Публикации Интерактивная книга.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интерактивная книга.
Автор: Копылова Ольга Владимировна

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 9» (КГКОУ ШИ 9) Интерактивная тетрадь «Полезные каникулы» для обучающихся 7-8 классов Составитель Копылова Ольга Владимировна, воспитатель р.п. Переяславка, 2020 2 Мой дорогой друг! Наша тетрадь понравится тебе и всей твоей семье, потому что мы подобрали для тебя интересные и полезные задания. Они помогут наладить взаимоотношения со сверстниками, понять, что происходит с тобой. А так же мы вместе сможем отвлечься от проблем, разнообразить досуг и найти новые увлечения. Здесь мы с тобой будем развиваться. Ведь ты, хочешь быть самостоятельным, независимым? Мы предлагаем тебе вместе отправиться в наше путешествие по страницам новой интерактивной тетради! 3 Занятие1. «День космонавтики» Дорогой мой друг! Какой праздник отмечает твоя семья и вся наша страна? Да, 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Когда-то давно люди мечтали летать как птицы. Пытались они взлететь, прицепляя к спине крылья из перьев или ткани, разбежавшись или прыгая с крыш домов. Но все было напрасно. Через 151 год (в 1882году) в воздух поднялся первый самолет. Сконструировал его русский офицер Александр Можайский, а в воздух поднял механик Голубович. Родителем космонавтики тоже является россиянин. Это Константин Эдуардович Циолковский. Им были сконструированы дирижабль, ракета на жидком топливе, искусственный спутник Земли, автоматические лунные и межпланетные станции. 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур стартовал космический корабль-спутник «Восток», пилотируемый нашим соотечественником Юрием Алексеевичем Гагариным. Юрий Алексеевич Гагарин сделал всего один виток вокруг Земли, пробыв в космосе 208 минут. Но этот подвиг открыл новую эру – космическую. I. Блиц-опрос: 1. Назовите, одним словом мир звезд и галактик? 2. Ближайшее к Земле небесное тело? 3. Как звали первого космонавта? 4. На каком корабле первый космонавт совершил полет? 5. Какая знаменитая реплика Гагарина прозвучала во время старта? 6. Кличка одной из собак-космонавтов? II. Конкурс «Переводчики». По представленным предметам, попробуйте догадаться, какому вашему школьному предмету они соответствуют. Плюсминусник – математика Абвгдейка – чтение, письмо Картинотворение – ИЗО Скок-прыг – физкультура Ля-ля-фа – музыка Ногопляс – ритмика 4 III. Задание «Отгадайте загадки». 1.Чтобы глаз вооружить, И со звездами дружить, Млечный путь увидеть, чтоб Нужен мощный… 2.Телескопом сотни лет, Изучают жизнь планет. Нам расскажет обо всем Умный дядя … 3.Астроном — он звездочет, Знает все наперечет! Только лучше звезд видна, 4.В небе полная … До Луны не может птица, Долететь и прилуниться, Но зато умеет это, 5.Делать быстрая … У ракеты есть водитель, Невесомости любитель. По-английски: «астронавт», А по-русски … Юрий Гагарин, первый космонавт IV. Задание. Нарисуй рисунок на тему «Космос» 5 Занятие 2. Что такое грипп, коронавирусная инфекция( COVID-19) и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ)?» Грипп, коронавирусная инфекция и другие острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) находятся на первом месте по числу ежегодно заболевающих людей Несмотря на постоянные усилия, направленные на борьбу с возбудителями гриппа, коронавирусной инфекции и других ОРВИ победить их до сих пор не удается. Ежегодно от осложнений гриппа погибают тысячи человек. Это связано с тем, что вирусы, прежде всего вирусы гриппа и коронавирусы обладают способностью менять свою структуру и мутировавший вирус, способен поражать человека вновь. Так, переболевший гриппом человек имеет хороший иммунный барьер, но тем не менее новый измененный вирус, способен легко проникать через него, так как иммунитета против этого вида вируса организм пока не выработал. Для кого наиболее опасна встреча с вирусом? Особо тяжело переносят инфекцию дети и пожилые люди, для этих возрастных групп очень опасны осложнения, которые могут развиться во время заболевания. Дети болеют более тяжело в связи с тем, что их иммунная система еще не встречалась с данным вирусом, а для пожилых людей, также, как и для людей с хроническими заболеваниями, вирус опасен по причине ослабленной иммунной системы. Группы риска  Дети  Люди, старше 65 лет  Люди с хроническими заболеваниями легких (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких)  Люди с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (врожденные пороки сердца, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность)  Беременные женщины  Медицинские работники  Работники общественного транспорта, предприятий общественного питания Каким образом происходит заражение? Инфекция передается от больного человека к здоровому, через мельчайшие капельки слюны или слизи, которые выделяются во время чихания, кашля разговора. Возможна и контактная передача. Симптомы В зависимости от конкретного вида возбудителя симптомы могут значительно различаться, как по степени выраженности, так и по вариантам сочетания. 6  Повышение температуры  Озноб, общее недомогание, слабость головная боль, боли в мышцах  Снижение аппетита, возможны тошнота и рвота  Конъюнктивит (возможно)  Диарея (возможно) В среднем, болезнь длится около 5 дней. Если температура держится дольше, возможно, возникли осложнения. Осложнения  Пневмония  Энцефалит, менингит  Осложнения беременности, развитие патологии плода  Обострение хронических заболеваний Лечение заболевания проводится под контролем врача, который только после осмотра пациента назначает схему лечения и дает другие рекомендации. Заболевший должен соблюдать постельный режим, полноценно питаться и пить больше жидкости. Универсальные меры профилактики  Часто и тщательно мойте руки  Избегайте контактов с кашляющими людьми  Придерживайтесь здорового образа жизни (сон, здоровая пища, физическая активность)  Пейте больше жидкости  Регулярно проветривайте и увлажняйте воздух в помещении, в котором находитесь  Реже бывайте в людных местах  Используйте маску, когда находитесь в транспорте или в людных местах          Избегайте объятий, поцелуев и рукопожатий при встречах  Не трогайте лицо, глаза, нос немытыми руками 7 Задание. Ответьте на вопросы по теме. 1) Как передается вирус гриппа? а) через воду; в) воздушно-капельным путем; б) через пищу; г) через рукопожатие. 2) Для профилактики заболевания гриппом необходимо: а) сделать прививку; в) есть овощи и фрукты; б) пить минеральную воду; г) принимать витамины. 3) Для того чтобы больной гриппом не заразил окружающих, ему необходимо: а) носить марлевую повязку; в) пить витамины; б) иметь отдельную посуду; г) есть лук и чеснок. 4) Во время болезни врачи рекомендуют пить чай: а) с лимоном; в) с сахаром; д) с вишней; б) с малиной; г) с бутербродом;е) с черной смородиной. 