Публикации "Музыкотерапия как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Музыкотерапия как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Крылач Любовь Васильевна

«Музыкотерапия как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Ребенок с ограниченными возможностями здоровья – это кроха, имеющий психические или физические нарушения, либо оба вида патологий вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.Коррекционную группу детского сада могут посещать дети, имеющие следующие дефекты развития:
  • задержка психического развития в легкой степени;
  • зрительные, слуховые или речевые отклонения;
  • педагогическая запущенность;
  • аллергические проявления в тяжелой форме;
  • нарушения двигательной активности в легкой форме;
  • длительность и частота различных общих заболеваний;
  • негативные психические проявления.
  • Детский сад для детей с ОВЗ становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для его полноценного развития и воспитания.В чем состоит суть социализации?Социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество.Для чего нужна социализация?Социализация нужна для того чтобы дети могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Музыкальное воспитание — одно из направлений художественного развития, формирования художественной культуры детей, обеспечивающее удовлетворение познавательных потребностей ребенка, расширение общего и музыкального кругозора, знакомство с музыкой как с искусством, развитие музыкально-практических навыков в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В том случае, когда проблема ребенка лежит в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития (эмоциональной депривации, переживания эмоционального отвержения, чувства одиночества, повышенной тревожности, страхе, импульсивности эмоциональных реакций), то более эффективно на начальном этапе использование индивидуальных форм Музыкотерапии.Музыкотерапия-это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом её проявлении.Музыкотерапия — один из видов аэротерапии (терапии искусством), направленный на профилактику, псих коррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка. Использование музыкотерапии в работе с дошкольниками определяется предварительным обследованием психолога, дефектолога, а также врача-психиатра, невропатолога или психотерапевта, работающего в специальном образовательном учреждении. Результаты диагностики показывают необходимость и рациональность применения музыкотерапии и других видов методик в работе с тем или иным ребенком.Музыкотерапия всегда предполагает катарсис, который осуществляется в процессе музыкального восприятия, представляющего сложнейшую работу чувств, мыслей ребенка, слушающего музыку. Применение той или иной формы музыкотерапии как псих коррекционной методики определяется, прежде всего, вариантом и характером имеющегося у дошкольников нарушения, коррекционными задачами и возможностями ребенка. Неадекватное использование музыкотерапии может оказать не коррекционное, а психотравмирующее воздействие. Музыкотерапия основывается, прежде всего, на восприятии музыки, которое у детей с разными проблемами имеет свои особенности. Поэтому анализ возможностей дошкольников в восприятии музыки, умение эмоционально откликаться на музыку является важным диагностическим показателем, определяющим эффективность применения музыкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками с нарушением речи, зрения, с задержкой психического развития, умственно отсталыми детьми, страдающими РДА, ДЦП.Музыкотерапия является одним из видов аэротерапии. Как псих коррекционная методика музыкотерапия отличается от музыкального воспитания целями, способами, технологией. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку с проблемами в развитии состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения, и связано с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности. По организации и способу воздействия музыкотерапия подразделяется на рецептивную, активную и интегративную. Музыкотерапия, особенно рецептивная, связана с развитием наглядно-образного мышления, воображения, способности мысленно действовать, чувствовать в условно воображаемой ситуации, осознавать себя, давать оценку своему состоянию. А эти процессы формируются у ребенка с проблемами при условии общей коррекционной работы только к концу старшего возраста. Особенно ярко это выражается в активных видах музыкотерапии (вокал терапии, инструментальной терапии). Психотерапевтические сеансы по рецептивной, активной и интегративной музыкотерапии в специальном дошкольном образовательном учреждении могут проводиться как в индивидуальной, так и (при активных видах) в подгрупповой форме. Вариант организации определяется характером имеющегося нарушения в развитии ребенка с ограниченными возможностями.В чем состоит задача образовательной организации и семьи для успешной социализации?Задача: создать адекватные условия для развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья Практический опыт псих коррекционной работы средствами искусства показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с разными проблемами в развитии. А когда сложности ребенка концентрируются вокруг социального приспособления (сложности коммуникативное рефлексивной деятельности, наличие психотравмирующих меж личностных внутрисемейных отношений, дисгармоничная, искаженная самооценка, негативная), то предпочтительнее применение подгрупповых форм музыкотерапии.