Публикации
"Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Донцова Мария Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Донцова Мария Анатольевна
Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста
Ключевые слова: творчество детей, бумага, развитие, конструирование и моделирование, побуждающая деятельность, художественная деятельность.
Аннотация.
В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги является довольно популярным видом изобразительного творчества. Конструирование и моделирование из бумаги дает возможность посмотреть ребятам с другой стороны на простой лист бумаги, заметить в нем колоритные возможности с целью осуществления собственных замыслов. Что является значимым фактом для становления ребенка как личности.
В современных условиях развития концепции и практики детского конструктивного творчества важную роль обретает обеспечение условий для реализации ребенком собственных задумок в работе с бумагой. Немаловажным фактором является то, что знания и умения, полученные детьми в процессе конструирования и моделирования из бумаги, активно ими применялись и интерпретировались в процессе формирования ярких образов.
Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов конструктивнопластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.). В современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества. На этих занятиях развивается не только творческое мышление ребенка, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности дошкольника. Конструирование и моделирование из бумаги позволяет взглянуть детям с иной точки зрения на простой лист бумаги, увидеть в нем выразительные возможности для реализации своих замыслов. А это является немаловажным для становления его как личности [2, с.121].
В современной практике дошкольного воспитания находят свое выражение в идеях развивающего обучения. Основы творческого развития личности ребенка отражены в научных трудах отечественных психологов XX в. (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко и др.). Наибольшую популярность в области педагогической теории получили исследования А.П. Усовой. В их трудах подчеркивается потребность постановления данной проблемы, начиная с дошкольного возраста, характеризующегося особой фундаментальностью к разным типам художественной деятельности, а так же и к конструктивно-пластической. В этом случае конструирование и моделирование из бумаги выступает как одно и наиболее одним результативных средств активизации творчества дошкольников, так как они содействуют развитию большого количества конструктивно - пластических умений, обязательных для освоения других видов творчества. Вместе с тем важным средством активизации творческого развития выступает умение размышлять и вносить компоненты творчества в собственную работу. Непосредственно данный подход – вводить новейший компонент – зачастую практиками остается неактуализированным.
В настоящее время в решении проблемы развития конструктивного творчества детей дошкольного возраста, возможно, отметить две тенденции. Первая тенденция сопряжена с тем, что воспитатели (педагоги) проявляет внимание только лишь учебе простым способам создания поделок из бумаги. При этом детям в дошкольном возрасте более сложными приемами не предлагают овладевать, думая, что они не готовы и пока неспособны постигать многоступенчатый способ изготовления своих поделок. Другая тенденция характеризуется тем, что, обучая ребенка определенным технологическим способам изготовления поделок из бумаги, педагоги не устанавливают взаимосвязь данных техник с другими техниками, знакомыми детям дошкольного возраста. По этой причине дошкольник не объединяет знания, мастерство, эмоции, получаемые от различных видов творчества, что, в общем, консолидировать как содержательную сторону формируемых образов, так и их выразительность.
Бумага – это наиболее простой, приемлемый и легкообрабатываемый материал, используемый для художественного творчества детей дошкольного возраста. В процессе знакомства с материалом, техникой и методами обрабатывания бумаги, дети овладевают навыками как графического, так и пластического изображения объектов, овладевают в объемной и силуэтной форме, фигурально, по-новому преобразовывать собственные эмоции, получаемые в процессе знакомства с окружающим миром.
Общепринято выделять разнообразные виды изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов; поделок в технике оригами. Для проведения занятий по моделированию и конструированию из бумаги нет необходимости применять специальных устройств, особо оснащенной трудовой зоны. Довольно лишь несколько листов бумаги и самого малого количества инструментов, которые есть у любого ребенка (ножницы, линейка, карандаш, ластик). Так, например фигуры оригами можно складывать в том месте, где удобно, в любых условиях – так как нужны только ручки, безусловно, и листок бумаги. При этом используют бумагу непосредственно в зависимости от идеи и назначения будущего изделия, которую различают по толщине, фактуре, текстуре и расцветке. В случае работы связанной со складыванием, применяю тонкую писчую и цветную бумагу. Более плотная бумага, такая как картон, полукартон, используются для изготовления различных конструкций. Обучившись сминать бумагу, разрывать, разрезать, завертывать в жгуты, гнуть в различных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, стандартами, ребенок сможет сделать самые разнообразные изделия, начиная от игрушки и заканчивая плоскостными и объемными композициями.