5) При первых признаках заболевания необходимо: а) вызвать врача;в) идти в школу; б) лечь в постель;г) принять лекарство. Практическая работа.Задание. Порядок изготовления марлевой повязки: 1) сложить бинт четыре-пять раз (размер определяется индивидуально таким образом, чтобы повязка закрывала лицо почти от одного уха до другого); 2) проложить по краям повязки прямые стежки для соединения слоев марли; 3) пришить завязки. Не болейте гриппом, дети,здоровье - важней всего на свете. Чтоб болезней избежать,организм свой надо закалять! Желаю, здоровья вам от души,берегите себя, вы уже не малыши. При первых признаках вирусной инфекции – обратитесь к врачу! 8 Занятие 3. «Православный праздник ПАСХА» “Праздников праздник”, “Торжество торжеств”, “Святой день”, “Великий день”, “Светлый день” - так называют этот христианский весенний праздник. Веселье и радость наполняют души людей в Христово Воскресенье - Пасху. Это праздник, дающий надежду, веру в чудо. И немного из истории праздника:  праздник Пасхи символизирует победу Жизни над смертью, Света над тьмой, Истины над грехом. Знакомое вам слово «воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Воскресение – день возобновления жизни. - Христиане верят в то, что с ними однажды произойдёт то же, что произошло с Иисусом Христом. Они воскреснут. - Для встречи Пасхи православные собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходятвокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны. Символ праздника – яйцо. Яйцо – знак вечной жизни. На Пасху красят и расписывают яйца. Расписные яйца называют писанками. На Пасху друг другу дарят крашеные или расписные яйца. Даря яйцо человеку, мы, тем самым, желаем друг другу здоровья и многих лет счастливой жизни. Викторина: И сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы викторины, в ходе которой вы продемонстрируете свои знания о Светлом празднике Пасха! За каждый правильный ответ вы получите яйцо-Писанку. У кого окажется больше яиц, тот – победитель нашей викторины! Между заданиями вас ждут интересные рассказы, загадки и игра! 1. В связи, с каким событием христиане отмечают праздник Пасхи? 1) С воскресением Христа 2) С началом жатвы 2. В чём заключается празднование Пасхи? 1) Богослужения в церквях 2) Семейное празднование 3) Народные гулянья 4) Все ответы верны 3. Ежегодно Пасха отмечается в один и тот же установленный день, или это переходящий праздник? ______________________________________________________ 4. Какие продукты питания принято относить к пасхальной обрядовой еде? 1) Сыр, масло 2) Молоко 3) Яйца, куличи 5. Церковно-славянское блюдо – пасха – непременный атрибут праздника. Из чего она изготавливается?__________________________________________________________ 9 Задание. Ребята, отгадайте загадки: 1.К нам пришёл праздник праздников лучший, Самый главный, любимый, певучий, Торжествуйте же, люди! Все вместе Принимайте такое известье: Днесь Воскресе Христос! То не сказка! Вот она, долгожданная!...___________ 3.Солнышко играет и щебечут птички, Украшение стола красные…_________ 4.Напекли хозяюшки к празднику в печи Пышные, румяные чудо…___________ 5.Почему по всей земле радость и веселие? Потому что празднуем Христово…____ 2.Поёт душа! Ведь – это чудо из чудес Христос воскрес!…_________________ - Молодцы, ребята! Продолжим нашу викторину! 6. Ребята, а кто-нибудь из вас знает пословицы и поговорки на тему Пасхи? Игры и забавы на Пасху -На Пасху «чокаются» яйцами. Играют вдвоём. Каждый пытается острым или тупым концом яйца ударить по яйцу соперника. Чьё яйцо останется целым, тот и выиграл! -На Пасху любят катать крашеные яйца с горки. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель. Победитель забирает яйца всех игроков. 10 Занятие 4. «Что мы знаем о правилах дорожного движения» Улица всегда таит в себе опасность. Находясь на ней нужно быть очень внимательным и осторожным, знать и выполнять Правила дорожного движения.Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие - игру! Наша игра называется – викторина по правилам дорожного движения. Итак, начинаем. Задание 1. «Дорожные знаки».Внимание! Внимание! Первое задание Он укажет поворот И подземный переход. Без него нельзя никак! Этот друг - …____________(дорожный знак). Сейчас посмотрим, хорошо ли наши участники знают дорожные знаки. Прочитайте загадки и постарайтесь отгадать. 1.Грозно мчат автомобили, Как железная река! Чтоб тебя не раздавили, Словно хрупкого жучка, – Под дорогой, словно грот, Есть..._______________ 2.Это что за чудо-юдо, Два горба, как у верблюда? Треугольный этот знак Называется он как?___________ 3.Предупреждает этот знак, Что у дороги здесь зигзаг, И впереди машину ждёт Крутой..._____________ 4.Чтобы руки были целы, Чтобы ноги были целы, Знаки эти надо знать! Надо знаки уважать! Задание 2. «Учёные вопросы» Каждый должен правильно ответить на заданный вопрос.  Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара?  Где пешеходы обязаны переходить улицу и как?  Какие сигналы светофора вы знаете?  Что обозначает каждый сигнал?  Какие сигналы полицейского-регулировщика вы знаете? Каково их значение для пешеходов?  Почему нельзя играть на проезжей части дороги?  Как называется человек, который едет в транспорте, но не управляет им?  Место для ожидания транспорта? 11 Задание 3. «Загадки о транспортных средствах» Чтоб пыл веселья не угас, Чтоб время шло быстрее. Друзья, я приглашаю вас К загадкам побыстрее. 1.Удивительный вагон! Посудите сами: Рельсы в воздухе, а он Держит их руками. 2.Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса. 3.Несётся и стреляет, Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться, За этой тараторкой. 4.Там где строят новый дом, Ходит воин со щитом, Где пройдёт он, станет гладко, Будет ровная площадка. 5.Мимо машина с красным крестом На помощь больному промчалась бегом. У этой машины особенный цвет: Как будто халат белоснежный одет. 6.Что за чудо этот дом, Окна светлые кругом. Носит обувь из резины И питается бензином. Ребята, а к какому виду транспорта относятся все наши загадки? Задание 4. Игра «Подумай — отгадай».Правила:необходимо давать правильный ответ. -Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? -Кто ходит по тротуару? -Кто управляет автомобилем? -Для чего нужна проезжая часть? -По какой стороне проезжей части движется транспорт? 12 -Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? -Какой свет верхний на светофоре? -С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? -Сколько сигналов у пешеходного светофора? -На какое животное похож пешеходный переход? -Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? -Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? -Что держит в руке инспектор ГИБДД? -Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? -Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? Ответьте на вопрос: Как вы думаете для, чего мы с вами повторяли правила дорожного движения? 