Публикации Системный подход в психолого-педагогической работе с семьей дошкольников ОВЗ в условиях детского сада

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Системный подход в психолого-педагогической работе с семьей дошкольников ОВЗ в условиях детского сада
Автор: Коржова Елена Геннадьевна

Системный подход в психолого-педагогической работе с семьей дошкольников ОВЗ в условиях детского садаСистемный подход в психолого-педагогической работе с семьей дошкольников ОВЗ в условиях детского садаИз факторов социализации самым важным и влиятельным была и остается родительская семья, влияние которой ребенок испытывает раньше всего и, как правило, длительнее всего. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.Семья – это живая система, стремящаяся к своему развитию, в которой происходит взаимодействие между всеми членами семьи и влияние их друг на друга. Исходя из этого, оптимизация развития психических процессов и функций воспитанника ДОУ с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от того как специалисты ДОУ относятся к процессу организации психолого-педагогическойпомощи такому ребенку: взаимодействуют ли они с ним изолированно по поводу минимизации определенной дисфункции или же оказывают содействие ребенку не только при непосредственном контакте с ним, но и в процессе постоянного общения с его близкими родственниками. Последний вариант, предполагающий системную и комплексную работу не только с дошкольником, но и его семьей, по нашему мнению, является намного более результативным. Однако, подобная работа предполагает, что специалисты ДОУ владеют не только методами диагностики и коррекции определенных психических и физических функций, а также определенных особенностей воспитания и восполнения пробелов в обучении, но и системным анализом как самого воспитанника, так и анализом взаимоотношений внутри его семьи, а также роли его родственников в минимизации определенной дисфункции у ребенка.Важнейшим условием, обеспечивающим успешность психолого-педагогической работы с семьей дошкольника с ОВЗ, является, прежде всего, изменение структуры и содержания профессиональной деятельности специалистов (воспитателя, психолога, учителя логопеда и др., на основе принципа интегративного взаимодействия. Сущность данного принципа заключается в необходимости овладения специалистами новыми многофункциональными компетенциями. Помимо расширения спектра методик коррекционного воздействия, повышающих эффективность работы специалистов с детьми с ОВЗ, а также форм работы с их родственниками, очень важным является профессиональная готовность специалиста к осуществлению системного психологического сопровождения таких детей.Селиванова О. Г. отмечаетто эта готовность включает в себя три компонента: когнитивный, деятельностный и личностный.Когнитивный компонент подразумевает наличие у педагога знаний о состоянии психического и физического здоровья детей, с которыми он работает, а также об особенностях еговнутрисемейной ситуации и ее ресурсах, которые можно использовать.Деятельностный компонент готовности педагога к работе с детьмис ОВЗ, по мнению автора, предполагает сформированные у педагога умения проектировать образовательный процесс с позиций здоровьесбережения.Личностный компонент, как отмечает Селиванова О. Г., это такие личностные качества педагога как гуманизм, высокая нравственность, эмпатия, проявляющиеся в работе с детьми с ОВЗ. Кроме того, по нашему мнению, к личностному компоненту стоит отнести еще и внутреннюю открытость всем субъектам образовательного процесса и желание с ними взаимодействовать с целью оптимизации развития воспитанников.Сочетание когнитивного, деятельностного и личностного компонентов готовности педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьями позволяет успешно решать педагогические задачи и достигать поставленных в работе целей.Таким образом, в условиях роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья особую актуальность приобретает нацеленность дошкольного образования на комплексную психолого-педагогической помощь семьям воспитанников, оказываемую на основе системного подхода.ЛИТЕРАТУРА
  • Болотова Н. П. Психолого-педагогическая работа ДОУ с семьей, как фактор здоровья эмоциональной сферы ребенка. Сборник науч. трудов Конференция с международным участием «Современный ребенок: Какой он? - Шадринск. - 2015.
  • Селиванова О. Г. Готовность педагога к работе с детьми с ОВЗ в контексте профессионального стандарта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 29. – С. 36–40. – URL: ept.ru/2014/65279.htm.