Публикации "Принципы отбора кандидатов на обучение актерскому мастерству и построения занятий с учетом особенностей типа темперамента учащегося"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Принципы отбора кандидатов на обучение актерскому мастерству и построения занятий с учетом особенностей типа темперамента учащегося"
Автор: Мотылюк Роман Анатольевич

Государственное бюджетное учреждения дополнительного образования Новосибирской области«Бердская детская музыкальная школа им. Г. Свиридова» (ГБУДО НСО «БДМШ им. Г. Свиридова»)Методические рекомендациипо теме:«Принципы отбора кандидатов на обучение актерскому мастерству и построения занятий с учётом особенностей типа темперамента учащегося» Автор: преподаватель высшей квалификационной категории Р.А. МотылюкБердск2020 г.ВведениеНа протяжении длительного времени исследуются и являются часто первостепенными вопросы личностной организации, внутреннего мира, факторов личностного развития, отдельные действия и жизнь человека в целом. Одним из «биологических» показателей личности является темперамент. Тема темперамента привлекала внимание представителей различных профессиональных категорий. Темперамент является врожденным, неизменным на протяжении всей жизни показателем силы нервной системы, степени возбудимости и скорости ответа на различные стимулы. В отличие от характера, который складывается из наших биологических показателей и социального влияния, темперамент отражает в себе именно биологическую основу психики человека, оказывая влияние на разные сферы жизни. Важным этапом жизненного цикла является определение интересов личности. Одним из таких направлений можно отметить определение возможного профессионального круга. Выбор будущей профессии зависит от многих факторов: интересов, способностей, востребованности профессии. Но самое важное – каждая профессия предъявляет свои требования к специалисту. Где-то есть спрос на креативные, энергичные умы, другим же требуются неторопливые, склонные к глубокому анализу сотрудники. Тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии. Таким образом, в нашей работе мы приведем особенности отбора кандидатов на обучение по предпрофессиональной программе «Искусство театра» и построения групповых и индивидуальных занятий актёрских дисциплин с учётом типа темперамента, для получения высокого результата деятельности.Объект исследования: тип темпераментаПредмет: принципы отбора кандидатов на обучение актерскому мастерству; особенности построения занятий с учётом особенностей типа темпераментаЦель: изучить принципы отбора кандидатов на обучение актерскому мастерству и построения занятий с учётом особенностей типа темперамента учащегосяДля достижения цели работы, мы поставили перед собой следующие задачи -1)проанализировать теоретические представления по теме темперамент;2)проанализировать методы диагностики типа темперамента;3)установить тип темперамента у кандидатов и учащихся курса актерского мастерства;Методики, направленные на исследование типа темперамента:1. Тесты Айзенка » Личностный опросник Айзенка MPI;2.Тесты Айзенка » Личностный опросник Айзенка EPI;3.Тесты Айзенка » Экспрес-диагностика личностных особенностей подростка;4.Тесты Айзенка » Личностный опросник Айзенка EPQ (PEN);5.Диагностика темперамента PTS (по Стреляу);6.Диагностика темперамента FCB-TI (по Стреляу);7.Опросник формально-динамических свойств индивидуальности ОФДСИ (В. М. Русалов);8.Опросник структуры темперамента ОСТ (В.М. Русалов);9.Исследование психологической структуры темперамента (Б.Н. Смирнов).Глава 1. Теоретические основы проблемы принципа отбора кандидатов на обучение актерскому мастерству и построения занятий с учётом особенностей типа темперамента учащегося1.1. Индивидуально-психологические характеристики личностиИндивидуально-психологические особенности личности – это особые свойства психической активности, выражающиеся в характере, темпераменте, эмоциональной сфере, а также способностях, которые детерминированы совокупностью индивидуальных биологических и социально достигнутых свойств, являющихся частью функционирования системы поведения человека, его деятельности и общения.