Публикации Программа по дополнительному образованию "Хозяюшки"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа по дополнительному образованию "Хозяюшки"
Автор: Иванова Марина Михайловна

СПб ГБУ центр для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр содействия семейному воспитанию №15» Программа по кулинарии « Хозяюшка» Воспитатель: Иванова Марина МихайловнаВозраст детей 12-18 летСрок реализации 3 годаСодержание программы
  • Пояснительная записка;
  • Учебно - тематическое планирование;
  • Содержание курса;
  • Методическое обеспечение;
  • Список литературы;
  • Паспорт программы Пояснительная записка. Воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в современном российском обществе реализуется, в основном, в детских домах, которые остаются основными социальными институтами, обеспечивающими воспитательный процесс и подготовку детей к жизни в обществе. Учитывая особый образ жизни в детском доме, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, потребительство , приспособленчество, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни и формирования у них определенных социальных знаний, умений, навыков.Образовательная программа « Хозяюшки» направлена на оказание дополнительной помощи воспитанникам детского дома в производственном обучении и профессиональной подготовке. Она играет важную роль в воспитании детей-сирот, в развитии творческих способностей, повышает инициативу и предприимчивость воспитанников. Занятия позволяют развивать творческие способности, самостоятельность, проявлять индивидуальность, фантазию и получать результат своего творчества. У воспитанников формируются навыки в приготовлении блюд и их эстетического оформления. Основными целями и задачами программы является получение детьми дополнительных знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту. Особенностью данной программы является то, что у воспитанников появляется возможность широкого и разнообразного применения своих знаний, которые им могут быть полезны после выпуска из детского дома. В результате занятий дети должны получить на только знания и умения, отвечающих стандарту общего образования, но и закрепить свои практические навыки в условиях дома.План составлен с учетом разновозрастной группы.Возраст детей, участвующих в реализации данной программы Программа ориентирована на воспитанников 12-18 лет. Практика показала, что дети данного возраста успешно и с интересом занимаются кулинарией. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.Срок реализации дополнительной образовательной программы- 3 года. 1 год - блюда первого уровня сложности. 2 год - блюда второго уровня сложности. 3 год - блюда третьего уровня сложности. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (воспитанникам дается самостоятельные задания с учетом его возможности); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или при отработке определенного технологического приема); групповая ( разделение на мини группы для выполнение определенной работы); Воспитанники изучат правила санитарии и гигиены при кулинарных работах; безопасные приемы работы с кулинарным оборудованием и инструментами; познакомятся с историей, обычаями и традициями национальной кухни; узнают различия кухонь; будут иметь представления об организации современных предприятий общественного питания; усвоят классификацию блюд современных национальных кухонь и правила сервировки стола; смогут самостоятельно готовить блюда по рецептам. Для контроля за усвоением изученного материала будут использоваться - тесты, проверочные, практические работы. Система контроля знаний будет осуществляться после каждого года обучения, а также после прохождения основных блоков программы с целью проверки знаний, умений, навыков. Программа предполагает использовать формы контроля: собеседование, тестирование и творческие задания. Главный показатель реализации программы - личностный рост каждого воспитанника, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству. Критерием уровня эффективности программы является усвоение образовательной части, повышение интеллектуального уровня, воспитанности и готовность к самостоятельной жизни в плане организации своего быта. . Краткое содержание курсаСентябрьТехника безопасности Основные теоретические требования- правила техники безопасности при пользовании электроприборами, ножом и кухонными приспособлениями, правила техники безопасности при работе с горячей жидкостью. Практические работыработа с электроприборами: плита электрическая, микроволновая печь, чайник,Варианты объектов труда –как правильно пользоваться электроприборами, ножами и кухонными принадлежностями.ОктябрьБлюда из овощей.Основные теоретические требования- Виды овощей, содержание в них минеральных веществ белков, жиров, углеводов, витаминов. Влияние экологии на качество овощей. Виды салатов. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ зависимости от условий кулинарной обработки. Принципы подбора овощных гарниров к мясу и рыбе.