Немаловажным фактором для будущих школьников, готовящихся к овладению письмом является конструирование, и моделирование из бумаги, поскольку это позволяет развивать у ребенка умение трудиться ручками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. В период деятельности у ребенка формируется память, улучшаются трудовые умения, вырабатывается культура труда, детей обучают прилежности, мастерству аккуратно и практично применять использованный материал, содержать в чистоплотности рабочее место. Интересные занятия дают возможность ребятам раскрыть в себе творческие способности, развить воображение, эстетический вкус. Помимо этого, данные занятия формируют коммуникативные умения ребенка, так как именно формирование предметных композиций требует участия многих людей, группы. Большую значимость играет тот факт, что занятия по конструированию и моделированию дают возможность организовать свободное время детей дошкольного возраста, не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и дома. Изготовление простых бумажных игрушек знакомят детей с удивительным миром конструктивно-пластического творчества.
Важным обстоятельством формирования у ребенка конструктивной деятельности необходимо считать игру с бумажной постройкой. По этой причине немаловажно перед началом конструирования привести детей к осмыслению цели: построить столик для куколки из бумаги, кормушку для снегирей, которая их кормит, и т.д. Данное порождает у ребенка стремление создавать, формирует заинтересованность к играм с элементами конструирования.
Так, например, у детей старшего дошкольного возраста занятия конструированием по замыслу обязательны. Они содействуют формированию у детей мастерства без помощи других планировать тему постройки, выбирать необходимый использованный материал, определять процедуру действий, ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущей конструкции. Работа детей может протекать проходить равно как в персональной, так и в коллективной формах.
Коллективное конструирование в первую очередь эффективнее проводить с детьми старшего возраста, в этом случае столы сдвигаются таким образом, чтобы за ними смогло работать по 3-4 человека. Подобные занятия содействуют развитию у детей умений вместе составлять план своей деятельность, приходить к соглашению, разделять прямые обязанности, группировать постройки общим сюжетом. В ходе деятельности ребята обладают возможность заимствовать друг у друга увлекательные полезные решения.
Дети старшего дошкольного возраста имеют возможность осуществлять аппликации из кусочков бумаги, выбирая их согласно размеру, расцветке. Они формируют украшающие букеты, картины, применяют их при оформлении игр, торжеств, отдыха.
Наклеивание аппликаций часто принимает коллективный характер. Например, дети 5 лет вырезывают из бумаги, сложенной вдвое, елочки, а дети 6 лет – хоровод. Затем на большом листе бумаги – полянке они наклеивают фигурки кукол в хороводе и в некоторых частях листа – елочки. Получается сюжетная картина Веселый хоровод [3, с.64].
Таким образом, конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. При этом, несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит, нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера [1, с.6].
В сегодняшний день принято дифференцировать большое количество различных техник в конструировании и моделировании из бумаги (рисунок 1).
Рисунок 1 - Техники конструирования и моделирования из бумаги
Процесс создания изделий путем конструирования и моделирования из бумаги исполняются согласно конкретной схеме, в конкретной очередности и могут помочь ребятам изучать наиболее различные технологические процессы, начиная с простейших конструкторских задач. Знакомство детей с различными геометрическими фигурами: кругом, треугольником, квадратом, трапецией и т. д., происходит в процессе складывания и склеивания бумажных поделок. В этом процессе дети обучаются ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, разделяет единое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнают многое другое, что относится к геометрии и математике.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе. Не случайно А. Лилов рассматривает творчество как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира [4 с. 479].
Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения. Однако для реализации такого развития необходимы условия, при которых дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты.
Библиография:
Бычкова З.Н., Степанова Н.А. Конструирование из бумаг как средство развития творческих способностей у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5 – С. 1-8 (С. 6)
Гурвиц В. Н. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста // Наука и школа. - 2012. -№3. - С. 121-124.
Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. / З.В. Лиштван – М.: Просвещение. 1981 – 159 с. (С.64)
Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. 479 с.
Техники конструирования и моделирования из бумаги
Айрис фолдинг
Бумагопластика
Квиллинг
Гофротрубочки
Оригами
Классическое (простое)
Мокрое оригами
Киригами
Кусудама
Оригами модульное
Паттерн
Папье-маше
Скрапбукинг, скрэпбукинг
Кардмейкинг
Тиснение (эмбоссинг)
Парчмент крафт (пергамано)
Торцевание
Вытынанка из бумаги
Бумажная графика
Вырезание силуэтное
Аппликация
1. по тематике:
предметная
сюжетная
декоративная
2. по виду:
цветная
черно-белая
одноцветная
3. по объему:
плоская
выпуклая
4. по материалу:
бумага и ткань
природные материалы, камни и т.д.
Коллаж
Декупаж или салфеточная техника
Бумажный тунель
Pop-up
Техника прикинг (pricking) или пирсинг (piercing),
или Орнаро (Ornare)
Пейп-арт
Ключевые слова: творчество детей, бумага, развитие, конструирование и моделирование, побуждающая деятельность, художественная деятельность.