Темперамент является врожденным, неизменным на протяжении всей жизни показателем силы нервной системы, степени возбудимости и скорости ответа на различные стимулы. В отличие от характера, который складывается из наших биологических показателей и социального влияния, темперамент отражает в себе именно биологическую основу психики человека. Первые учения о темпераменте относится к V в. до нашей эры, когда Гиппократ, древнегреческий врач, предположил, что жизнедеятельность, здоровье человека зависят от четырех основных соков организма: крови, лимфы, желчи и черной желчи. Опираясь на эту идею, древнеримский врач Гален (II в. н.э.) сформулировал гуморальную теорию, согласно которой различное соотношение этих жидкостей влияет не только на физическое здоровье, но и определяет психическое состояние и поведение человека. Гален предложил первую классификацию видов темперамента. От преобладания в организме той или иной жидкости люди, по его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом, ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсюда появились названия четырех типов темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. И.П. Павлов, будучи физиологом и изучая нервную систему и способы ее реагирования выдвинул свою теорию в которой выделил четыре основных типа высшей нервной деятельности - 1) несдержанный (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту холерика); Неуравновешенный, иногда вспыльчивый, сложный в общении. Трудности контроля эмоций, демонстрируя мгновенную реакцию на внешние раздражители. Обладают быстрой моторной реакцией. При наличии естественного интереса могут проявлять инициативность, энергичность и принципиальность при обучении. Холерики стремятся к новым контактам, к общению с людьми, с легкостью вступает в беседу, иногда ее навязывая. Вследствие этого они не испытывают робости перед языковым барьером. Хорошая вербальная память и быстрота реакции способствуют более быстрому усвоению иностранного языка холериками. Проявляют отсутствие усидчивости и эмоциональные перепады. В группе холерики чаще всего стремятся занять лидирующую позицию, таким образом, подавляя других.2) живой (сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы - соответствует темпераменту сангвиника); сангвиники демонстрируют сильный тип и в большинстве своем являются экстравертами. Обычно они быстро приспосабливаются к новым условиям, деятельны и продуктивны в работе, особенно если она вызывает их живой интерес. Они легко вступают в контакт с новыми людьми. Однако, сангвиники непоседливы, нуждается в новых впечатлениях и потому часто испытывает затруднения при выполнении длительных и монотонных операций. В связи с этим они не могут успешно выполнять дело, требующее длительного и методичного напряжения, устойчивости внимания, терпения. Отвлекаемы.3) спокойный (сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы, соответствует темпераменту флегматика); Считается «слабым» типом. Флегматики медлительные, спокойные в действиях, мимике и речи, они могут долго концентрироваться на одном задании и упорно двигаться к достижению поставленных целей, не меняя вида деятельности и терпеливо перенося все трудности. Флегматики не склонны к длительному общению на отвлеченные темы, они редко выходят из себя. Чаще всего рассчитывают только на свои силы, стремятся довести начатое дело до конца. Флегматики обычно интроверты, поэтому они имеют низкий уровень продуктивности вербальной (речевой) памяти и испытывают затруднение с разговорной речью. Им необходимо время для того, чтобы установить контакт с собеседником. Способен к методичной деятельности, требующей выдержки и постоянства, и не утомляется от нее. 4) слабый (слабый, неуравновешенный, малоподвижный тип нервной системы, соответствует темпераменту меланхолика); Меланхоликам свойственна сдержанность, приглушенность речи и движений, а также застенчивость, робость, нерешительность. Меланхолики эмоционально ранимы, чаще других испытывает тревогу, страх, нередко переоценивая характер угрозы. Повышенная тревожность препятствует вступлению в вербальный контакт. В результате успешность усвоения материала можетбыть более низкой по сравнению с другими типами темперамента. Однако, если дать меланхолику возможность раскрыться, он проявит себя как глубокий и вдумчивый актер, способный к содержательной деятельности. Отсутствует потребность постоянно находиться в коллективе. В учебном процессе нужно стремиться у учащихся холериков посредством репетиций развивать отстающий тормозной процесс. На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся еще более затормаживают их, снижают работоспособность. У флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности. У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость (Фетисова А.