Публикации Подходы к проблеме обучения детей с аутизмом.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подходы к проблеме обучения детей с аутизмом.
Автор: Силина Наталья Николаевна

Подходы к проблеме обучения детей с аутизмом.Ранний детский аутизм является особой аномалией психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения и эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но становится особенно четко выражена в возрасте 2-3 лет в период первого возрастного кризиса. У ребенка с аутизмом нарушено формирование всех форм общения - довербального и вербального. Прежде всего у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки с немой просьбой, чтобы его взяли , как это делает обычный малыш уже на первом этапе социально-эмоционального развития. На всех этапах развития ребенок с аутизмом в общении с окружающими не обращается к языку мимики и жестов, как дети первого года жизни и дети с нарушениями слуха и речи. Самая главная особенность детей с аутизмом - это стремление избегать контакта с другими людьми. Ребенок ни на кого не смотрит, не общается с окружающими. Зрительное внимание детей с аутизмом крайне избирательно и кратковременно, ребенок не замечает людей , смотрит как бы мимо , относится к ним как к неодушевленным предметам. В то же время он отличается повышенной ранимостью, впечатлительностью, его реакции на окружающее непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников, родителей и возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате. При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность - обычно ребенок играет один, использует не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Он может длительно и однообразно играть с обувью, бумагой, выключателями, проводами, веревками и т. п. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Иногда дети перевоплощаются в тот или иной образ в сочетании с аутистическим фантазированием. При этом ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт. Для детей с аутизмом характерны разнообразные нарушения психомоторики - однообразные, стереотипные движения в виде сгибания и разгибания пальцев рук, потягиваний, взмахивании кистями рук, подпрыгивании, вращения вокруг себя, бега на цыпочках и т. п. Особенно характерны вращающие движения кистями рук около наружных углов глаз. Такие движения появляются или усиливаются при волнении, при попытке взрослого вступить в контакт с ребенком. Мимика маловыразительна, характерен взгляд мимо или "сквозь" собеседника. Многие дети с аутизмом отличаются повышенной пугливостью, впечатлительностью, склонностью к страхам, выражен страх новизны, который рассматривается как болезненно обостренный инстинкт самосохранения.Интеллектуальное развитие этих детей разнообразно. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость.Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи, которые отражают основную специфику аутизма, а именно - несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с аутизмом нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом. Ребенок не использует речь как средство общения, он редко обращается с вопросами к окружающим, обычно не отвечает на вопросы окружающих и в том числе близких для него людей. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономная речь". Среди характерных патологических форм речи прежде всего обращают на себя внимание эхолалии - вычурное, скандированное произношение, своеобразная интонация, характерные фонетические расстройства и нарушения голоса с преобладанием о высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или в третьем лице, отсутствие в активном словаре слов, обозначающих близких для ребенка людей, например, слов мама, папа или остальные предметы , к которым у ребенка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т. п. Детский аутизм трудно диагностировать. Даже опытному специалисту требуется много времени, чтобы пронаблюдать и проанализировать картины данного психического нарушения. Следует спокойно отнестись к назначению повторных приемов, обследований и консультаций. Некоторые признаки аутизма обнаруживаются и при глубокой и тяжелой умственной отсталости, и тяжелом недоразвитии речи.Поэтому без достаточного представления о характере нарушений лечение и коррекционная работа могут оказаться неэффективными. Что может настораживать родителей в поведении ребенка в возрасте до двух лет?Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:• не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза";• не откликается на имя при сохранном слухе;присутствкет дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету);• не обращается за помощью и · не пытается чем-то поделиться;• использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет. Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому психиатру.Диагноз и прогнозы. Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается, но и не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию.Иногда родители не верят в то, что диагноз поставлен правильно, и посещают специалистов одного за другим. Это их право. Но нередко эти поиски приобретают хроническое течение и становятся самоцелью, утрачивая всякий смысл. Для такой категории родителей есть даже специальный термин - "родители-пилигримы". Может быть это поиски чуда или подсознательное вытеснение трудной ситуации? Но время, когда правильное воспитание и обучение могут дать существенные результаты, уходит.В других случаях родители делают вид, что проблемы нет. А нарушения общения, речевые проблемы и стереотипы в поведении объясняют проявлениями индивидуальных особенностей характера, если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже нелепыми и неадекватными. А вот изменить что-то будет намного труднее, может быть вообще возможно.Течение аутизма может оказаться самым различным, и грамотный специалист никогда не станет говорить о долговременном прогнозе – как в положительном, так и в отрицательном смысле. Такого ребенка нужно наблюдать и работать с ним, проявляя терпение.