13 Занятие 5. «Я и моя уличная компания» Мы не часто задумываемся над тем, что наша повседневная жизнь проходит в обществе других людей. Семья, школьный класс, кружок, двор и другие места, где мы проводим своё время, это в первую очередь, люди, с которыми мы проводим своё время, это в первую очередь люди, с которыми мы общаемся и вступаем в те или иные отношения. Иначе говоря, мы постоянно находимся в группе людей, являемся постоянными или временными членами многих групп. Каждый человек одновременно принадлежит к нескольким малым группам: класс, друзья, футбольная команда и т. п. Вы, наверное, не раз замечали, что в группе многие преображаются: стремятся любым способам обратить на себя внимание, иногда даже наговаривают на себя, хвалятся мнимыми «подвигами». В группе может возникнуть идея совершить асоциальный (противоречащий нормам морали) поступок и даже преступление, хотя большинство членов группы не склонны к этому. Есть и другие стороны воздействия группы на личность. Наше мнение о себе, самооценка, самоуважение во многом зависит от того, как нас оценивают другие члены группы. Каждый член группы опирается на ту информацию и на те ценности, которые в ходу в данной группе вне зависимости от их истинности. А ведь иногда группа принимает заведомо ложную информацию, искаженные моральные ценности. Наконец, в группе может происходить снижение личной ответственности человека. Каждый надеется, что кто-нибудь другой проявит инициативу, возьмет на себя ответственность за противоправные действия или остановит их. Если группа объединилась во имя асоциальной деятельности (например, группа преступников), то её сплоченность становится отрицательным фактором как для каждого её члена, так и для лиц, которым эта группа приносит вред. На человека влияет только та группа, которую он ценит, признаёт своей, члены которой для него значимы и авторитетны. Таких лиц обычно называют «значимые другие». Когда «значимые другие» нам помогают, одобряют или осуждают наше поведение, это существенно влияет на нас, побуждает нас уважать самих себя или страдать из-за своих недостатков. Вопросы для обсуждения: 1. Какую роль, по вашему мнению, играет «компания» или «группа людей» в жизни человека? 2. Можно ли сказать, что компания друзей порой играет решающую роль в становлении личности подростка? Задание. Тест « Ваша уличная компания». Проверь себя! 1.Как часто собирается ваша компания? каждый день - 1, через день - 3, реже - 5. 2.Где вы чаще всего собираетесь? в подвале или бродим по улице - 1, на площадке перед домом или в подъезде - 3, у кого-либо на квартире - 5. 3.Сколько в группе признанных лидеров? один - 1, несколько - 3, ни одного – 5. 4.Приходилось вам со своею компанией «балдеть» ночь на пролет? да – 1, 14 часов до 2-х ночи – 3, нет – 5. 5. Сколько членов группы курит? все – 1, половина – 3. менее 10% - 5. 6. В каком количестве компания употребляет алкоголь? без ограничений – 1. до легкого опьянения -3, не употребляет – 5. 7. Сколько членов группы употребляют «травку», или наркотики? все - 1, около половины – 3, никто -5. 8. Считаете ли вы, что, являясь членом вашей группы, легче удовлетворить любые интересы? да – 1, не уверен – 3, нет – 5. 9. Участвует ли ваша группа в защите своей территории? да – 1, некоторые, но в составе других групп – 3, нет – 5. 10. Есть ли в ваше группе люди с преступным опытом? да – 1, не уверен, но возможно – 3, нет – 5. 11. Участвует ли ваша группа в коллективных драках? да – 1, некоторые, но в составе других групп – 3, нет – 5. 12. Что бы предприняла группа, если бы заявили о своем выходе из нее? избили – 1, припомнили бы все долги – 3, ничего – 5. Результаты теста Если вы набрали от 12 до 17 баллов,то у вашей группы сложилась явнаяантисоциальная ориентация. Вам может казаться, что «все так себя ведут». Во-первых не все. Многие делают вид, что им «море по колено». На самом деле они стараются контролировать свои действия. Они не хотят рисковать. Во – вторых, вы настолько втянулись в жизнь своей группы (возможно уже банды), что никаких норм для вас не существует. А ведь еще шаг и… А на суде вчерашние дружки начинают «топить» друг друга. Рекомендации.Трудно советовать сменить эту группу на кружок кройки и шитья. Но решительный шаг сделать надо! Нужно только захотеть. Если ваш результат между 18 и 42 баллами,то скорее всего общаетесь с теми, кто проводит время в поисках разнообразных способов убить время. Для этого все средства хороши, лишь бы «предки на мозги не капали». В такой группе можно 15 чувствовать себя неплохо – особого напряжения нет, никто ничего не требует, ничего не навязывает. Но и тоска навещает – ведь абсолютно ничего не происходит. Рекомендации.Пожалейте свое время! Его так мало осталось до того момента, когда на вас обрушатся настоящие житейские заботы. Попробуйте сначала сочетать пустое времяпрепровождение с хорошим делом. Например, попытайтесь посоревноваться в сложной компьютерной игре. Каждый день должно происходить, что-то полезное. Если вы набрали свыше 43 баллов,то, видимо, ваша уличная группа является обычной группой сверстников, в которой каждый находит нормальное человеческое общение. В такой группе может быть очень интересно. Как правило, проводя часть времени в такой группе, люди еще имеют массу самых разнообразных интересов и дел. Рекомендации.Старайтесь делать все, что бы ваши партнеры по группе чувствовали себя легко и раскованно. Всегда поступайте по отношению к друзьям так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Не смотрите туда, где все кажется интересным. Сами делайте жизнь интересной. 16 Занятие 6. «Это праздник со слезами на глазах» Ты современный ребенок, растущий на компьютерных стрелялках, вряд ли сможешь самостоятельно разобраться, почему воевать - это плохо. Ведь это так интересно, увлекательно, и всегда можно «оживиться в ближайшем храме», начав все заново. Но мы расскажем тебе, что настоящая война совсем не похожа на шутер. Там все взаправду и слезы, и боль, и смерть. Никто и никогда не сможет перегрузить компьютер и оживить погибшего бойца. Так давайте никогда не забывать этот День Победы 9 мая. Да, 9 мая наш народ будет отмечать 75 лет великой Победы. Что это за праздник, кто объяснит? В песне сказано, что День Победы - это радость со слезами на глазах. Почему? Как вы объясните эти слова? В этот день и радость, и скорбь рядом. Радость – от победы, скорбь и печаль – от воспоминаний о тех, кто погиб на полях сражений. Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Сорок первый! Июнь. Год и месяц борьбы всенародной. Даже пылью времен Затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна И на фронт уходила поротно, Кумачовые звезды На полотнах знамен унося. Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится. Но не только мужчины проявляли героизм во время войны. Многие женщины и девушки тоже ушли на фронт. Они летали на боевых самолётах, были радистками, оказывали помощь раненым бойцам. Не только на фронте, но и в тылу люди ковали Победу – поставляли на фронт танки, снаряды, боеприпасы, боевые машины. Женщины и дети работали с девизом: «Всё для фронта! Всё для Победы». 17 А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. На заводы пришли женщины – домохозяйки, пенсионеры, учащиеся старших классов, студенты, т.е. все те, кто не мог идти на фронт. Женщины, старики и дети делали снаряды, ремонтировали подбитые танки и самолёты. Очень трудно приходилось и работникам сельского хозяйства. Необходимо было снабжать нашу армию и страну хлебом и продуктами питания. От зари до зари люди трудились на полях. В первые же дни войны, многие мужчины добровольцами отправились на фронт. А тут подоспела уборочная страда. Ох, нелегкая это пора даже в мирное время, а в суровые военные годы приходилось тяжелее во много крат! Вставали в 4 часа утра и до позднего вечера в поле убирали хлеб. Работали старательно, ведь нельзя оставить в поле ни один колосок, поскольку каждый на вес золота. Восьмилетние дети, в горячую уборочную пору, наравне со взрослыми принимали участие в этом важном деле. Эти маленькие девочки и мальчики понимали всю ответственность, которая легла на их плечи. Да, рано им пришлось повзрослеть. Их будили рано-рано, когда еще лишь чуть брезжил рассвет, и они, полусонные, шли, спотыкаясь о невидимые кочки, за матерью в поле. И, не разгибая спины, работа, работа, работа. Все для фронта! Все для победы! Зимними вечерами женщины вязали, пряли, готовили табакерки для фронтовиков. Все это: теплые носки, перчатки, варежки, рукавицы, вышитые табакерки – отправлялись прямиком на полебоя. Так своим трудом тыл поддерживал фронт. Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от фашизма, будет прекрасен. На фронтах и в партизанских отрядах наравне с взрослыми сражались совсем юные бойцы. Рядом с именами легендарных героев войны Панфилова, Карбышева, Гастелло и многих других мы называем имена юных героев, отдавших жизнь за победу. Зоя Космодемьянская 18 Родилась 13 сентября 1923 года. После окончания 9 классов московской школы Зоя по собственному желанию отправилась на фронт в партизанский отряд. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года в районе деревне Петрищево она была схвачена фашистами, которые её пытали. От неё требовали признания, кто и зачем ее послал. Мужественная девочка не ответила ни на один вопрос немцев. Она даже не назвала своего подлинного имени и фамилии. После долгих и мучительных истязаний Зою убили.Ей дали звание Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами. Леня Голиков Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.Но вскоре Леня погиб.2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. Валя Котик Родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 городаШепетовки, был признаннымвожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю.Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его звания Героя Советского Союза. Война застала Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием Героя Советского Союза. Марат Казей ...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения.Мальчик участвовал в боях и проявлял отвагу.Марат погиб в бою. 19 Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбить. 9 мая 1945 года Берлин, последний оплот фашизма, пал. Наши солдаты водрузили «Знамя Победы» над Рейхстагом в Германии. Германия капитулировала. Все небо взорвалось салютом долгожданной победы. -Победа нашей Армии и всего народа - это главное событие в истории России. Помнить ту войну и тех, кто принёс победу - значит бороться за мир. В девятый день ликующего мая, Когда легла на землю тишина, Промчалась весть от края и до края: Мир победил! Окончена война! Задание 1. Ответьте на вопросы по теме Великая Отечественная война» 1. Какой праздник отмечается в нашей стране каждый год в начале мая? 2. Как ты думаешь, почему наш народ отмечает праздник День Победы? 3. Сколько лет продолжалась Великая Отечественная война? 4. Кто такие ветераны? 5. Есть ли в твоей семье ветераны Великой Отечественной войны? 6. Почему День Победы - это праздник со слезами на глазах Задание 2.Нарисуй рисунок на тему «Я рисую Победу» 20 Занятие 7. «Секреты твоего здоровья» Со здоровьем дружен спорт, Стадион, бассейны, корт, Зал, каток - везде вам рады. За старание в награду Будут кубки и рекорды, Станут мышцы ваши твёрды! Только помните: спортсмены Каждый день свой непременно Начинают с физзарядки! Дорогой друг! Всегда надо помнить, главную пословицу, которая гласит, что в здоровом теле – здоровый дух! Самое главное сокровище человека – здоровье. Поэтому каждый из нас должен позаботиться о нем. Заботясь о своем здоровье, мы имеем много преимуществ. Человек, ведущий правильный образ жизни, всегда добр, весел, энергичен. Мы с вами будем легче переносить все трудности и невзгоды, быстро решать проблемы. -И сегодня мы вместе проверим наши знания, которые связаны со здоровым образом. Многие задают себе вопрос: «Как прожить, чтобы не стареть?» И себе отвечают: «Так не бывает». Каждый человек хоть чем-то, да болеет. Но почему один попадает в больницу два раза за всю жизнь, а другой чуть ли не каждый месяц? Уже давно установлено, что за здоровьем надо следить с детства. Давайте проведем небольшое тестирование о своем здоровье, вам предлагается перечень утверждений, каждое из которых требует ответа «да» или «нет». Эта информация будет полезна, прежде всего, вам. Задание 1. Тест «Твое здоровье» 1. У меня часто плохой аппетит. 2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова. 3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым. 4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели. 5. Я почти не занимаюсь спортом. 6. В последнее время я несколько прибавил в весе. 7. У меня часто кружится голова. 8. В настоящее время я курю. 9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний. 10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения. За каждый ответ «да» поставьте себе по 1 баллу и подсчитайте сумму. Результаты. 1-2 балла.Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего самочувствия. 3-6 баллов.Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его расстроили довольно основательно. 7-10 баллов.Как вы умудрились довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно свои привычки, иначе… Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов, но лучше давайте задумаемся о своем образе жизни и выделим основные правила здорового образа жизни. Чтоб мудро жизнь прожить, Знать надобно немало. 21 Два главных правила запомни для начала: Ты лучше голодай, чем, что попало есть, И лучше будь один, чем с кем попало. Правила здорового образа жизни:  Правильное питание;  Сон;  Активная деятельность и активный отдых;  Вредныепривычки. Для роста и развития нам нужны (витамины). Витамины содержатся в овощах и фруктах, а в каких отгадайте сами. 1.