Л., Воронкова А.В., 2010; Столяренко Л. Д., 1997; Sievert, Martin; Zwir, Igor; Cloninger, Kevin M.; Lester, Nigel; Rozsa, Sandor; and Cloninger, C. Robert, 2016).Темперамент проявляется с первых дней жизни человека. Показателями темперамента в младенчестве является высокая или низкая реактивность к новизне - наблюдается в виде двигательной активности и плача в ответ на новые обонятельные, зрительные и слуховые стимулы уже в возрасте 4 месяцев. Эти различия во время младенчества сохраняются на раннем этапе развития, затем усложняются и определение типа темперамента становится все проще. Например, в такой период как детство темперамент можно опознать по игре и общению.Характер и способности человека формируются на биологической и социальной основах, по мере получения жизненного опыта, под давлением социума или иных обстоятельств. Так способности и характер определяют материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки (Kovas Y, Garon-Carrier G. and oth., 2015). Данные категории изменчивы, но от них чаще всего зависит то каким человеком нас видят окружающие и мы сами. Для современного общества определяющими являются именно способности, данные человеку или от природы, или выработанные по средству усердия предоставленного характером. Характер и способности делают нас ячейкой общества.Итак, под личностными характеристиками обычно понимают внутренние, глубинные черты человека, способствующие его адаптации и успешности в обществе. 1.2. Методы диагностики типа темперамента1.2.1 Тесты АйзенкаСерия из нескольких авторских опросников, направленных на диагностику темпераментных характеристик личности. В основе методики лежит предположение известного учёного-психолога Ганса Айзенка (Hans Eysenck), что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов - экстраверсии/интроверсии (ориентация личности либо на мир внешних объектов, либо на субъективный внутренний мир) и нейротизма (эмоциональная устойчивость или неустойчивость). Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получить любопытный результат – достаточно чёткое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента - холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.1.2.2. Тесты Айзенка «Экспрес-диагностика личностных особенностей подростка»Модификация подросткового варианта личностного опросника Айзенка EPI, разработанная Т. В. Матолиной. В зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии классифицируются 32 типа личности. Интерпретация содержит вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.1.2.3. Методика диагностики темперамента СтреляуОпросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, а так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.1.2.4. Диагностика темперамента FCB-TI (по Стреляу)Методика позволяет операционализировать и измерить базисные конструкты, постулируемые авторской регулятивной (или регуляторной) теорией темперамента (РТТ) - динамичность (живость), настойчивость, сенсорную чувствительность, эмоциональную реактивность, выносливость, активность.1.2.5. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности ОФДСИ (В. М. Русалов)Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента.1.2.6.Исследование психологической структуры темперамента(Б.Н. Смирнов) Позволяет выявить рад полярных свойств темперамента: экстраверсию – интроверсию, эмоциональную возбудимость – эмоциональную уравновешенность, темп реакций (быстрый – медленный), активность (высокую – низкую). Также имеется шкала искренности испытуемого, которая позволяет оценить надежность полученных результатов.1.3. Отбор кандидатов на курс актерского мастерства с учётом особенностей типа темперамента Творческая деятельность означает самовыражение, которое включает в себя отражение объективного мира и раскрытие и познание своей индивидуальности, воспринимающей и осмысляющей действительность.Творческий процесс включает в себя два крупных этапа – рождение замысла и его воплощение. Л.