Публикации
Занятие по речевому развитию в старшей группе на тему: «На помощь к жителям сказочного леса»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по речевому развитию в старшей группе на тему: «На помощь к жителям сказочного леса»
Автор: Гатауллина Альбина Аслямовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по речевому развитию в старшей группе на тему: «На помощь к жителям сказочного леса»
Автор: Гатауллина Альбина Аслямовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида №35»Маленькая страна» Конспект занятия по речевому развитию в старшей группена тему: «На помощь к жителям сказочного леса»Подготовили:Воспитатели МБДОУ №35 «Маленькая страна»Гатауллина А.А.Лебедева И.М.г. Альметьевск2017Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему «На помощь к жителям сказочного леса»Цель: развитие всех компонентов устной речи.Воспитательные задачи: воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку и его грамматическому строю, формировать критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.Развивающие задачи: развивать умение образовывать существительные с уменьшительными суффиксами, расширять запасы антонимов, формировать умение употреблять слова подходящие к ситуации, развивать связную речь.Образовательные задачи: формировать умение связно, последовательно и выразительно воспроизводить текст без помощи взрослого, интонационно передавать диалоги действующих лиц, давать характеристики зверям.Образовательная область: речевое развитие.Интегрированные образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Методы и приёмыМетоды: наглядные, словесные, игровые, практические.Приёмы: художественное слово, дидактические игры, словесные игры, ИКТ, сюрпризный момент, вопросы, рассматривание картин, беседа, инсценировка, поощрение.Наглядные средства обучения: сюжетные картинки «Весна», слайды «Звери», «Звери и их детеныши», «Лесные жители», «Бурый медведь», «Анимационные картинки с медведем».Словарная работа: Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением. Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний. Упражнять в суффиксальном образовании слов. Закрепить умение называть прилагательные и глаголы к существительным. Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос. Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о весне, беседы о явлениях природы весной, о лесных зверях, о поведении в лесу, подбор картинок для игры, разработка интерактивных игр, подбор слайдов.Ход занятия: Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте с ними поздороваемся. Воспитатель: Ребята, сегодня утром почтальон принес нам телеграмму. "Здравствуйте, дорогие ребята! Поздравляем вас с наступлением весны! Все звери нашего Сказочного леса готовятся праздновать приход весны. На большой поляне будет чаепитие. Каждый принесет угощение. Белки – орешки, ежи – яблоки, лоси – грибы, зайцы – морковку. А меда у нас, видимо, не будет. Мишка не просыпается от зимней спячки. Как его разбудить мы не знаем. Помогите, подскажите. Ждем вас!»Воспитатель: Ребята, нужно помочь зверям Сказочного леса. Но прежде чем, мы отправимся в Сказочный лес, давайте вспомним, какие звери обитают в лесу? Интерактивная игра « Звери и их детеныши».Задание «Угадай по описанию».- лесной зверь, она маленькая, запасает орехи на зиму, (белка)- лесной зверь, он большой, у него густая серая шерсть, его называют «санитаром леса», (волк) - Лесной зверь, он маленький, у него мягкая пушистая шерсть, он быстро бегает и скачет (заяц) - Лесной зверь, она большая, шерсть пушистая, рыжая, охотится на мышей и других лесных жителей (лиса)- Лесной зверь, он большой летом гуляет, любит ягоды и мед, зимой спит (медведь).- Лесной зверь, он маленький, колючий грибы, ягоды собирает (еж).Воспитатель: Ребята, Зверей мы назвали, а теперь назовите их детенышей (если называем правильно – хлопок)- бельчонок;- волчонок;- зайчонок;- лесенок; -медвежонок;- ежонок.Воспитатель: Молодцы, ребята, но нам нужно отправляться в дорогу. Давайте, вспомним правила поведения в лесу.Презентация «Правила поведения в лесу» (должны быть про весенний лес)Ребенок 1: Гнездо на ветке-Птичий домВчера птенец родился в нем.Ты птичий дом не разоряй.Ине кому не позволяй.Ребенок 2: Стоят деревья – великаныИх не жалеют хулиганыИ режут острыми ножамиСлова на дереве – « на память!»Но так жестоко поступатьНельзя деревья обижать!Пускай они в лесу растутДобро и красоту несут…Ребенок 3: Чтоб было по лесу приятно гулятьНе надо бутылки и мусор бросать,Если лес не беречь, он погибнетИ беда всех людей настигнет!