Публикации Современные методы обучения основам безопасности жизнедеятельности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современные методы обучения основам безопасности жизнедеятельности
Автор: Костяков Олег Степанович

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОБЖ В КОНТЕКСТЕ СМЕНЫ ПАРАДИГМ ОБУЧЕНИЯСовременные тенденции развития системы образования требуютстроить модель деятельности преподавателя в многовариантномобразовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективностьреализации педагогом социального заказа - подготовки граждан, способных кбезопасным действиям в различных ситуациях.Главным критерием оценки педагогических технологий является ееэффективность и результативность. Современные педтехнологии - инструментарии достижения целей, которые предопределяют использование активности самих учащихся. Опыт работы с детьми свидетельствует о настоятельной необходимости применения таких педагогических технологий, которые повышает активность учащихся, учат их лучшему восприятию и запоминанию информации по предмету ОБЖ, решению жизненных проблем, а процесс обучения делает непринужденным и комфортным.Основой таких технологий должны стать активные способы обучения итехнология деятельностного метода, которая предусматривает смену целейурока: уход от триединой цели к двум новым целям: СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ИДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ. Их главная задача – создание условий для определения самими учащимися уровня освоения нового материала, выработки навыков самоконтроля в реальных ситуациях.Предмет ОБЖ – это целая образовательная область, в которой существует связь со многими другими дисциплинами. Использование в рамках данного предмета межпредметных связей позволяет реализовывать образовательную, воспитательную и развивающую функцию обучения, обеспечивая тем самым личностные, метапредметные предметные результаты обучения. Требования к личностным результатам освоения программы по ОБЖдолжны отражать:1) формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;2) формирование основ национальных ценностей российского общества;3) становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;4) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;6) овладение навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.Метапредметные результаты обучения по ОБЖ выражается в способности обучающихся научиться гибкому подходу и самостоятельности при решении проблем. В частности:• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебнойдеятельности, поиска средств ее осуществления;• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. В итоге происходит развитие универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных) и развитие основных компетенций учащихся:1. приобретения и интеграции знаний2. сотрудничество3. коммуникации4. решение проблем5. использование икт для обучения6. саморегуляции и самоорганизации7. личностный смысл учения и начальная форма рефлексии8. ценностные установкиПри подготовке к урокам ОБЖ подробнее следует остановиться именно на развитии ценностных установок:
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувствагордости за свою Родину, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,наличие мотивации к работе на результат, бережному отношению кматериальным и духовным ценностям.
  • Современные методы обучения, применяемые в ОБЖ, предполагают единый комплекс с темами и разделами внутри учебной дисциплины ОБЖ, которые развивают широту мышления учащихся и воспитывают духовно богатую личность.