М. Петрова разделяет творческий процесс на несколько фаз - 1)Восприятие мира или явления. Знакомство с пьесой и с ролью.2)Оценка, осмысление воспринятого. Первое эмоциональное впечатление от пьесы и роли.3)Сопоставление воспринятого с личными знаниями, опытом, мировоззрением, в результате чего формируется субъективный образ мира и отношение художника к объективному миру. 4)Формирование идеального образа мира на основе своего личного опыта, воображения, фантазии, интуиции, мировоззрения. 5)Соотношение идеального (воображаемого) и реального, где идеальный (воображаемый) образ – это цель деятельности. В результате соотношения возникает план деятельности, направленной к идеальному (воображаемому) образу6)Осуществление творческого акта. Для актёра осуществление творческого акта – это процесс работы от начала репетиций до премьеры и далее. Но условно примем за фазу осуществления творческого акта сценические и генеральные репетиции, прогоны.7)Сопоставление результата деятельности с идеальным (воображаемым) образом. После премьерная доработка роли.Таким образом, фазы 1 – 4 относятся к этапу замысла, а 5 – 7 - к этапу воплощения.Теперь обратимся к темпераментам и проверим, как каждый из них соотносится с фазами творческого процесса -1)Меланхолики более успешно и продуктивно справляются с первыми четырьмя фазами творческой деятельности. В силу своей природной эмоциональной возбудимости и впечатлительности они особенно остро, ярко и полно воспринимают окружающую действительность. Но пониженный мышечный тонус ориентирует на переживание этих сильных эмоциональных впечатлений внутри себя. Отсутствие способности природного торможения нервных процессов не позволяет им произвольно прекращать свои переживания и сосредоточиваться на чем-то другом. Впечатление как бы застревает в психике меланхолика в качестве идеи. Реализовать идею в поступке ему трудно. Иными словами, процесс анализа, т.е. фазы 1-4 и 5, протекают у меланхолика успешно, но ему очень сложно выйти в 6 фазу – осуществление творческого акта. Воспитание актерских способностей у меланхолика без достаточно высокой мотивировки и силы воли практически невозможно. Но можно ожидать успехов у меланхоликов на поприще режиссуры. Считается, что в актёры меланхолики не годятся из-за того, что обладают слабой нервной системой, а актерская профессия связана с огромными нервными перегрузками. Специалисты кафедры психологии Петербургского института театра, музыки, кино доказали, что при условии укрепления нервной системы меланхолики могут добиться значительных результатов и в актерской деятельности. Глубина переживаний, глубокая впечатлительность, скупая внешняя выразительность – это замечательные качества актера современного театра, и именно ими обладает меланхолик, и если он сумеет укрепить свою нервную систему, то успех его ждет и на поприще актерской деятельности. Благоприятные профессиональные направления работы: педагог, деятель искусств, художник, композитор, писатель, ветеринар, агроном.2)Холерик – это сильная эмоциональная реакция, повышенная впечатлительность, возбудимость. Всё это находит выход в активной физической деятельности, направленной на объект. Для холерика очень характерно, что он сначала делает, а потом думает. Его стиль поиска – методом проб и ошибок. В отношении фаз творческого процесса – наиболее продуктивно проходит первая фаза; получив сильное возбуждение, холерик сразу стремится к 6-й фазе – творческому акту, пропуская все предшествующие (2,3,4,5 фазы), он торопится воплотить, не обдумав. Холерика необходимо сдерживать и направлять его внимание на развитие способности самостоятельного анализа своих действий. Холерики по своей природной организации наиболее близки к актерской деятельности. Но при болезненном, легко уязвимом самолюбии они могут озлобиться, в них может умереть творческая инициатива (если педагог или режиссер не понимает природы темперамента и не обладает педагогическим тактом). Благоприятными сферами развития, помимо актерского направления можно считать: водитель, летчик, репортер, журналист, дипломат, хирург, предприниматель, режиссер, следователь. 