Публикации "Коррекционно-составляющая занятия".

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Коррекционно-составляющая занятия".
Автор: Ракина Ирина Владимировна

МБОУ Школа №19 города ЕльцаАвтор: учитель-дефектолог Ракина И.В. «Коррекционно-составляющая занятия».Вопрос о работе с умственно отсталыми детьми всегда был одним изосновных и главных в истории коррекционной педагогики. Современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что включение ребёнка с нарушением интеллекта в процессе обучения возможно и необходимо при обеспечении определённых условий для раскрытия потенциальных возможностей психического, физического, эмоционального и социального развития. Категория детей с интеллектуальной недостаточностью довольноразнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспитания.Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий),способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья или любых детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации.Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основномуобразовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Коррекционное занятие - основная форма организации учебно - коррекционной работы в учреждении. [2]Коррекционно - развивающее занятие - это наиболее традиционная форма общения взрослого и ребенка, в ходе которого решаются различные задачи по формированию способов познания мира ребенка и коррекции его недостатков.Принципы проведения коррекционно-развивающей работы:Коррекционно-развивающая работа с детьми, являясь практической областью, должна опираться на глубокое понимание предмета, а также иметь под собой методологические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы (от латинского – начало, основа) – исходные положения, определяющие построение программы работы и мировоззрение специалистов:Гуманизма – веры в возможности ребенка, субъектного, позитивного.Применение принципа гуманизма неизбежно требует разворачивания впрактике работы творческого позитивного подхода. Если мы действительнопризнаем уникальность и неповторимость каждой личности, значит, не может быть универсальных форм и способов работы по ее развитию и коррекции. Реализация гуманистического подхода предполагает поиск позитивного созидающего начала – ресурсов для преодоления возникших трудностей и проблем, сохранения веры в положительные качества и силы человека. Говоря о реализации принципа в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, важно не подменять гуманизм жалостью, за которой скрывается неверие в позитивные силы и качества. Гуманизм, основанный на вере в позитивные силы и возможности человека, предполагает прежде всего субъект – субъектный, позитивный подход при проведении коррекционно- развивающей работы.Принцип системного подхода – предполагает понимание человекакак целостной системы. Он особенно эффективен при анализе изменений вповедении и развитии человека, так как требует изучение всех подсистемчеловека и их взаимосвязей, взаимообусловленности и взаиморазвития. Всоответствии с принципом системности организация коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками, имеющими трудности в развитии, должна опираться на компенсаторные силы и возможности ребенка.Принцип реальности – предполагает, прежде всего учет реальныхвозможностей ребенка и ситуации. А это значит, что коррекционно-развивающая работа должна опираться на комплексное, всестороннее и глубокое изучение личности ребенка.Следует специально отметить, что реалистичность – не самоцель, а условие успешной адаптации и развития. Фантазии, являясь важной ресурсной основой жизни ребенка и подростка, не должны становится основными механизмами планирования и оценки собственных перспектив. Специалисту, проводящему коррекционно-развивающую работу, важно помочь ребенкупринять себя таким, какой он есть, отделить реальные возможности от “фантазийных”, идеальных установок.Принцип деятельностного подхода предполагает, прежде всего,опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности,свойственный возрасту, а также его целенаправленное формирование, так кактолько в деятельности происходит развитие и формирование ребенка. Принарушениях развития деятельность, свойственная тому или иному возрасту,может формироваться с опозданием и не в полном объеме, ограничивая темсамым возрастное развитие ребенка.Принцип индивидуально-дифференцированного подходапредполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающейработы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целейработы, позиции и возможностей специалистов. Даже при использованиигрупповых форм работы коррекционно- развивающие воздействия должныбыть направлены на каждого отдельного ребенка, учитывать его состояние вкаждый данный момент, проводится в соответствии с его индивидуальнымтемпом развития.Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействию развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.Достижение этой цели возможно лишь в том случае, если конкретные задачикоррекционно-развивающей работы определяются с учетом возрастных особенностей детей и особенностей, связанных с характером нарушения онтогенеза. В связи с этим обозначим некоторые моменты, значимые для определения задач коррекционно-развивающей деятельности:Коррекционное воздействие необходимо строить так, чтобы оно соответствовало основным линиям развития в данный возрастной период, опиралось на свойственные данному возрасту особенности и достижения.Коррекция должна быть направлена на доразвитие и исправление, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являютсяосновой для развития в следующий возрастной период.Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства.Коррекционно-развивающая работа должна способствовать формированию предпосылок для благополучного развития на следующем возрастном этапе.Коррекционно-развивающая помощь должна начинаться как можно раньше.Коррекционно-развивающая работа должна быть направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. [1]Основные направления, наиболее часто встречающиеся в практикепри работе с детьми.Оздоровительное направление.Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физическогоблагополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка, приводит к астенизации. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий, ведение рационального режима дня, создание оптимального режима дня и т. д.Развитие и коррекция сенсорной и моторной сферы.Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми, отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.Развитие и коррекция познавательной деятельности.Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психическихпроцессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и используемой в практике педагогов и психологов.Развитие и коррекция эмоциональной сферы.Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений –традиционное направление работы психолога. Повышение эмоциональнойкомпетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного развития.Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т.п. [3]Формирование видов деятельности.Свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивныхвидов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу поформированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности приобучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическоевоздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций,умений и навыков.Структура коррекционно-развивающего занятия.Коррекционно-развивающее занятие включает в себя следующиеэлементы:Ритуал приветствия.Разминка.Рефлексия прошлого занятия (если это необходимо).Основное содержание занятие (проведение игр, упражнений)Рефлексия прошедшего занятия.Ритуал прощания.1. Ритуал приветствия-прощания является важным моментом работыс группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу групповогодоверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Для детей младшего возраста ритуал задается педагогом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первомзанятии и задача педагога – неукоснительно выполнять его на каждом занятии, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.2. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями, если есть необходимость изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять настроение, другие, напротив направлены на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения.3. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задачданного развивающего или психокоррекционного комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и наразвитие познавательных процессов, и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому. Что касается количества игр и упражнений основного содержания занятия, то их должно быть немного, 2-4 игры или упражнения.4. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия вдвух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо,было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами илис помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу.Направления работы на коррекционном занятии определяются с учетом квалификационных характеристик детей с особенностями в развитии. При организации коррекционно-развивающих занятий рекомендуется помнить, что любое коррекционно-развивающее занятие должно представлять собой комплекс, включающий не только задания на развитие и коррекцию познавательных и эмоционально-волевых процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков и т.д. Для повышения эффективности занятий необходимо использованиеигровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент, возможно введение системы штрафов и поощрений. Этот принцип является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом - «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался и т.д.), которые получает ребенок.•Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с умственно отсталыми детьми, так как это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.•Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал - покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчик, или появление какой-либоигрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания.Определив тему и цели занятия, педагог моделирует формы общения, отбирает методы и приемы, определяет формат содержание занятия.Что важно не упустить на этом этапе планирования занятия?Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность,умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Используются такие приемы, как показ, сопровождение словесным объяснением, показ без инструкции, словесное объяснение без показа.Во - первых, отобрать, придумать коррекционные упражнения, которые решали поставленную коррекционную задачу и определить их место в структуре занятия. Лучше всего это делать на «Организационном моменте» так как тогда дети сразу настраиваются на «нужную волну» и создается определенный эмоциональный контакт.Всегда возникает вопрос: «Как придумывать эти коррекционные упражнения и отчего они зависят?»Зависят они то того, какие анализаторы ребенка у вас будут задействованымаксимально, то есть через какой канал «потечет» информация: зрительный,слуховой, двигательный и др. Бесспорно, что они будут задействованы в занятии, но какой - то из них будет работать больше всех, вот его и надо «прочищать», то есть корригировать.Другими словами, корригируется доминантный (на данном занятии) анализатор.Например:1. Занятие по лепке «Мишка».Основные действия будут связаны с руками, поэтому коррекционная цельзанятие «Коррекция мелкой моторики рук на основе упражнений в скоординированных движения пальцев рук» Упражнение - переложить из одного блюдечка в другое несколько предметов (3-5 фасолин, гороха, и т.д.).2.Домашние животные. Тема занятия «Кошка и собака».Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в соотнесении.Упражнение на развитие зрительного восприятия.Детям предлагается выделить и показать среди стоящих на столе игрушек,заданную игрушку. Предлагаемая инструкция: покажи собаку карандашом.Покажи рукой кошку.Дети рассматривают плоскостные изображения животных на доске, узнают и выделяют заданных животных. По инструкции подкладывают к игрушке собаки и кошки изображение с доски.3. Тема: "Растения зимой: хвойные растения»Цель: коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.Упражнение по коррекции зрительного восприятия: назвать предметы, изображенные на доске.Учитель рисует на доске контуры растений, которые наложены друг надруга. Ученики смотрят 10 секунд на этот рисунок. Затем учитель закрываетизображение, и дети должны назвать предметы, которые они увидели.Упражнение повторяется 2-3 раза. [1]Список литературы:
  • Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. - 1995г. - №5 - с.30
  • Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. - 1994г. - №1 - с.11
  • Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. - Москва, Просвещение, 1967г.