Практические работы.- Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Приготовление блюд из сырых и варёных овощей. Жаренье овощей и определение их готовности. Выполнение эскизов, оформление салатов для различной формы салатниц; круглой, овальной, квадратной. Сервировка и подача к столу.Варианты объектов труда.- Эскизы оформления салатов. Салаты из сырых овощей и варёных овощей. Овощные гарниры.НОЯБРЬБлюда из рыбы.Основные теоретические требования. - Понятие о пищевой ценности рыбы. Возможности кулинарного использования рыбы разных пород. Технология и санитарные условия первичной и тепловой рыбы.Практические работы - Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка, и жаренье рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из рыбы. Сервировка и подача к столу.Варианты объектов труда- блюда из вареной и жареной рыбыДЕКАБРЬБлюда из мясаОсновные теоретические требования - Значение и место блюд из мяса, субпродуктов в питании. Виды мясного сырья, сроки и способы хранения мяса и мясных продуктов. Особенности кулинарного использования субпродуктов.Санитарные условия обработки мяса, субпродуктов. Условия и сроки хранения полуфабрикатов из мяса и котлетной массы.Практические работы - Способы тепловой обработки мяса, мясных полуфабрикатов, субпродуктов. Приготовление натуральной рубленой массы из мяса. Определение времени варки и жаренья до готовности. Приготовление блюд из субпродуктов. Сервировка и подача к столу.Варианты объектов movoa Блюда из мяса и субпродуктов.ЯНВАРЬБутерброды и горячие напиткиОсновные теоретические сведения - Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков. Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.Практические работы - Выполнение эскизов художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и различных досок. Сервировка и подача к столуВарианты объектов труда Бутерброды и горячие напитки к завтраку.ФЕВРАЛЬБлюда из птицыОсновные теоретические сведения - Виды домашней птицы и их кулинарное употребление. Виды тепловой обработки, применяемые при приготовлении блюд из домашней птицы. Время приготовления и способы определения готовности кулинарных блюд. Оформление готовых блюд при подаче к столу.Практические работы - Определения качества птицы. Первичная обработка птицы. Приготовление блюд из домашней птицы. Разделка птицы и украшение перед подачей к столу. Сервировка и подача к столу.Варианты объектов труда - Блюда из птицы.МАРТИзделия из дрожжевого, песочного, бисквитногои слоеного теста.Основные теоретические сведения - Виды теста. Рецептура и технология приготовления теста с различными видами разрыхлителей. Влияние соотношения компонентов теста на качество готовых изделий. Виды начинок и украшений для изделий из теста.Практические работы - Выполнения эскизов художественного оформления праздничных пирогов, тортов, пряников, пирожных. Выпечка и оформления из теста. Сервировка и подача к столу.Варианты объектов труда - Праздничный пирог, торт, пряник, пирожныеАПРЕЛЬБлюда из яицОсновные теоретические сведения - Строение яйца. Приспособления и оборудование для приготовления блюд из яиц. Особенности кулинарного использования яиц.Практические работы - Первичная обработка яиц, приготовления блюда из яиц. Выполнения эскизов художественной росписи яиц. Крашение и роспись яиц. Сервировка и подача к столу.Варианты объектов труда - Омлет, яичница, вареные яйца.МАЙБлюда из круп и макаронных изделий.Основные теоретические сведения - Виды круп и макаронных изделий. Правило варки. Крупных рассыпных, вязких и жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых, обеспечивающая сохранения в них витаминов группы «Б». Причины Увеличения веса и объёма при варки.Практические работы- Подготовка к варки круп, бобовых и макаронных изделий.Определение необходимого количества жидкости при варке каш различнойконсистенции и гарниров их крупы, бобовых и макаронных изделий. Сервировкаи подача к столу.Варианты объектов труда - Каши, гарниры из риса и макаронных изделий.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНСписок используемой литературы1.Конституция Российской Федерации, ст. 432.Конвенция о правах ребенка3.Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания4.Л.К. Сидорова. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Москва, 2003 5.Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Рыбинский Г.М. возрастные стандарты социализации детей-сирот, Москва, 19916.Иконников Г.Г.Социальная адаптация. Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации. Нижегородский гуманитарный центр, 19987.Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991.8.Новоженов Ю.М., Титюнник А.И. Кулинарная характеристика блюд: Обществ. питание.9.Национальные кухни наших народов.-М.:Центрполиграф,1997.10.Национальная и зарубежная кухня. Похлебкин В.В11.Из истории русской кулинарной культуры. –М.: Центрполиграф, 1996.