На жарком солнышке подсох и рвется из стручков 2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня тащи. 3. Я рос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу 4. Яркий, гладкий, весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – из далекой Африки 5. Вкус у ягоды хорош, но сорви поди-ка: куст в колючках будто ёж 6. Маленький, горький, луку брат 7. На сучках висят шары – посинели от жары 8. Я румяную Матрешку от подруг не оторву. Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву Задание2. Допиши пословицы и поговорки о ЗОЖ»  В здоровом теле …  Двигайся больше - проживёшь …  Профилактика старенья - в бесконечности …  Чисто жить - здоровым …  Кто аккуратен - тот людям …  Не в меру еда - болезнь и …  Ешь да не жирей - будешь …  Зелень на столе - здоровье на …  Кто рано встаёт - тому …  Не пеняй на соседа, когда спишь …  Слабеет тело без …  Без дела жить - только небо …  Хлеб на ноги ставит, а вино …  Кто курит табак, тот сам себе …  Табак здоровье разрушает и ума …  Курильщик - сам себе …  Если хочешь долго жить -брось ….. 22  Кто спортом занимается - тот силы …..  Спорт - эликсир …  Здоровье сгубишь - новое …  Береги платье снову, а здоровье … Задание3. «Привычки полезные и вредные для здоровья» 1. Мыть руки 2. Не чистить ногти 3. Чистить зубы 4. Долго смотреть телевизор 5. Мыться 2 раза в день 6. Спать до обеда 7. Рано вставать 8. Долго играть в компьютер 9. Курить 10. Ходить в спортивные секции 11. Драться 12. Закаляться 13. Пить пиво 14. Соблюдать режим дня Полезные привычки Вредные привычки 23 Занятие 8.Опасные игры в молодежной среде» Сегодня мы обсудим тему «Опасные игры в молодежной среде». Чем руководствуются молодые люди, прыгающие по крышам, забирающиеся на высоченные вышки, гоняющие ночью на автомобилях, прыгающие с высоты, катающиеся на крыше поезда…? Мы вместе разберем чем небезопасны молодежные игры и причины увлечения современной молодежи такими опасными играми. Вы знаете, в какие опасные игры играете? Наверняка - не знаете. Зато вам нравятся ваши товарищи - ответственные, решительные, уважительные, занимаются спортом. Все подтянутые, пиво за углом не пьют. Хорошие дети, что тут говорить. Вот только очень, рисковые. Но вы же об этом ничего не знаете? А вы поинтересуйтесь - чем опасны игры. Мы хотим, чтобы вы знали, какие опасные виды спорта сейчас популярны и чем они опасны. Паркур Первоначально паркур предназначался для тренировок спасателей и военных, для обучения их эффективному перемещению по городу. Те опасные трюки, которые выполняют на улицах подростки, перепрыгивая с крыши на крышу, ничего общего с паркуром не имеют. Это скорее уличная акробатика. Ребята, которые самостоятельно пытаются заниматься паркуром, похожи на фехтовальщика, который вместо шпаги фехтует палкой. Безрассудные подростковые трюки никакого отношения к паркуру не имеют и ведут в серьезным травмам и даже к самому худшему. Джампинг Джампинг подразделяется на: -Банджи-джампинг- когда прыгают вниз головой с моста, здания, и т.п. с привязанным к ногам резиновым троссом. Тросс растягивается и раскачивает экстремала вверх-вниз. -Роуп-джампинг -прыжок выполняется с использованием альпинистской системы страховки. Страховочная и прыжковая веревки закрепляются на поясе. Прыжок вниз выходит на маятник, то есть человек раскачивается из стороны в сторону. Что тут опасного? Первое - с подростком может произойти что угодно - обрыв троса или веревки, если организуются прыжки неопытными или халатными тренерами. Как вы узнаете, что ребенок прыгает с высоты? Единственный способ - не давить, а разговорить подростка. Если у вас доверительные отношения, он расскажет о том кайфе, который испытал, о том состоянии полета, которое не передать словами. Не поощряйте такие занятия. Подростки неосторожны, им свойственна бесшабашность, бравада, риск. 24 Планкинг Планкинг - «лицом вниз». Наверное, родители одобрят этот вид экстремального занятия своего отпрыска. А что тут такого - никакого движения, просто лежит себе лицом вниз на скамейке, бордюре. И пусть себе лежит… Не все так просто. Начинающие планкеры ложатся на шкаф дома, на скамейку у подъезда, на перила лестницы. И фотографируются в такой позе. Дальше - экстрима еще больше - вниз лицом на перилах моста, на краю высотки, на арматуре заброшенного завода, под потолком аэродрома. Вот пример - 20-тилетний парень в Австралии в Бирбене, упал и разбился насмерть с балкона 7-го этажа. Неудачный планкинг… Руферы Быть руфером смертельно опасно. Это нелегальное занятие приводит к смерти многих подростков. Что такое руферство? Это исследовние доступных и недоступных мест - крыш зданий, высоких сооружений, различных опасных мест. Преграды для руферов нет. Ни заграждения, ни охрана, ни полицейские посты не помогают. Подростки пронырливы, хитры. Они жаждут новых впечатлений и часто не соблюдают технику безопасности. Они считают, что у них весь мир в кармане, что все получится, что старые ржавые конструкции выдержат. Но часто не выдерживают… Зацеперы Зацеперы - теперь так называются идиоты, которые катаются с внешней стороны поездов. Если у железки появились зацеперы, от них нет спасу, машинисты боятся, что раздавят подростка, ведь поезд - не машина, его не остановишь на полном ходу. Что заставляет подростка рисковать жизнью? Бывали случаи, когда подростков, залезших на крышу электрички, убивало током. 27 000 вольт - не шутка! Такие опасные игры наблюдаются и в метро, катаются на трамваях. Полицейские протоколы - пустой звук. Зацеперы и руферы - самые неконтролируемые, рисковые экстремалы. Вот в такие опасные игры играют наши подростки. Как их уберечь, как проконтролировать, как заставить заниматься чем-то более безопасным? Думай!!! Не увлекайся! Это опасно! Береги свое здоровье!!! 25 Занятие 9. «Моя будущая профессия» В мире существует тысячи различных профессий (20 тысяч). Каждый человек выбирает одну, которой он посвящает свою жизнь. - Как вы думаете, легко ли сделать в жизни выбор любой профессии? Так какие же профессия, о которых мы сегодня будем говорить зашифрованы в нашем кроссворде? Предлагаю заполнить кроссворд. 1.Скажите, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты? 2.Кто снимается в кино или выступает на сцене? 3.Кто строит нам жилье? 4.Встаем мы очень рано, Ведь наша забота – Всех отвозить по утрам на работу. 5.Кто нас одевает в красивые платья, Кто шьет нам наряды, Чтоб было приятно? 6.Кто дарит нам сказки, Рассказы и басни, Кто мир для читателей Делает прекрасней? 7.Кто рано встает и коров выгоняет, Чтоб вечером мы напились молока? 8.Мы учим детишек читать и писать, Природу любить, стариков уважать. 9.