3)Флегматик владеет способностью трезвого анализа. Он приступает к работе не спеша, с раскачкой, готовится долго и обстоятельно, не проявляя при этом никаких внешних признаков, но зато ничего не упускает из виду. Стиль его работы можно охарактеризовать так: он не стремится сделать больше и лучше, чем требуется. Он предпочитает реже менять цели, проявляя упорство и настойчивость. Флегматика нельзя подгонять. Ускорить его темпоритм можно, помогая и подбадривая, но не опекая. Критерием его деятельности является не количество, а качество. Благоприятные направления работы для самореализации личности - врач-терапевт, главный бухгалтер, научный сотрудник, экономист, программист, повар, работник музея, архивариус, библиотекарь. Также ему легко добиться карьеры профессора физики или математики.4)Сангвиник предрасположен к живой подвижной деятельности, но их доля в общей массе еще более мала. Сангвинику свойственно работать не по необходимости, а ради достижения желаемой цели. Сангвиники несамостоятельны. Они нуждаются в постоянном руководстве, чтобы их деятельность была продуктивной. А продуктивность будет зависеть от подстановки новой цели, каждая из которых позволяла бы довести творческую деятельность до конца. Иными словами, режиссеру-педагогу необходимо при работе с актером-сангвиником предлагать ему всё новые манки, соблюдая логику и последовательность, увлекательность и направленность цели. Направления работы для самореализации: психолог, директор предприятия, менеджер среднего или высшего звена, учитель, организатор мероприятий, военный, диспетчер. При исследовании литературных источников, научных исследований нами выявлен наиболее предрасположенный тип темперамента на роль будущего актёра – меланхолик.1.4. Принципы построения занятий по актерскому мастерству с учётом особенностей типа темперамента учащегося1.4.1. Индивидуальные уроки с учащимся курса актерского мастерства с учетом особенностей темпераментаДля достижения развития высокого уровня актерских способностей педагогу при проведении индивидуальных занятий, необходимо учитывать особенности, в том числе и темперамент каждого учащегося. Нами были выделены следующие рекомендации в работе с учащимися -1.Меланхолик. В работе с меланхоликом необходимы постоянная эмоциональная поддержка (похвала, дополнительная мотивация, тактильный контакт), регулярный отдых. Нужно учащегося знакомить со структурой предстоящего занятия. Нельзя говорить резко, с иронией и насмешкой, ему следует оказывать особое, но ненавязчивое внимание. Полезно подчеркнуть те моменты в работе, в которых такой учащийся был решительным, инициативным. Важно иметь во время занятий хорошие отношения между педагогом и учащимся, спокойную обстановку и отсутствие конфликтов. Нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность или строгость, наказывать – все эти меры вызовут слезы, замкнутость, повышенную тревожность и другие нежелательные реакции. Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку. Очень важно помочь преодолеть робость, неуверенность в себе, излишнюю тревожность. Следует поддерживать положительные эмоции этих детей. На занятиях должно присутствовать наименьшее количество раздражителей. Постепенно необходимо провоцировать спонтанность в ребенке, предлагая резкую смену деятельности ставя перед ним новые задачи. Требует длительного изучения и многоразового повторения материала и инструкций. Необходимо часто задавать вопросы и создавать спокойную обстановку при ответе. Ребенком данного типа картина окружающего воспринимается целостно, то есть нужно проговаривать результат и этапы работы.В работе с ребенком-меланхоликом могут возникнуть проблемы в области словесного действия, использования мимики и жестов.2)Холерик. Начинайте занятие с правил поведения на уроке. В работе следует быть сдержанным, не допускать резкого тона, плавность и медлительность в речи. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутки, юмор.