В связи с этим наиболее сенситивным периодом для использования музыкотерапии в коррекционной работе с дошкольниками проблемами оказывается возраст 6 —7 лет, а в отдельных случаях 5—6 лет. В этом возрасте с помощью психолога и музыкального руководителя ребенок может реализовать свои эмоциональные состояния, настроения, что является важным моментом и в диагностике, и в коррекционной работе средствами музыкотерапии. «Живая музыка» — такая модель рецептивной музыкотерапии предполагает свободное владение музыкального руководителя музыкальным инструментом. В этом варианте музыкант помогает ребенку как бы войти в образ исполнителя и представить, что он сам играет на инструменте (скрипке, фортепиано) или дирижирует оркестром. Важно, чтобы разрядка внутреннего переживания выражалась во внешнем движении (от легкого покачивания рук, тела, дирижировали до «игры» пальцами на воображаемых клавишах, а в отдельных случаях даже внезапного плача).Варианты использования рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с проблемами в развитии могут быть различны. Помимо специальных занятий положительный эффект дают мини-релаксации под музыку в режиме дня в конце активных занятий. Они направлены на оптимизацию мышечного тонуса ребенка, что является очень важным моментом в коррекционной работе. Любое отклонение от оптимального тонуса может быть как причиной, так и следствием возникающих изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказывается на общем ходе его развития.Активная музыкотерапия.К данному варианту музыкотерапии относятся вокал терапия, инструментальная терапия. Характерной особенностью такого вида музыкотерапии является активное исполнительское участие ребенка в музыка-терапевтическом процессе: в пении или игре на простом музыкальном инструменте. Занятия вокалом проводятся как в индивидуальной, так и в подгрупповой форме. Они направлены не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроения, умения радоваться жизни.С этой целью могут использоваться очень коротенькие песенки-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребенка посредством активной вокальной деятельности. Адаптированные песенки-формулы (из методики В. И. Петрушина) — «Формула радости», «Я хороший, ты хороший», «Колыбельная самому себе», основанные на самовнушении положительных установок.Пассивная музыкотерапия.В мини-релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать ребёнку инвалиду почувствовать свое тело, его собственный тонус, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении. И в этом процессе детям помогает музыка, ее образное начало, средства выразительности (динамика, метроритм, темп). Мини-релаксации могут проводиться в конце занятий, требующих от ребенка большого напряжения и таким образом снимать его, или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей требуется определенный настрой на занятие. Музыкальное сопровождение для мини-релаксаций используется в аудиозаписи, произведения подбираются в соответствии и с образом, и с задачей.Другим вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) может быть мини-сценарий, условно обозначенный как «музыкальный сон». Такая релаксация может проводиться лежа (на ковре, кровати, кушетке) после активной деятельности детей, прогулки. Продолжительность музыкального сна 5 — 7 мин. Его тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря», «На волшебном облаке». После одно-двухминутного дыхания в индивидуальном для ребенка темпе детям предлагается один из вариантов рассказа на фоне звучащей музыки в аудиозаписи —«Док-тор сон», «Волшебство леса», «Морской бриз» и др. После релаксации сеанс завершается разными движениями (потягиванием с открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом и т.п.)Музыкальная импровизация с дошкольниками может проводиться на фоне звучания музыкального произведения в аудиозаписи. Это облегчает музыкальному руководителю руководство процессом импровизации. Для этого выбираются инструменты, которые, будучи достаточно выразительными по звучанию, могут должным образом вознаградить усилия ребенка и не требуют специальной подготовки для игры на них. Это, например, барабан, бубен, ложки, колокольчик, треугольник — такие музыкальные инструменты, которые обладают большой ритмической силой, но в то же время передают эмоциональные нюансы. Активная музыкотерапия во всех вариантах помогает формировать у ребенка оптимистическое, жизнеутверждающее мироощущение, с которым он мог бы жить, побеждая и радуясь. Активная музыкальная деятельность (пение, движения, игра на инструментах) обеспечивает возможность в музыкально-творческом проявлении. Музыкотерапия, применяемая в игровой, доступной форме псих коррекционной работе дошкольников с проблемами в развитии, помогает им сформировать осознанное отношение к своим проблемам, вместе с взрослыми преодолеть их и адаптироваться к окружающей среде.Слушание правильно подобранной музыки с выполнением псих гимнастических этюдов М. Чистяковой повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные, духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания.Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством .В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.Хорошо, если детей утром в музыкальном зале будет встречать приветливый музыкальный руководитель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.