Кто знает дороги отлично воздушные И нас перевозит туда, куда нужно? -Какое ключевое слово в этом кроссворде? Профессия, специальность, квалификация А что же такое профессия? ________________________________________(запиши ответ) Вот какие сведения дает нам Толковый словарь: «Род трудовой деятельности, занятий, требующих специальных теоретических знаний и практических навыков и являющийся обычно источником существования. Ребята, не далек тот час, когда вы вступите в новую пору своей жизни. Сейчас главным для вас является учеба, чем больше вы получите знаний сейчас, тем будет вам легче в дальнейшей жизни. Пришла пора серьезно задуматься о выборе своей профессии. ПРОФЕССИЯ – это основной род занятий трудовой деятельности. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – вид занятий в рамках одной профессии. КВАЛИФИКАЦИЯ – степень подготовки к какому - либо виду труда. 26 Современный рабочий человек должен обладать знаниями в разных областях, в том числе и умением работы на компьютере. Управлять сложными современными машинами, работать у станков без знаний профессии невозможно. В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий и специальностей. А кто знает, где можно получить рабочую профессию?________________(запиши ответ). Какие профессии вы можете получить?__________________(запиши ответ).Выпускники нашей школы могут получить профессию в профессиональных колледжах.В этих учебных заведениях готовят специалистов многих рабочих профессий. С подробной информацией о поступлении можно ознакомиться на школьном сайте В профессиональных колледжах вы получите знания по избранной профессии, а по окончании получите документ – подтверждение вашей специальности и квалификации. В какие колледжи г. Хабаровска вы можете поступить: Хабаровский промышленно-экономический техникум г. Хабаровск, ул. Краснореченская, д. 145 Хабаровский технологический колледж г. Хабаровск, ул.Восточное шоссе 2 А А сейчас предлагаю опробовать свои силыв прохождении теста. Постарайся правильно определить, кто чем занимается. 1.Зубы лечит__________ 2.Детей учит__________ 3.Книги пишет________ 4.Дом строит__________ 5.Хлеб печет__________ 6.Снег метет__________ 7.Платье шьет_________ 8.Корову доит_________ 9.Игрушки продает_____ Задание:Дорогой друг, найди атрибуты различных профессий, соответствующие названию профессии представленных на картинках. (колпак, белый фартук, половник) (сантиметровая лента, ткань, ножницы) (сумка, газета, журналы) 27 (халат, ведро, тряпка, швабра) (метла, рукавицы, совок) (мастерок, кисть, халат) Запиши, пожалуйста, люди, каких профессий работают у нас в школе?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание. «Анаграммы» Нужно составить слово и назвать профессию, которой принадлежит данный атрибут. 1. ПЕРСНАТОК _______________________________________________________________ 2. ЦЫНИНОЖ ________________________________________________________________ 3. ИПЛА _____________________________________________________________________ 4. ЛТОМООК _________________________________________________________________ 5. АТЕЛМ ____________________________________________________________________ 6. ВЛОНПКИ _________________________________________________________________ Сколько замечательных мудрых пословиц и поговорок сложено о труде. Задание:А теперь давай проверим твои знания в области пословиц и поговорок? -Сделал дело__________________________________________________________________ -Дело мастера_________________________________________________________________ -Что посеешь__________________________________________________________________ -Делу время___________________________________________________________________ -Терпенье и труд_______________________________________________________________ -Поспешишь__________________________________________________________________ -Семь раз отмерь…(один раз отрежь) Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Обдумать вопрос о будущей профессии – полезно. Ведь если неправильно выбрать себе будущую профессию, то вы всю свою дальнейшую жизнь будете заниматься «нелюбимым» делом. А ведь в жизни так важно иметь любимое дело, приносящее радость. Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь. Памятка выбирающему профессию 28 Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах, склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях. Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества. Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и возможностям. Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих людей, ознакомься с характером и условиями труда. Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию. Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал. Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижениинамеченных целей. Задание: нарисуй профессии своих родителей. ЖЕЛАЕМ УСПЕХА! 29 Занятие 10. Безопасность детей во время школьных каникул Наступила долгожданная пора – летние каникулы. Девять месяцев напряжённого труда – и вот пришло время отдохнуть, набраться сил, загореть, укрепить своё здоровье. Отдых необходим после любой выполненной работы, как физической, так и умственной. Учёными доказано, что режим дня человека не может состоять только из труда, или только из отдыха, или только из сна. Всё должно в равной мере чередоваться. К сожалению, многие ученики воспринимают каникулы как сплошной отдых и сон, забывая при этом о труде. Пускай это будет совсем небольшой труд: посильная работа на даче, уборка квартиры, забота о младших братьях и сёстрах, о престарелых людях, уход за домашними животными. Вспомним народную мудрость: «Безделие – мать всех пороков». Всё должно быть в меру. Лежание на диване у телевизора или нахождение почти всё время в Интернете превращают молодого человека в «обломова», хуже того - в компьютерозависимого человека. Человек уходит из реального мира в виртуальный и, сталкиваясь с проблемами реальности, пасует перед ними. Конечно, наука и техника стремительно идут вперёд. Даже 5-10 лет тому назад трудно было представить, что мы будем иметь такие средства связи, к которым уже привыкли и без которых считаем свою жизнь невозможной. Да, всё новое во многом облегчает жизнь современному человеку, делает её более комфортной и интересной. 30 31 32 Летом мы все выезжаем в лагеря, санатории, на природу. Важно обратить внимание на правила поведения в лесу, возле водоема:  в сухую и жаркую погоду категорически нельзя разводить костры, так же нельзя зажигать огонь без взрослых;  на природе, особенно в лесу, нельзя курить;  нельзя жечь сухую траву;  если, находясь в лесу, вы столкнулись с лесным пожаром, нужно оперативно определить направление ветра, и выходить туда, откуда он дует;  при столкновении с лестным пожаром нужно позвонить по мобильному телефону в пожарную службу или рассказать о происшествии первому взрослому;  нельзя оставлять после пикника стеклянные бутылки и банки, они могут стать причиной возгорания, отработав, как линза. 