Вместе с тем можно попытаться ответить на два вопроса: о социальном статусе детей с аутизмом и о возможностях семейной жизни. Очень многое зависит от выраженности расстройств. В наиболее тяжелых случаях даже при самой успешной работе удается добиться лишь адаптации к условиям жизни в семье (умение умыться, принять ванну, одеться, приготовить пищу, помыть посуду, убрать в квартире) и иногда это становится не менее сложной задачей, чем подготовка ребенка к школе. Неравномерность общего развития при аутизме и неправильный подход к воспитанию нередко делают из такого ребенка «своеобразного» : школьную программу он, хотя бы формально, усваивает, но не может ни пойти куда-нибудь самостоятельно, ни приготовить себе поесть, потому что ни одна из существующих школьных программ не подразумевает "обучения жизни". Причины появления аутизма Если говорить о проблеме в целом, то ее причины весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания, иногда проявлением текущего болезненного процесса.Коррекционная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, неврологов, логопедов, дефектологов, психологов, педагогов-воспитателей, музыкального работника, инструктора по физической культуре.1. Лечебная помощь строится на базе индивидуальной клинической оценке состояния ребенка : психотерапия (индивидуальная и семейная) физиотерапия, фармакотерапия направлена на купирование психопатологических проявлении болезни, на активизацию ребенка и на ослабление психического напряжения.2. Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистизма. Используются адаптированные и обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских садов. Оценка состояния ребенка-аутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. Используется индивидуальная и групповая игротерапия.На первых этапах отрабатывается реакция оживления и слежения и формируется зрительно-моторный комплекс. В дальнейшем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Вырабатываются связи между частями тела и их словесными обозначениями, видами движений, а также их словесными определениями. У ребенка формируется представление о собственном теле, его частях, членах, сторонах. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания и участия в направленной деятельности.У большинства детей, на начальном этапе работы запас знаний, характер игровой деятельности отставали на 2-3 возрастных порядка. У них преобладала манипулятивная игра, отсутствовало партнерство, не было соотнесения игры с истинным назначением игрушек, не возникало ориентировочной реакции на новые игрушки, лиц, участвующих в игре.На следующем этапе задача усложнялась переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного, лишь постепенно вводя от более простых к более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий. Словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.Педагогические программы направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве. Аутисты с трудом переходили от одного вида движений к другому, не подражали, не воспроизводили последовательной цепи действий, в особенности моторных, сочетанных с речевыми ответами. Им трудно воспроизведение недавно усвоенных знаний, в особенности знаний из долговременной памяти по требованию. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Следует обратить внимание на тот факт, что любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Задания по развитию речи должны предъявляться голосом разной громкости и тональности. Только после усвоения одних и тех же программ, предлагаемых разными специалистами, примитивная, однообразная деятельность ребенка разнообразится и становится направленной. Именно тогда дети переходят от пассивного к осознанному овладению режимных моментов, навыков. На последующих этапах работы, по-прежнему решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.Логопедическая работа начинается с определения речевой патологии, свойственной детям - аутистам. Соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществлялась постановка звуков, их автоматизация, вводились дыхательные, голосовые упражнения. Важная задача - расширение словарного запаса, обучение составлению предложений по картинкам, их сериям, работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач.Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке.Психологическая коррекция также начиналась с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности.Основной задачей являлось вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения.Адекватными оказались игры с жесткой последовательностью событий и действий и их многократное проигрывание. Освоение системы игровых штампов аутистами способствует формированию у них памяти, внимания, восприятия. В процессе занятий создается в последующем возможность переноса усвоенного - творческая регуляция поведения и повышение предметно-практической ориентировки в окружающем.Основной принцип обучения заключался в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме занятиях с логопедом в группах, закреплении полученных знаний в игре с педагогом, психотерапевтом, в домашней обстановке с родителями.По мере проведения индивидуальных и групповых занятий по развитию речи речь детей становилась более коммуникативной и понятной окружающим. Сначала появлялись звуки, имеющие лишь касательство к текущему контексту, затем увеличивалась слабо соответствующая контексту речь; от эхоречи аутичные дети переходили к произвольному употреблению слов, от обращений, простого названия предметов, демонстративных фраз ("это мама", "это кукла") — к распространенным фразам в настоящем времени. Но на социальном уровне почти не было передачи информации. С трудом формировались временные соотношения, не было ответов в прошедшем и будущем времени.Особая речевая терапия является одной из важнейших в коррекции аутистического поведения, эмоционального и психического недоразвития у детей с ранним детским аутизмом. Список использованных источников:Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005. - 240 стр.Григоренко Е. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов – М.: Практика,2018. – 280 стр.Нуриева Л.Г Развитие речи у аутичных детей: методические разработки. - М.: Теревинф, 2007. - 160 стр.