Аннотация.
В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги является довольно популярным видом изобразительного творчества. Конструирование и моделирование из бумаги дает возможность посмотреть ребятам с другой стороны на простой лист бумаги, заметить в нем колоритные возможности с целью осуществления собственных замыслов. Что является значимым фактом для становления ребенка как личности.
В современных условиях развития концепции и практики детского конструктивного творчества важную роль обретает обеспечение условий для реализации ребенком собственных задумок в работе с бумагой. Немаловажным фактором является то, что знания и умения, полученные детьми в процессе конструирования и моделирования из бумаги, активно ими применялись и интерпретировались в процессе формирования ярких образов.
Конструирование и моделирование из бумаги – это один из видов конструктивнопластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.). В современном дошкольном учреждении конструирование и моделирование из бумаги стало достаточно распространенным видом изобразительного творчества. На этих занятиях развивается не только творческое мышление ребенка, но и мелкая моторика рук, необходимая и в других видах деятельности дошкольника. Конструирование и моделирование из бумаги позволяет взглянуть детям с иной точки зрения на простой лист бумаги, увидеть в нем выразительные возможности для реализации своих замыслов. А это является немаловажным для становления его как личности [2, с.121].
В современной практике дошкольного воспитания находят свое выражение в идеях развивающего обучения. Основы творческого развития личности ребенка отражены в научных трудах отечественных психологов XX в. (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддьяков, О.М. Дьяченко и др.). Наибольшую популярность в области педагогической теории получили исследования А.П. Усовой. В их трудах подчеркивается потребность постановления данной проблемы, начиная с дошкольного возраста, характеризующегося особой фундаментальностью к разным типам художественной деятельности, а так же и к конструктивно-пластической. В этом случае конструирование и моделирование из бумаги выступает как одно и наиболее одним результативных средств активизации творчества дошкольников, так как они содействуют развитию большого количества конструктивно - пластических умений, обязательных для освоения других видов творчества. Вместе с тем важным средством активизации творческого развития выступает умение размышлять и вносить компоненты творчества в собственную работу. Непосредственно данный подход – вводить новейший компонент – зачастую практиками остается неактуализированным.
В настоящее время в решении проблемы развития конструктивного творчества детей дошкольного возраста, возможно, отметить две тенденции. Первая тенденция сопряжена с тем, что воспитатели (педагоги) проявляет внимание только лишь учебе простым способам создания поделок из бумаги. При этом детям в дошкольном возрасте более сложными приемами не предлагают овладевать, думая, что они не готовы и пока неспособны постигать многоступенчатый способ изготовления своих поделок. Другая тенденция характеризуется тем, что, обучая ребенка определенным технологическим способам изготовления поделок из бумаги, педагоги не устанавливают взаимосвязь данных техник с другими техниками, знакомыми детям дошкольного возраста. По этой причине дошкольник не объединяет знания, мастерство, эмоции, получаемые от различных видов творчества, что, в общем, консолидировать как содержательную сторону формируемых образов, так и их выразительность.
Бумага – это наиболее простой, приемлемый и легкообрабатываемый материал, используемый для художественного творчества детей дошкольного возраста. В процессе знакомства с материалом, техникой и методами обрабатывания бумаги, дети овладевают навыками как графического, так и пластического изображения объектов, овладевают в объемной и силуэтной форме, фигурально, по-новому преобразовывать собственные эмоции, получаемые в процессе знакомства с окружающим миром.
Общепринято выделять разнообразные виды изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов; поделок в технике оригами. Для проведения занятий по моделированию и конструированию из бумаги нет необходимости применять специальных устройств, особо оснащенной трудовой зоны. Довольно лишь несколько листов бумаги и самого малого количества инструментов, которые есть у любого ребенка (ножницы, линейка, карандаш, ластик). Так, например фигуры оригами можно складывать в том месте, где удобно, в любых условиях – так как нужны только ручки, безусловно, и листок бумаги. При этом используют бумагу непосредственно в зависимости от идеи и назначения будущего изделия, которую различают по толщине, фактуре, текстуре и расцветке. В случае работы связанной со складыванием, применяю тонкую писчую и цветную бумагу. Более плотная бумага, такая как картон, полукартон, используются для изготовления различных конструкций. Обучившись сминать бумагу, разрывать, разрезать, завертывать в жгуты, гнуть в различных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, стандартами, ребенок сможет сделать самые разнообразные изделия, начиная от игрушки и заканчивая плоскостными и объемными композициями.