33 Задание. Хотела у тебя поинтересоваться, на сколько знаешь правила ДД? Выполни тест по правилам безопасного поведения на каникулах 1. Можно ли купаться в одиночку? А. Да Б. Категорически нет В. Иногда, если рядом нет друзей 2. Разрешается ли нырять и прыгать в воду в незнакомых местах, заплывать за буйки, выплывать на судовой ход и приближаться к судам, устраивать в воде игры, заплывать далеко на надувных матрасах? А. Да Б. Да, если рядом родители В. Да, если ты умеешь хорошо плавать Г. Нельзя ни в коем случае. Это опасно 3. По какой полосе должен двигаться велосипедист на дороге общего пользования? А. По правой, как можно правее Б. По любой. В. По левой 4. Какой знак должен подать велосипедист перед остановкой (торможением)? А. Поднять вверх левую руку. Б. Поднять вверх правую руку. В. Поднять вверх правую или левую руку 5. Имеет ли право велосипедист, двигаясь по дороге с многополосным движением, делать левый поворот или разворачиваться? А. Нет Б. Да В. Да, если нет машин 6. Какова должна быть глубина водоёма для людей, не умеющих плавать? А. Не более 3 метров Б. Не более 2 метров В. Не более 1 метра 7. Прежде чем войти в воду, нужно А. Полежать на солнце Б. Плотно поесть В. Охладиться, отдохнув в тени 8. Можно ли купаться в местах с быстрым течением? А. Можно, если рядом взрослые Б. Нет. В. Можно 9. Желательно, чтобы температура воды для купающихся была не менее А.15 градусов Б. 16 градусов В.14 градусов Г.18 градусов 10. Где в условиях города, поселка разрешено кататься на роликовых коньках, играть в мяч и другие подвижные игры? А.На специально отведённых площадках Б. Там, где нет машин В. На тротуарах 11. Курение– актуальнейшая проблема. Способствует ли курение возникновению раковых (онкологических) заболеваний)? А. Нет Б. Очень редко В. Да, к этому приводят канцерогенные смолы, находящиеся в табаке 12. По данным статистики, из 10 подростков, употребляющих алкоголь, в дальнейшем не становятся алкоголиками А. 5 человек Б. 8 человек В. 2 человека 13. Летом часто встречаются грозы. А. Ветер 34 Какая самая главная опасность при грозе? Б. Молния В. Дождь 14. С какого возраста разрешено выезжать велосипедисту на дороги общего пользования? А. С 12 лет Б. С 13 лет В. С 14 лет, но лучше воздержаться до совершеннолетия 15. Как вести себя, если у подъезда вашего дома стоит толпа агрессивно ведущих себя людей? А. Пройти мимо, не обращая внимания Б. Подойти к толпе и выяснить, в чём дело В. Позвонить родителям 16. Согласны ли вы, что во время грозы нельзя располагаться с железнодорожным полотном, в самом водоёме и рядом с ним, вблизи деревьев, прислоняться к скалам, пользоваться зонтиком с металлическим наконечником, пользоваться мобильным телефоном? А. Да, согласен. Категорически нельзя. Это опасно. Поражение молнии может быть смертельным Б. Это не опасно В. Гроза может только напугать 17. Где нужно ожидать общественный транспорт? А. На тротуаре Б. На остановке или тротуаре В. На проезжей части 18. Можно ли садиться в автомобиль к незнакомым людям? А. Категорически нельзя Б. Можно, но ненадолго В. Можно, если в машине всего один человек 19. Вернувшись с прогулки, ты открыл дверь своей квартиры и обнаружил сильное задымление. Твои дальнейшие действия? А.Войду в квартиру и буду искать источник задымления Б.Плотно закрою дверь, по лестнице спущусь на улицу, вызову пожарных, позвоню родителям В.Открою все окна, чтобы проветрить квартиру 20. При возникновении пожара тебе нужно покинуть квартиру, находящуюся на 10-м этаже. Твои действия: А.Прикрывая дыхательные органы рукой, выйду по лестнице через подъездБ.Спущусь по внешним пожарным лестницам В.Быстро спущусь на лифте Ответы: 1-Б 2-Г 3-А 4-В 5-А 6-В 7-В 8-Б 9-Г 10-А 11-В 12-В 13-Б 14-В 15-В 16-А 17-Б 18-А 19-Б 20-А Дорогой друг! Соблюдай правила безопасного поведения Будьте здоровы!!! 35 Занятие 11. Ничего не остается безнаказанным?» Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы: -Что люди могут делать и чего не могут? -Что они обязаны делать и чего не обязаны? -На что они имеют право и на что не имеют? Мой друг, знания нужны всем людям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Проступок- это нарушение, которое не вредит другим людям, обществу. Преступление - это то серьезное нарушение закона несовершеннолетними, приносящее вред людям, обществу. Уголовная ответственность - один из основных видов юридической ответственности, самый строгий, жесткий, суровый ее вид, поэтому, что следует за совершением преступления. И не думайте, что вы еще ребёнок - несовершеннолетний, что вам ничего не будет, вы не можете быть наказаны. Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16-ти лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления Давайте перечислим виды правонарушений, которыеадминистративно наказуемы: 36 Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины. Гражданско правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба. Памятка подростку ЕСЛИ ТЕБЯ ЗАДЕРЖАЛИ СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ Что делать в первые минуты задержания?  Если сотрудник полиции или прокуратуры не сообщили родителям о твоём задержании, потребовать сообщить об этом тебе самому или добиться возможности самому позвонить родителям.  Если сотрудник агрессивен, не спорь с ним, не перечь и никаким образом не отвечай на незаконные требования.  Никогда не вступай в конфликт со следователем или дознавателем, не настраивай против себя.  Никогда не пытайся выдумать какие – либо события или факты, сообщить то, в чем не уверен  В случае затягивания с определением твоего статуса (свидетель, подозреваемый, обвиняемый) откажись от участия в любых следственных действиях до чёткого определения твоего статуса.  Помни, что по Конституции Российской Федерации ты можешь не давать показаний, которые могут быть использованы против тебя и твоих близких родственников. З А П О М Н И ! Если решен вопрос о задержании тебя, как подозреваемого в совершении преступления, то:  Не позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого следователь или прокурор уведомляет кого-либо из близких родственников.  В срок не более трех часов должен быть составлен протокол задержания и разъяснены права задержанного. 37 Ребята, всегда надо помнить, что за совершенные поступки надо отвечать. Давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда не придется расплачиваться за «глупость» в жизни! Выполнение задание «Наши обязанности. Какие они?» Давайте, проверим, как мы знаем правила Устава школы. Вам необходимо дописать недостающее слово или словосочетание к цифрам. Перед вами предложения с недостающими словами, касающиеся правил Устава школы, являющиеся обязательными для выполнения. Каждый ученик в школе должен 1) _________________ учиться. В школу запрещено:- приносить, передавать или употреблять 2) _____________ изделия, спиртные 3) _____________ , наркотические 4) _______________ , оружие. Использовать средства, которые могут привести к взрывам и 5) ___________ Применять физическую 6) ________ для выяснения отношений, запугивания, вымогательства Использовать непристойные 7) ____________, 8) _______ и ненормативную 9) _________________. Пропускать учебные занятия без 10) ______________ ______________, 11) _____________ на уроки. Не 12) ______________ домашние задания, - 13) ____________ и 14) _____________ на уроках. Не выполнять 15) ___________ , данные учителем на уроке. Использовать 16) _______________ телефоны, - 17) ___________ других учеников от урока. - Приходить на урок без необходимых 18) ____________ - Заниматься на уроке 19) ________________ вещами. Ответы к заданию: 1) добросовестно; 2) табачные; 3) напитки; 4) вещества; 5) возгораниям; 6) силу; 7) выражения; 8) жесты; 9) лексику; 10) уважительных причин; 11) опаздывать; 12) выполнять; 13) разговаривать; 14) отвлекаться; 15) задания; 16) мобильные; 17) отвлекать; 18) принадлежностей; 19) посторонними. 