Публикации ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Автор: Павлова Елена Николаевна


Павлова Елена Николаевна
Учитель-логопед
Белгородская область, п. Ракитное, МДОУ Детский сад №3
ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Ключевые слова: ранняя диагностика, коррекционно-развивающая работа, индивидуальная программа, сензитивный период.
Проблема ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения.
В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельностиудетей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3-5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.
Итогом психолого-педагогического изучения ребенка раннего и дошкольного возраста является вынесение заключения, в котором определен актуальный уровень развития ребенка (то, что он может делать самостоятельно) и потенциальный (то, что выполняет вместе со взрослым), на которое и опираются педагоги коррекционного профиля при разработке индивидуальной программы развития. Она является составной частью адаптированной образовательной программы, при составлении которой необходима консолидированная работа всех специалистов сопровождения и педагогов, работающих с детьми с ОВЗ.
Особенности развития детей с ОВЗ, выявленные в ходе комплексной психолого-педагогической диагностики нарушений развития, служат ориентирами в разработке ИПР.
Индивидуальная программа разрабатывается с учетом следующих принципов:
‒единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
‒учета характера и степени первичного нарушения, а также особенностей вторичных отклонений в развитии ребенка;
‒учета онтогенетического хода основных линий развития, предполагающего обучение с опорой на актуальный уровень развития ребенка и зону его ближайшего развития;
‒ учета возрастных и индивидуальных особенностей его развития;
‒деятельностного подхода к развитию личности ребенка, реализующегося в рамках ведущей и типичных видов деятельности в соответствии с его интересами;
‒коррекционной направленности воспитательного процесса, а также системного подхода к процессу обучения и воспитания.
Основные направления коррекционно-развивающей работыс детьми дошкольного возрастас ОВЗ:
‒организация коррекционно-развивающих занятий
‒взаимодействие с родителями
Задачи коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ:
Формирование и развитие социально-бытовых ориентировок, закрепление навыков самообслуживания.
Стимулирование речевой деятельности.
Формирование вербальных и невербальных способов общения.
Формирование коммуникативной функции речи.
Удовлетворение потребности в общении с окружающими.
Формирование предметно-практической деятельности.
Развитие познавательной деятельности.
Обучение простейшим предметным и трудовым действиям
Вовлечение ребенка-инвалида и родителей в совместную деятельность.
Основные аспекты коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей с ОВЗ:
Дети с нарушением слуха.
Основные направлениякоррекционно-педагогической: стимулирование общих движений; развитие движений глаз, зрительной ориентировки; развитие манипулирования, предметных действий; формирование общения; развитие речевого и неречевого слуха; развитие речи; развитие слухового восприятия.
Педагогические условия для проведения педагогической работы: создание звуковой среды (усиление источников звука); постоянное речевое общение с ребенком всех взрослых в семье; обеспечение бинаурального слухопротезирования (подбор индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры).
Дети с нарушением зрения.
Направления психолого-педагогической помощи: развитие вестибулярного аппарата; развитие двигательной сферы; развитие остаточного зрения, формирование зрительного внимания; развитие осязательного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие движений рук.
Взаимосвязь психолого-педагогической коррекции с лечением зрения.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются разнообразные средства: медикаментозные, различные виды массажа, лечебная физкультура, ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.
Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо свободное пространство, сухие бассейны, тренажеры. Предпочтительным является зонирование пространства групповой комнаты на зоны для отдыха и занятий с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. Прием зонирования делает пространство групповой комнаты узнаваемым, а значит - безопасным и комфортным для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата, обеспечивает успешность его пространственного ориентирования, настраивает на предлагаемые формы взаимодействия, способствует повышению уровня собственной активности.
Обязательным условием является раннее включение родителей ребенка с отклонениями в развитии в коррекционно-развивающий процесс. Первые годы жизни ребенка – самый значимый период для развития потенциала семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Специальный педагог и психолог должны убедить родителей и привести их к пониманию жизненной необходимости ранней коррекционно-развивающей работы в параллели с медицинской помощью. Прежде всего, это касается родителей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями развития. Семья играет ведущую роль и несет основную ответственность за процесс и результаты коррекционно-развивающей работы с ребенком. Именно родители являются основными заказчиками образовательных, медицинских и социальных услуг, они же – равноправные партнеры специалистов в реализации намеченных перспектив и оценке результативности работы.
Подводя итог выше сказанному, следует подчеркнуть, что в настоящее время в результате принятых на государственном уровне принципиально важных решений сложились благоприятные условия для создания системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
Бенилова, С.Ю., Давидович, Л.Р., Микляева, Н.В. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы)/ Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р., Микляева Н.В. - М.: Изд-во Парадигма, 2012. - 312с.
Григоренко, Н.Ю., Астахова, Л.Б. Инклюзивная практика в работе структурных подразделений дошкольных образовательных организаций// Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сборник материалов VII международного теоретико-методологического семинара (2-3 марта 2015 года). - М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2015. - 257с. Т. 2. - С.93-99