Ребенок 4: У леса музыка свояЕё послушайте друзья!Вот птичьи трели раздались,Вот белка скачет вверх и вниз,По ветке дятел застучал…Как много звуков тут и там!В лесу не нужен шум и гам!Нельзя шуметь, галдеть, кричатьИ громко музыку включать!Ребенок5: Нас деревья всех пород, весь большой лесной народ!Учат нас беречь планету – ведь другой, похожей, нету! Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете, как нужно себя вести в лесу. А теперь нужно спешить, подойдите ко мне. (Дети подходят к воспитателю). - Для этого нужно закрыть глаза, повернуться и сказать: «Раз, два, три повернись, в сказочном лесу очутись».Воспитатель: Вот мы и очутились в Сказочном лесу. Интерактивная игра «Природные изменения в весеннем лесу». Составление рассказа по картинкам. Воспитатель: Ребята давайте составим рассказ о весне и назовем признаки весны.Ребята, давайте составим рассказ «Весна в лесу» с помощью картинок. Я начинаю рассказ, а вы заканчиваете. Наступила… (весна). Ярко светит … (солнце). В лесу тает снег, бегут… (ручейки). Появляются проталины, распускаются… (подснежники). На деревьях набухают… (почки). Возвращаются…(птицы) с юга) (грачи, скворцы, стрижи, соловьи – уточнить?). Весной просыпаются…(медведь и еж). Белка и заяц меняют… (шубки). Весной у диких животных появляются…(детеныши). Хорошо весной!Воспитатель: Красивый рассказ о весеннем лесе у нас получился.Воспитатель: Ребята, но нам нужно торопиться в дорогу, давайте спросим у ёлочки, как найти дорогу к берлоге к Мишке.Подходят к Ели - здороваются. Здравствуй, елочка.Ребенок: Ёлка летом просто ёлка: Тронешь ветку – пальцам колко,Паутиной ствол обвит, Мухомор внизу стоит.Вот когда зима придет, Ёлка будто оживет:На морозе распушится, Под ветрами распрямится,Вовсе не колючая, Как цветок пахучаяПахнет не росой, а медом, Ёлка пахнет Новым годом!Подходят к Ели - здороваются. Здравствуй, елочка. Скажи нам, пожалуйста, как пройти к Мишке?Елочка: Я помогу вам, только поиграйте со мной. У меня есть и сюрприз. (Выносит корзину для игры).Воспитатель: Игра называется «Колкие иголки», взяли в руки мячики и повторяем за елочкой (Дети катают мяч между ладонями, сначала медленно, затем быстрее). У сосны, у пихты, елкиОчень колкие иголки,Но еще сильнее, чем ельник,Вас уколет можжевельник.Елочка: Мне очень понравилась с вами играть. Возьмите клубок и он укажет вам дорогу. (Дает детям клубок). Дети: (благодарят елочку). Спасибо елочка.Воспитатель: Идем по дорожке. Ребята, а кто это там так громко спорит? Давайте у них спросим дорогу!Мини сценка: Это моя шишка, нет, это моя шишка.Воспитатель: Здравствуйте! Вы кто?Алиса: Просто так мы Вам не скажем, мы загадкой Вам подскажем!Белочки читают загадку.Ребенок1: Кто по елкам ловко скачетИ взлетает на дубы?Ребенок2: Кто в дупле орешки прячетСушит на зиму грибы? (ответы детей).Ребенок1 читает стихотворение про белочку.Запасы летом соберу,Потом в дупло я их сложу,Орехи, ягоды, грибы –Пойдет всё белке для еды.Воспитатель: Белочки, а не хотите с нами поиграть? Игра называется «Скажи наоборот» я буду называть слово, а тот, кому я передам клубок, называет слово, наоборот, в обратном значении.Дидактическая игра «Скажи наоборот» зима – летоосень- веснадень – ночьхолодно – теплосолнечно – пасмурноснег – дождьвысоко – низкосветло – темнозвенит – журчитветрено – безветренноВоспитатель: Молодцы, ребята, мы выполнили и это задание. Белочки, мы к Мишке в гости идем. Вы хотите пойти с нами?Белочки: Хотим.Воспитатель: Ой, ребята, а здесь Ежик! Давайте попросим его дорогу показать к Мишутке. Ёжик: Я колючий, ну и что ж? Я не мячик, я же еж!Если уколю, не плачь! Я ведь ежик, а не мяч! (после каждого предложения произносит звук ф) Ежик: Помогите мне справиться с язычком, и я вам обязательно помогу. (Ежик непонятно говорит, ему нужно показать, как нужно говорить правильно). (Музыкальное сопровождение).Воспитатель: Ёжик. Ты очень красиво произносишь звук (ф), а давайте ребятки повторим за ёжиком (вместе с ёжиком повторяем звук ф). Ёжик, а ты знаешь, что наши ребятки могут красиво произносить звук л. А хочешь, мы и тебя научим произносить звук л. Ребята, давайте покажем, как работать можно с язычком. Ребята и ты ёжик повторяйте за мной: (проговариваем чистоговорку).Ла-ла-ла – белочка спала;Ло-ло-ло – у сосны дупло;Лу-лу-лу – дайте нам пилу;ля-ля-ля – вот моя земля;ли-ли-ли – мы козу пасли;лю-лю-лю – я вас всех люблю.