38 Занятие 12.«Как заработать подростку деньги» Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое деньги и какое значение они имеют для жизни. Предлагаю подумать и ответить на следующие вопросы:  О чем сегодня пойдет речь? (О заработке для подростков)  Какие вопросы мы сегодня сможем рассмотреть? (Где и как можно заработать деньги подростку). Издавна на Руси было особое отношение к деньгам. Их тратили, дарили, берегли, копили, отдавали в долг. Спустя столетия отношение к ним не изменилось. А вот свою мудрость в денежном вопросе народ выразил в пословицах и поговорках. Некоторые известны нам с детства, а некоторые встречаются крайне редко. Давайте вспомним их. Проблема профессионального самоопределения, поиска себя, самоутверждения выходит на первое место в подростковом возрасте. Вам, подросткам, всегда хочется как можно больше независимости от взрослых, в том числе и материально. Поэтому большинство молодых людей с четырнадцати, а даже и с двенадцати-тринадцати лет ищут возможности заработать себе деньги хотя бы на карманные расходы. Заработок для подростков делят на два типа:  постоянный,  сезонный. Например, сезонные виды заработка - это какие-нибудь подработки летом или во время учебных каникул. 1. Уборка территории, благоустройство села, города. Наиболее распространенная работа для школьников. Подобные вакансии (озеленение, покраска заборов, наведение порядка на территориях, уборка мусора и пр.) можно найти везде. 2. Няня.Если у родственников или знакомых есть детишки, с которыми некому посидеть, пока мамы и папы на работе, подросток может за ними присматривать. 3. Няня для животных. Многие люди, уезжая по делам или на отдых, не знают - кому оставить своих питомцев. Это отличный вариант работы для подростка - присматривать 39 за собакой или кошками (или за другими животными). Можно забрать питомца к себе домой (если он не проблемный, и родители не против), а можно приходить домой к «клиенту» - выгуливать питомца, кормить, прибирать за ним. Если клиентов мало - можно дать объявления на форумах и досках объявлений в Сети. Оплата обычно договорная. Выгул собак - работа для смелых. Во-первых, подросток несет ответственность за животное. Во-вторых, такой труд потянет только тот, кто умеет хорошо находить общий язык с собаками. 4. Поделки как способ заработка. Заработать денег подростку можно изготавливая элементы ручного декора. Продажа собственных хенд-мейд изделий - реализация собственного творчества может осуществляться как посредством уличной продажи или путем передачи в специализированные магазины, так и в режиме онлайн. Наиболее популярным сервисом данной тематики является сайт . 5. Работа промоутером - раздача различного материала рекламного характера (визиток, листовок и пр.). Данный труд может осуществляться как на улице, так и в помещении различных торговых центров. Удобство этого вида заработка заключается в гибком графике и почасовой оплате труда. Стоимость часа колеблется в зависимости от организации. 6. Работа курьером - доставка заказов по адресам. Наиболее популярной становится доставка еды из различных кафе и ресторанов. Помимо этого, такие работники требуются и в магазины, осуществляющие продажи через Интернет. Заработок может зависеть от количества доставленных заказов. 7. Работа на дачных и садовых участках по найму - недостаток данной работы заключается в том, что она четко привязана к сезону, то есть данный вид заработка будет недоступен в зимнее время. Такую работу можно искать по объявлениям. На дачном участке обычно требуются помощники на посадку или полив огорода, прополку, формирование грядок и пр. Помимо этого, подросток может устроиться в государственную организацию, занимающуюся озеленением города. 8. Работа в летнем лагере - обычно подросток может устроиться туда помощником вожатых. Тут важно согласовать, что это возмездный труд, а не волонтерство. 9. Работа по расклейке объявлений - заключается в расклейке рекламной продукции в специально отведенных местах. Тут важно помнить, что приклеенное в неположенном месте объявление может грозить штрафом. 10. Работа на автомойке -обычно осуществляется в условиях посменного графика. Это наиболее удобный вариант работы на период летних каникул. Ребята, запишите, что такое карманные деньги?___________________________________ Откуда они берутся?__________________________________________________________ В основном, деньги на карманные расходы вам дают родители. Это они их заработали. А гдевыможете заработать? Промоутер (реклама) - частное лицо или группа лиц, занимающаяся целенаправленной рекламой товара. 40 Курьр - человек или компания, нанимаемые для доставки сообщений, писем, иной корреспонденции, а также небольших грузов. Клининг-уборка (также чистка) - это собирательный термин, означающий поддержание и восстановление чистоты в промышленных, коммерческих и бытовых условиях. Итак, если вы решили подзаработать денег летом, во время летних каникул, вот вам несколько советов: 1. Устроиться на работу можно как при помощи специализированных молодежных организаций, так и в различных кадровых агентствах. 2. О том, что вы работаете, должны знать ваши родители. В некоторых агентствах, либо центре занятости, потребуют согласия ваших родителей, либо опекунов. 3. Зарабатывай честно. 4. Соизмеряй свои «хочу» и «могу». 5. Не хвастайся заработанными деньгами и не считай деньги прилюдно. 6. Старайся не влезать в долги. 41 7. Не играй в лотереи, азартные игры. Блиц-опрос. 1. Где искать ответы на вопросы о защите своих трудовых прав. В каком источнике? (Трудовой кодекс РФ) 2. Где написано о правах и свободах человека и гражданина? (В Конституции РФ) 3. Когда была принята всенародным голосованием Конституция РФ? (12 декабря 1993 года) 4. Сколько экземпляров трудового договора составляется и в какой форме? (В 2-х экземплярах, в письменной форме) 5. С согласия одного из родителей трудовой договор может быть заключен с учащимся с какого возраста? (С 14 лет) 6. В какой статье Трудового кодекса говорится о продолжительности ежедневной работы? (ст.94) 42