Указания на ошибки ребенка (конечно, не постоянная критика) активизируют, заставляют стремиться к более высокому качеству работы. Периодически вместо замечаний следует давать задания, которые позволили бы исправить допущенную оплошность. В работе с данным типом темперамента рекомендуется постоянно прояснять конечную цель в работе, просить проводить анализ ситуации. Формируйте увеличение концентрации внимания, предлагая прочесть самостоятельно изучаемый текст и попросив в дальнейшем пересказать его смысл своими словами. Назначайте его инициатором, предлагая ему простроить план работы урока. Приучайте доводить до конца начатое дело. В ситуации отказа - строго и последовательно контролируйте дальнейшие поступки и действия ребенка. Необходимо акцентировать внимание на высоких результатах холерика. Привлекайте выплеск эмоций и активности в виде физических нагрузок. Старайтесь направить активность холерика в положительное русло. В работе с ребенком-холериком могут возникнуть проблемы в области: лентовидение, сопереживание герою.3)Флегматик. Из-за низкого уровня психической активности таких детей, не следует требовать от ребенка быстроты темпа работы. Избегайте всего того, что связано со словом «быстро». Об ускорении темпа обучения можно думать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами. Но, если ребенок самостоятельно инициирует скорость выполнения задания, важно похвалить такого ребенка за проявление этих качеств. Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное достижение результата за определенный промежуток времени. Использовать на занятиях иногда будильник или песочные часы – учить закончить дело в срок. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать резко. Необходимо одновременно ставить нескольких целей, т.к. смена цели для него является стрессом. Флегматики медлительны, имеют медленно нарастающую, но длительную и глубокую реакцию на ситуацию; чувства бурные, мыслят медленно, но основательно. Работоспособны, но им необходимо длительное время, чтобы вработаться. Неинициативны, повторяют ошибки, воспроизводят старые способы решения задачи. Давать задание флегматику лучше в письменном виде; если же задание формулируется устно, необходимо длительно и неоднократно проговорить, поскольку понимание и усвоение нового материала и новой информации у флегматика замедленные, но зато глубокие и основательные. Флегматик незаменим в стрессовых ситуациях. Когда другие поддаются панике или отчаянию, флегматики способны неторопливо и без паники проанализировать ситуацию и выбрать правильную стратегию поведения.В работе с ребенком-флегматиком могут возникнуть проблемы в области - лентовидение, образ, словесное действие, использование жестов и мимики.4)Сангвиник. Необходимо учить удерживать внимание с помощью игры «Найди отличия», «Мемо», «Тетрис», чтения книг, просмотра фильмов, отгадывания ребусов. Частая смена деятельностей должна контролироваться правилами. У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца, серьезное отношение к учебе, труду, другим людям. Важно формировать у ребёнка устойчивые интересы, не допускать частой смены деятельности, учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения. Предостеречь их от переоценки себя и своих возможностей. Сангвинику нельзя давать долгое время "застаиваться", его надо нагружать делами: когда он занят и погружен в деятельность, у него хорошее настроение и оптимальный тонус. Для эффективной работы ребенка-сангвиника, надо непрерывно ставить перед ним новые и интересные задачи - он будет все время сосредоточен и напряжен, при этом желательны систематический контроль и проверка. Необходимо, чтобы начатое дело доводилось до конца и с хорошим качеством (не разрешать заниматься другим делом, если не выполнено первое). Небрежно выполненную работу предложить выполнить заново, показать ребёнку конечный результат добросовестных действий. В работе с ребенком-сангвиником могут возникнуть проблемы в области - лентовидение, образ, словесное действие, сопереживание герою.1.4.2. Групповые уроки с учащимся курса актерского мастерства с учетом особенностей темпераментаПри групповой работе с учащимися эффективными являются актёрские тренинги на различные задачи. При проведении тренингов необходимо всеми участниками соблюдать ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИНГА.
  • Правило мобильного молчания.
  • Правило одного микрофона.
  • Правило конструктивных сообщений.
  • Правило всеобщей активности.
  • Правило чуткости к себе и окружающим.
  • Правило организованной коммуникации.
  • Соблюдение дисциплины.
  • Неукоснительное соблюдение контроля времени.
  • Все что происходит на тренинге остается на тренинге.
  • Свое мнение во время рефлексии должен высказывать каждый участник тренинга.