Немаловажным фактором для будущих школьников, готовящихся к овладению письмом является конструирование, и моделирование из бумаги, поскольку это позволяет развивать у ребенка умение трудиться ручками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. В период деятельности у ребенка формируется память, улучшаются трудовые умения, вырабатывается культура труда, детей обучают прилежности, мастерству аккуратно и практично применять использованный материал, содержать в чистоплотности рабочее место. Интересные занятия дают возможность ребятам раскрыть в себе творческие способности, развить воображение, эстетический вкус. Помимо этого, данные занятия формируют коммуникативные умения ребенка, так как именно формирование предметных композиций требует участия многих людей, группы. Большую значимость играет тот факт, что занятия по конструированию и моделированию дают возможность организовать свободное время детей дошкольного возраста, не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и дома. Изготовление простых бумажных игрушек знакомят детей с удивительным миром конструктивно-пластического творчества.
Важным обстоятельством формирования у ребенка конструктивной деятельности необходимо считать игру с бумажной постройкой. По этой причине немаловажно перед началом конструирования привести детей к осмыслению цели: построить столик для куколки из бумаги, кормушку для снегирей, которая их кормит, и т.д. Данное порождает у ребенка стремление создавать, формирует заинтересованность к играм с элементами конструирования.
Так, например, у детей старшего дошкольного возраста занятия конструированием по замыслу обязательны. Они содействуют формированию у детей мастерства без помощи других планировать тему постройки, выбирать необходимый использованный материал, определять процедуру действий, ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущей конструкции. Работа детей может протекать проходить равно как в персональной, так и в коллективной формах.
Коллективное конструирование в первую очередь эффективнее проводить с детьми старшего возраста, в этом случае столы сдвигаются таким образом, чтобы за ними смогло работать по 3-4 человека. Подобные занятия содействуют развитию у детей умений вместе составлять план своей деятельность, приходить к соглашению, разделять прямые обязанности, группировать постройки общим сюжетом. В ходе деятельности ребята обладают возможность заимствовать друг у друга увлекательные полезные решения.
Дети старшего дошкольного возраста имеют возможность осуществлять аппликации из кусочков бумаги, выбирая их согласно размеру, расцветке. Они формируют украшающие букеты, картины, применяют их при оформлении игр, торжеств, отдыха.
Наклеивание аппликаций часто принимает коллективный характер. Например, дети 5 лет вырезывают из бумаги, сложенной вдвое, елочки, а дети 6 лет – хоровод. Затем на большом листе бумаги – полянке они наклеивают фигурки кукол в хороводе и в некоторых частях листа – елочки. Получается сюжетная картина Веселый хоровод [3, с.64].
Таким образом, конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. При этом, несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит, нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера [1, с.6].
В сегодняшний день принято дифференцировать большое количество различных техник в конструировании и моделировании из бумаги (рисунок 1).
Рисунок 1 - Техники конструирования и моделирования из бумаги
Процесс создания изделий путем конструирования и моделирования из бумаги исполняются согласно конкретной схеме, в конкретной очередности и могут помочь ребятам изучать наиболее различные технологические процессы, начиная с простейших конструкторских задач. Знакомство детей с различными геометрическими фигурами: кругом, треугольником, квадратом, трапецией и т. д., происходит в процессе складывания и склеивания бумажных поделок. В этом процессе дети обучаются ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, разделяет единое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнают многое другое, что относится к геометрии и математике.
Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе. Не случайно А. Лилов рассматривает творчество как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира [4 с. 479].
Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения. Однако для реализации такого развития необходимы условия, при которых дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты.
Библиография:
Бычкова З.Н., Степанова Н.А. Конструирование из бумаг как средство развития творческих способностей у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 5 – С. 1-8 (С. 6)
Гурвиц В. Н. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста // Наука и школа. - 2012. -№3. - С. 121-124.
Лиштван З.В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. / З.В. Лиштван – М.: Просвещение. 1981 – 159 с. (С.64)
Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. 479 с.
Техники конструирования и моделирования из бумаги
Айрис фолдинг
Бумагопластика
Квиллинг
Гофротрубочки
Оригами
Классическое (простое)
Мокрое оригами
Киригами
Кусудама
Оригами модульное
Паттерн
Папье-маше
Скрапбукинг, скрэпбукинг
Кардмейкинг
Тиснение (эмбоссинг)
Парчмент крафт (пергамано)
Торцевание
Вытынанка из бумаги
Бумажная графика
Вырезание силуэтное
Аппликация
1. по тематике:
предметная
сюжетная
декоративная
2. по виду:
цветная
черно-белая
одноцветная
3. по объему:
плоская
выпуклая
4. по материалу:
бумага и ткань
природные материалы, камни и т.д.
Коллаж
Декупаж или салфеточная техника
Бумажный тунель
Pop-up
Техника прикинг (pricking) или пирсинг (piercing),
или Орнаро (Ornare)
Пейп-арт