(Повторяем тихо, громко, можно одного ребенка попросить сказать вопросительно, другого ребенка – с восклицательной интонацией).Ежик: Ребята, да с такими успехами вы все преодолеете. Спасибо. Дальше вам по той дороге (указывает дорогу).Воспитатель: Ёжик, а хочешь с нами пойти!Ёжик: Хочу. Выходит по дороге Лиса, рассказывает стихотворение.Лиса: Обо мне кругом судачат,Что люблю я всех дурачить,Что в лесу среди зверейНе найти меня хитрей.Только я не виновата,Что немного плутовата,Что чуть-чуть бесстыжая,Да ещё и рыжая!Воспитатель: Тогда вперед, в дорогу! Посмотрите, а вот и лисичка, давайте у неё спросим, как пройти к Мишутке. Воспитатель: - Здравствуй, Лисичка может помочь тебе чем?Лисичка: Здравствуйте, очень песенки люблю, а петь я не могу.Воспитатель: А хочешь, мы тебя научим петь? Ребята, какие вы знаете согласные и гласные звуки?Гласные звуки: а, у, о, ы, и, э. их легко можно пропеть, согласные звуки их трудно пропеть, то в язычок, то в нёбо упирается). Воспитатель: А давайте ребята, мы с вами пропоем эти звуки и ты Лисичка с нами пой. (Музыкальное сопровождение). Ну что Лисичка научилась петь? Воспитатель: Правильно ребята, теперь мы помогли и лисичке. А теперь я предлагаю вам отдохнуть.Физминутка «Дикие животные»Встанем, надо отдохнуть,Наши пальчики встряхнуть.Поднимайтесь, ручки, вверх,Шевелитесь, пальчики, –Так шевелят ушкамиСеренькие зайчики.Крадемся тихо на носочках,Как лисы бродят по лесочку.Волк озирается кругом,И мы головки повернем.Теперь садимся тише, тишеПритихнем, словно, в норках мыши.Ходил медведь по лесу,Топтался и рычал.Хотел он очень медаА где достать – не знал.Лисичка: Спасибо вам ребята, что научили меня петь, вам по той дороге (указывает дорогу).Воспитатель: Лисичка, а пойдем с нами. Теперь уже не далеко осталось до Мишутки и нам ничего не страшно. Ребята, посмотрите, а вот зайка, давайте у него и спросим, как пройти к Мишутке.Зайка: В лесу недолго до беды,Но заяц – не простак.Умею запутывать следы Вот так!Туда, сюда, петляю след,Вперед, назад и вбок.Где заяц был, там зайца нет Прыг-скок!Воспитатель: Здравствуй, Зайка, не подскажешь нам, как пройти к Мишутке?Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»Формулировка задания:Задание трудное! Но мы, обязательно, с ним справимся! Каждому из вас нужно назвать чей предмет, голосом того животного которое Вы увидите в правом нижнем углу!Презентация, выходит картинка с животным (голосом которым говорит ребенок), а потом выходят слова – дети говорят мой…, моя…, моё…!Воспитатель: Ребята, мы опять справились с заданием. Идем дальше, уже недалеко находится Мишуткин домик. Зайчик пойдем с нами.Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот Мышка. –Здравствуй, Мышка, покажи нам дорогу к Мишутке?Мышка: Конечно, помогу, а вы поиграете со мной?Воспитатель: Конечно, мы с тобой поиграем. и «Что делает», а подбирать слова мы будем к слову «Мишка». Интерактивная игра «Скажи, какой? Что делает?»Я буду передавать клубок, а вы будите отвечать на вопросы «Какой?» (на доске картинка «Мишка») Мишка /какой?/ – большой, добрый, коричневый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый.А теперь смотрим на доску и говорим – Мишка /что делает?/ – спит, ходит, бегает, кувыркается, пляшет, радуется, лапу сосет, играет, и т. д.Воспитатель: Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились. Ребята, пока мы с вами шли по Сказочном лесу, Весна так быстро наступила. Растаяли сугробы. А кто знает и нам скажет пословицы, поговорки о весне. - Вода с гор потекла – весну принесла.- Апрель – пора большой воды.Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот и Мишутка сам проснулся к нам вышел. Здравствуй, Мишутка.Мишутка: Здравствуйте, ребята, я так рад вас всех видеть (в руках бочонок с медом). Как же долго я спал, солнце так ярко светит, снег растаял, потекли ручьи, появились проталины и я проснулся. Очень рад, что Вы ко мне в гости пришли! А у меня гостинец для Вас!Воспитатель: Спасибо Мишутка. Присаживайся! А у нас наступила Весна, и наше путешествие подошло к концу. Нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад (встают возле воспитателя в круг и говорят) - «Раз, два, три дома очутись».Заключительная часть:Воспитатель: Ну, вот ребята, мы с вами и в детском саду, скажите, пожалуйста, понравилась вам сегодняшнее путешествие? (ответы детей)Ребята, где мы сегодня побывали? (Мы сегодня были в Сказочном лесу). Кого мы встретили в Сказочном лесу (Ребята, перечисляют персонажей). О ком сегодня расскажите сегодня маме и папе?