  • Для развития актёрских способностей учащихся, учитывая особенности типов темперамента личности, мы рекомендуем актёрские тренинги на следующие задачи -1)Для меланхолика --На развитие партнёрства-На повышение уверенности в себе-На реакцию-На развитие мимики и жестов-На мотивацию2)Для холериков --На раскрепощение-На внимание-На темпоритм -На смену настроения-На проработку последовательности действий-Работа с этюдами3)Для флегматиков --На жесты и мимику-На раскрепощение-На инициативу-На быструю смену деятельности и внимания4)Для сангвиников --На взаимоотношения с партнером-На эмоциональную проработку-На внимание-На мотивацию-На словесное действие-Работа с этюдамиЗаключениеТемперамент характеризует динамику психических процессов и состояний личности по определенным признакам – сенситивности, реактивности, активности и их соотношения, темпа реакции, пластичности и ригидности, экстраверсии и интроверсии. Эти свойства в их сложном взаимодействии прослеживаются в каждом типе темперамента, но о типе темперамента судят по наиболее ярко выраженным признакам. Различие людей по темпераменту определенным образом проявляется в их деятельности. Однако люди с любым типом темперамента могут достигать значительных успехов в различных сферах деятельности. Для достижения успехов в деятельности важно, чтобы человек владел своим темпераментом, умел приспособить его к условиям и требованиям деятельности, опираясь на его сильные свойства и компенсируя слабые. В данной работе были рассмотрены методы диагностики типов темперамента и способы компенсации слабых сторон темперамента. Из данного исследования можно сделать вывод, что холерик и меланхолик являются типами, подходящими для деятельности актера. Но личностный мотивационный уровень в данном случае также играет большую роль для получения высоких результатов деятельности. Учителю необходимы глубокие знания организации личности, методик диагностики, коррекционных техник. От мастерства учителя зависит осмысление и выбор правильного дальнейшего направления работы. Методические рекомендации предоставляют возможность избежать стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания комфортного обучения в рамках усвоения курса по актерскому мастерству.Эффективной формой работы является как групповой, так и индивидуальный вариант работы. Они влияют на разные сферы личности ребенка и оказывают влияние на возникновение положительной мотивации на успешное обучение.Список литературы:
  • Аверин В.А. Психология личности. - М.: Издательство Михайлова В.А., 2001. - 192 с.
  • Агаркова Е.В., Губарева Л.И., Колодийчук Е.В., Ермолова Л.С. Зависимость уровня агрессии и враждебности от типа темперамента и свойств нервной системы // Медицинский вестник Северного Кавказа – 2014. – Т.9, №1. – С. 38-42.
  • Левченко Ю.Н. Классификация типов темперамента Гиппократа. - URL: .
  • Мерлин В.С. Некоторые принципы психологической характеристики свойств темперамента. - Пермь, 1982. - С. 3-22
  • Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: МПСИ, 2009. - 256 с.
  • Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2009. - 672 с.
  • Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. - № 11. С.19-33.
  • Столяренко Л.Да. Основы психологии: Практикум / Л.Д.Столяренко.-3-е изд., переаб. и доп. остов-на-Дону: Феникс, 2002.-704с.
  • Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 1982. - 228 с.
  • Фетисова А.Л. Воронкова А.В. Взаимосвязь типа темперамента с морфологическими и функциональными изменениями зубочелюстной системы // Актуальні проблеми сучасної медицини: Вісник української медичної стоматологічної академії. – 2010. – Т.10, №1. – С. 177-179.
  • Sievert, Martin; Zwir, Igor; Cloninger, Kevin M.; Lester, Nigel; Rozsa, Sandor; and Cloninger, C. Robert, "The influence of temperament and character profiles on specialty choice and well-being in medical residents." PeerJ.4,. e2319. -2016.
  • Uher J. Personality Psychology: Lexical Approaches, Assessment Methods, and Trait Concepts Reveal Only Half of the Story—why it is Time for a Paradigm Shift // Integer Psychology Behave Sci. – 2013. Vol.47. №1. – P.1–55.