Публикации Управление деятельностью учащихся через систему оценки знаний

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Управление деятельностью учащихся через систему оценки знаний
Автор: Журавина Нина Васильевна

Управление деятельностью учащихся через систему оценки знаний Анализ педагогической деятельности , диагностики учащихся .мониторинг результативности учебного процесса привели меня к осознанию несовершенства существующей традиционной системы оценки знаний и видение в ней причины дисконфортности учащихся и отсутствия самоорганизации учебной деятельностью у школьников.На одном из методических объединений школы администрацией были предложены к рассмотрению новые технологии управления деятельностью учащихся .такие как Монахова, Симонова, Беспалько, Макарова. Изучив основные положения этих технологий ,я пришла к выводу , что для решения моих проблем можно применить в учебном процессе технологию Гузеева , которая позволяет использовать рейтинговую систему оценки знаний Данная технология на мой взгляд имеет ряд преимуществ:1.она позволяет более объективно оценить качество знаний .умений .навыков учащихся;2.формирует ученика как личность способную к самоорганизации. Самоконтролю своей учебной деятельности43.позволяет создать условия для сотрудничества ученика и учителя; 4.создать механизм защиты прав и взаимоотношений ученика и учителя. Использую я эту технологию на уроках географии в 9 классе ,т.к. класс этот наиболее подготовлен для осознания необходимости перехода на новую форму учета успеваемости:1это выпускной класс основной школы; 2.у большинства учащихся наблюдается неудовлетворенность в традиционной системе оценки; 3 разный уровень обученности ; 4.стремление к осознанному выбору экзаменов и подготовка к профильному и индивидуальному обучению. Для использования рейтинговой системы контроля и знаний и умений учащихся необходимо было прежде всего составить список предлагаемых форм контроля, превратить этот список в рейтинговую шкалу. присудив каждому виду контроля свой коэффициент .По такому принципу был составлен ранжированный список тематического учета знаний и умений При этом оценочные баллы при проведении различных видов и форм контроля за учебной деятельностью учащихся сохранились с учетом тех критериев выставления оценки . которые существуют.Данная система контроля требовала нового подхода к составлению тематического планирования , где наряду с выделенными разделами как 1.название темы;2.количество часов, отводимых на тему;3.поурочная разбивка и срок проведения уроков необходимо было отразить 4.виды и формы контроля за учебным процессом:5.определить рейтинг для каждой формы контроля с учетом ранжированного списка.Таким образом, была составлена технологическая карта контроля за учебной деятельностью учащихся.На первом вводном уроке в начале года учащиеся были ознакомлены с основными положениями данной системы учета за результативностью их учебной деятельности ,объяснена технология расчета оценки успеваемости за четверть. С использованием существующей формулыРКУ= S*(O*k)/S*r, где РКУ ейтинговый коэффициент ученика, О -оценка, К -рейтинговый коэффициент формы контроля.Если результат коэффициента соответствует параметрам:4,49-5-оценка «5»3,49-4.48-оценка «4»2,49-3.48-оценка «3»1.49-2.48-оценка «2» Для того .чтобы ученики могли оценивать себя сами ю определить свою учебную деятельность. Они должны заранее знать, что. когда и в какой форме будет осуществляться контроль со стороны учителя .Поэтому в начале изучения каждой темы им предлагается и согласовывается с ними технологическая карта ученика . где определяется:1.Виды и формы контроля;2.рейтинговый коэффициент;3.сроки проведения контроля;4.минимальный объем знаний и умений , который контролируется.В конце каждой темы на уроках коррекции ученики подсчитывают общий балл, набранный в ходе изучения данной темы.. сравнивают свой результат с показателями других учеников . подсчитывают итоговую оценку. Сопоставляют с оценкой учителя.Эти действия позволяют снять напряжения в ходе учебного процесса у учеников исчезает недоверие в выставленной оценки учителя. В течении четверти учащиеся могут улучшить свой рейтинг и . следовательно. Оценку, ликвидировать проблемы в результате индивидуальной работы. Для этого ученики используют консультативные дни по предмету. Результаты рейтингового контроля заносятся в классный журнал. По всем изученным темам у каждого ученика стоят рейтинговая оценка . занесенная в графу . название которой соответствует форме тематического контроля. При таком учете знаний ученик и родители имеют ясную картину учебной деятельности , а не простой среднеарифметический балл.Каждый ученик при таком контроле может сориентироваться и представить себе собственное положение , после чего принять какое –то решение. Это позволяет ученику управлять своим учебным процессом . Результаты в управлении деятельности учащихся через новую систему оценки знаний отслеживались по согласованному с администрацией мониторингу. Модель организации мониторинга включает в себя:1.цель инновационной деятельности;2.имеющий результат;3.прогнозируемый результат;4.по каким критериям и показателям будет отслеживаться деятельность45.как будет отслеживаться;6.кем?7.когда?Цель нововведении:1.объективное выставление оценки;2.переход на субъект –субъектные отношение3.амоанализ учащихся своей деятельности;4.адаптация учащихся в современном процессе обучения;5.отношение к достигнутому результату;6 самоорганизацияКритерии и показателиКак отслеживается?1.технологическая карта контроля;2.ранжированный список тематического учета знаний и умений;3.сводная ведомость успеваемости;4.Классный журнал;Кем?1.учитель-организация учебного процесса . оформление документации;2.ученик-анализ результатов своей учебной деятельности, вычисление своей оценки;3 завуч-контроль за инновационной деятельностью.Когда?Каждую четвертьАнализ промежуточных результатов показал. Что данная система оценки знаний позволяет совершенствовать управление учебным процессом учителем и учебной деятельностью учениками. Ранжированный список тематического учета знаний и умений (прил.1)Технологическая карта контроля .Литература1.Опыт системного анализа современных педагогических систем. Журнал «Школьные технологии»№6,20102.ГузеевВ.В.Как построить рейтинговую систему оценок. Журнал «Школьные технологии»№6,20103.Семенов В.А. Управление познавательными поступками учеников на них персональных маршрутах в пространстве дидактических событий.5.СимоновВ.П. Концепция оценки обученности , Москва . 2011