для нашего российского менталитета содержанием и карикатурным изображением родителей и взрослых, что воспитывает в детях неуважительное отношение к старшим. Такие учебники должны быть вытеснены из общеобразовательных школ. Для детей главным мерилом выбора произведений должна быть та польза, которую данное произведение способно принести нравственному и духовному развитию ребёнка. Поэтому школа должна очень обоснованно и взвешенно подходить к выбору учебника.На уроках и во внеурочной деятельности в нашей школе осуществляется культурно-историческое и нравственное осмысление фундаментальных знаний через призму их важности как для личности школьника, так и для общества в целом.Избранная нами система воспитательной работы не может быть догмой, а напротив, требует творческого подхода к ней. Но педагог должен помнить, что воспитание осуществляется не мероприятиями, а образом жизни, педагог должен выступать в роли организатора процесса общения детей, в котором они живут и развивают личностные качества. Все эти качества могут развиваться и в структуре ученического самоуправления. Психологическая задача в том, чтобы каждый обучающийся был формально включен в организаторское дело, имея поручение коллектива. Воспитательный успех в этой работе определяется по уровню самостоятельных действий и взаимодействий обучающихся, их умению воздействовать друг на друга, убеждать и заражать полезным делом. В процессе общения обучающиеся начинают сопереживать, а затем уже и регулировать свое поведение с учетом реакции окружающих людей. Ребята практически убеждаются в том, что конфликт, например, возникает в результате отрицательных эмоций, низкого уровня культуры, грубости, авторитарности в процессе общения. В этом случае именно учитель помогает организовать общение обучающихся в быту, учебе, труде, отдыхе и досуге там, где он чаще всего встречается и контактирует с определенным кругом людей. Это дом, улица, школьный класс, компания и т. д. Мы уверены, что зеркалом личности ученика должны быть не столько успех в учебе, сколько вся совокупность его практической деятельности. Воздействие на обучающегося происходит в ходе активного включения в жизнь коллектива и преобразования окружающей действительности. Изменяя эту действительность, обучающийся изменяет себя, совершенствует общественное сознание и свое поведение. Мы в системе проводим диагностику уровня воспитанности наших обучающихся. Одна из таких методик – методика Н.П. Капустина, по которой наши воспитанники показывают достаточно высокий уровень воспитанности. Среди прочих вопросов, эта методика позволяет определить отношение школьника к природе, к растениям, понять взаимоотношения в классе, отношения с другими людьми, умение заботиться об окружающих и проявлять сочувствие.Наша школьная воспитательная система предлагает свою модель проживания жизни, модель в форме субъективной реальности. Эта реальность скоротечна, но, повторяясь из года в год, она оставляет следы в сознании детей, накапливая незабываемые воспоминания. Очень важно, что эта реальность в нашей школе создается по обоюдному согласию детей и взрослых на основе коллективных форм работы, на основе самоуправления. Для этого в школе функционируют объединения по интересам. Это и объединения дополнительного образования: кружок «Волшебная нить», «Литературное краеведение», «Юный художник», «Юный журналист». В свою очередь, мы поддерживаем тесное сотрудничество со всеми учреждениями культуры города: принимаем участие в различных развлекательных и развивающих программах и конкурсах, которые ими организуются. Наши ученики на протяжении ряда лет были юными корреспондентами молодёжной программы «Окрошка», которая была создана на базе районного дома культуры. В этой программе ребята освещали самые интересные события, проходившие в городе и районе. Программа эта и сегодня востребована, её выпуски можно посмотреть в социальных сетях. Как видим, всё это соответствует заданной системе, направленной на воспитание компетентной личности в условиях социально-гуманитарного пространства.В школе функционируют различные клубы по интересам в рамках ученического самоуправления: клуб книголюбов, научное общество, клуб «Эврика». Именно этот клуб – постоянный участник всех интеллектуальных районных игр, где ребята всегда занимают призовые места. Состав клуба ежегодно обновляется, но при этом ребята готовят и юную смену. Подобные игры проводятся и в стенах нашей школы в рамках предметных декад и недель. Кроме этого, ребята участвуют в школьных конференциях, районных и областных краеведческих чтениях, где занимают призовые места.Нельзя не сказать и о клубе «Юнармеец». Основное направление нашей школы – героико-патриотическое. И клуб реализует воспитание детей именно в этом направлении. За последние три года наши ребята показывают самые высокие результаты во время проведения полевых сборов для юношей 10 классов. Ребята - неоднократные призёры областных соревнований по военно-прикладным видам спорта. С нашей точки зрения, главным признаком личностно ориентированного развития детского коллектива, его духовно-нравственного развития является развитие его гуманистического микроклимата, основные черты которого: защищенность, сплоченность и активность. Это своеобразные «киты», поддерживающие, несущие, питающие жизнь класса и школы во всех её проявлениях. Для выявления проблем в общении, во взаимопонимании в школе работает медико-психолого-педагогический консилиум. Предоставляется помощь детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В настоящее время школа продолжает работу над внедрением воспитательной системы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание и формирование социально ответственной личности на основе коллективных и индивидуальных форм работы в условиях социально-гуманитарного пространства». Ведутся в числе прочих курсы общекультурного и духовно-нравственного направлений в рамках внеурочной деятельности («Путешествие в прошлое», «Я – гражданин России», «Я познаю мир», «Тропинка к собственному я», «Сибирь – мой край родной» и др.). Сегодня в нашей школе обучается более 70% детей выпускников школы №9. Многие ребята возвращаются после окончания учебных заведений в свой родной город. Среди наших выпускников много и тех, кто сегодня является руководителем предприятий и различных организаций. Хочется верить, что из стен нашей школы выходят достойные граждане нашей страны, высоконравственные личности, способные передать самые лучшие качества новому поколению.