Публикации
Театральная деятельность с детьми
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театральная деятельность с детьми
Автор: Овчинникова Анастасия Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Театральная деятельность с детьми
Автор: Овчинникова Анастасия Николаевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ДСКВ № 40 Солнышко
города Юрга
Методические рекомендации
по организации театрально деятельности в детском саду
подготовила
воспитатель
МБДОУ №40 Солнышко
Овчинникова Анастасия Николаевна
Содержание
Развитие речи дошкольника в театральной деятельности.
Организация методической работы старшего воспитателя с педагогами.
Методическая работа с кадрами по проблеме Развитие речи дошкольника в театральной деятельности.
Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском саду.
Список использованной литературы.
Развитие речи дошкольника в театральной деятельности.
Развитие речи - главный показатель умственного развития ребенка.
Результаты педагогических исследований, проведенных в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, послужили основой для принципиально нового программного содержания обучения родному языку детей на протяжении всего дошкольного детства. Это содержание способствует формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля. Всё это придает речевому развитию ребенка творческий характер.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий, в процессе игры.
Игра — самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер, в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, вызывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными.
Театрализованная игра относится к творческому виду игр.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями (окружающий мир), формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Театрализованная игра появляется в определённый период и как бы вырастает из сюжетно – ролевой игры.
Прежде чем начать разговор об организации методической работы, следует определить само понятие театрализованная игра. В педагогической литературе понятие театрализованная игра тесно смыкается с понятием игра-драматизация. Одни учёные отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр.
Все театрализованные игры можно поделить на две основные группы: режиссёрские игры (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) и игры – драматизации.
В режиссёрских играх ребёнок или взрослый сам не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребёнок действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.
Организация методической работы старшего воспитателя с педагогами
Задачи методической работы:
Создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Повышение качества и эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.
Система методической работы (мотивы, цели, задачи, содержание, методы и формы работы, результаты) строится на основе анализа:
достигнутых дошкольным учреждением результатов;
результатов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и имеющихся условий;
интересов, потребностей и запросов коллектива;
уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов;
зрелости и сплочённости педагогического коллектива.
Важным становится вопрос оценки эффективности системы методической работы.
Можно использовать следующие критерии:
Критерий результативности системы методической работы: результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка за отведённое время без перегрузки детей, т.е. выполняются и или превышают гос.стандарты в обучении и воспитании детей.
Критерий рациональности затрат времени, сил педагогов на осуществление методической работы: заметный рост мастерства педагогов, который происходит при разумных затратах времени, усилий на эту деятельность и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.
Критерий улучшения психологического микроклимата, роста творческой активности педагогов. Их удовлетворённости результатами своего труда, развитие педагогического опыта.
Планируя методическую работу с педагогами ДОУ по данному вопросу можно использовать известные, широко вошедшие в практику формы: групповые ( педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).
В литературе описаны следующие формы методической работы:
Открытый показ (с последующим обсуждением);
Семинар-практикум (проводится для более глубокого изучения проблемы); Подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы);
Дискуссия (рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса);
Творческие микрогруппы (создаются добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею);
Работа над единой методической темой (единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей);
Круглый стол (круговое размещение участников ставит всех в равное положение, обеспечивает взаимодействие);
Брифинг (встреча, на которой излагается позиция по проблемному вопросу, создаются 2 команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает);
Эстафета педагогического мастерства (соревнование между несколькими педагогами, где один начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги);
Творческая гостиная (взаимодействие педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями в обстановке свободного, непринуждённого общения);
КВН (стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений, навыков);
Смотр-конкурс(проверка профессиональных умений, навыков, педагогической эрудиции, оценка творческих достижений педагога путём сравнения его способностей с другими);
Музыкальный салон (одна их форм эстетического развития, духовного обогащения педагогов, детей, родителей. Приём формирования благоприятного микроклимата в коллективе);
Тематические выставки ( представление наглядных материалов, изделий, литературы, являются содержательной формой обмена опытом педагогов);
Литературная газета (все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки).
Методическая работа с кадрами по проблеме
Развитие речи дошкольника в театральной деятельности.
Формы работы
Тема
Участники
Сроки проведения
Ответственный
1.Оказание помощи: анкетирование
Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
Цель: выявления затруднений педагогов по данному вопросу.
Воспитатели
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
Консультации
- Театрализованные игры – средство речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социального развития дошкольников;
- Лекция – беседа Теоретические основы развития театрализованной деятельности.
- Знакомство с вариативными программами и технологиями.
- Дискуссия Содержание театрализованной деятельности детей по программе М.А.Васильевой, практическое задание – в виде схемы представить структурные компоненты театрализованной игры как процесса.
Воспитатели
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
Семинар – практикум
Этапы и методы театрализованной деятельности.
1. Этапы подготовки и проведения театрализованной деятельности.
2. Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Практикум. Обучить воспитателей использованию этюдов и упражнений как приёмов создания выразительных образов героев детьми.
Воспитатели
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
Открытые просмотры
Игры-драматизации во второй половине дня в разных возрастных группах.
Воспитатели
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
Самообразование
Развитие речи дошкольника в театральной деятельности.
Цель: расширить знания по данному вопросу.
По выбору педагогов
В течение года
Старший воспитатель
2.Тематический контроль
Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Воспитатели
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
3. Педсовет
Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
Все педагоги
В соответствии с годовым планом
Заведующий, старший воспитатель
4. Изучение, обобщение, распространение, внедрение передового педагогического опыта.
Изучить опыт работы педагога…
Начать создание опыта работы…
Внедрить опыт работы воспитателя…
Ст.воспитатель
Ст.воспитатель, воспитатели.
Воспитатели
В течение года
Старший воспитатель
5. Создание условий
Разработать рекомендации по организация театрализованной деятельности с дошкольниками;
разработать перспективное планирование по играм- драматизации;
подобрать методическую литературу по данной проблеме;
пополнить театральные уголки.
Ст.воспитатель
Ст.воспитатель
Ст.воспитатель
Воспитатели
В течение года
Старший воспитатель
6.Формы работы с семьёй
Анкетирование;
Оформление наглядной агитации Театрализованные игры - средство речевого развития ребёнка – дошкольника.
Открытый показ театрализованных игр.
Родители,
воспитатели
В течение года
Заведующий, старший воспитатель
7.Формы работы со школой и др.организациями
Круглый стол Развитие речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственность
Воспитатели, учителя начальных классов.
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель, завуч начальных классов
8.Другие формы работы
- Смотр- конкурс театральных уголков.
- Большое театрализованное представление сотрудников, детей, родителей
Воспитатели
Воспитатели, родители, дети.
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
Начинающим старшим воспитателям будет интересен представленный материал.
По итогам анкетирования планируется методическая работа с педагогами.
Методическая работа определяется не количеством мероприятий, а оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием новых достижений педагогической науки и практики.
План методической работы должен предусматривать возможность оперативной корректировки.
Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском саду
В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.
Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников Арт-фантазия Э.Г.Чуриловой.
Основные задачи программы: развитие эстетических способностей;
развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества.
Программа состоит из пяти разделов работы с детьми старшей и
подготовительной групп детского сада:
1. Театральная игра.
2. Ритмопластика.
3. Культура и техника речи.
4. Основы театральной культуры.
5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел
Программа Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр
Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).
Программа Театрализованные занятия в детском саду
М.Д.Маханевой.
Программа способствует реализации новых форм общения с детьми,
индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям
взаимодействия с семьей.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая
технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной
деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.
Авторская технология согласована с программой начальной школы
Театр-познание через игру.
Программа Театрализованная деятельность в детском саду Е.А.
Антипиной.
Цель программы – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Росинка Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.
Занятия модуля Театр и театрализованная деятельность ставят задачи, конкретизирующиеся с учетом возраста и вида игр.
Программа Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью И.Г.Вечкановой.
Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии
направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его
коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают
выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира
посредством театрализованной деятельности.
Список использованной литературы
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ – М., 2008.
Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ – М., 2003.
Дуда О.В. Педсоветы в детском саду – Брянск, 2008.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников – М., 2007.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006.
Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ – М., 2006.
Детский сад от А до Я, журнал № 4 2007г.
города Юрга
Методические рекомендации
по организации театрально деятельности в детском саду
подготовила
воспитатель
МБДОУ №40 Солнышко
Овчинникова Анастасия Николаевна
Содержание
Развитие речи дошкольника в театральной деятельности.
Организация методической работы старшего воспитателя с педагогами.
Методическая работа с кадрами по проблеме Развитие речи дошкольника в театральной деятельности.
Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском саду.
Список использованной литературы.
Развитие речи дошкольника в театральной деятельности.
Развитие речи - главный показатель умственного развития ребенка.
Результаты педагогических исследований, проведенных в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, послужили основой для принципиально нового программного содержания обучения родному языку детей на протяжении всего дошкольного детства. Это содержание способствует формированию у детей языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи, интереса к разным сторонам языковой действительности, речевого самоконтроля. Всё это придает речевому развитию ребенка творческий характер.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий, в процессе игры.
Игра — самодеятельная детская активность, в которой взрослый может занять то или иное место исключительно как партнер, в той мере, в какой он вызывает у ребенка интерес и уважение. Взрослый может влиять на игру косвенно, через ролевое поведение и отдельные предложения, реплики, вопросы. В творческой детской игре развивается язык ребенка, грамматически оформленная речь. Игры, вызывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи, должны быть интересными, увлекательными.
Театрализованная игра относится к творческому виду игр.
Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями (окружающий мир), формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.
Художественная выразительность образов, комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.
Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.
Театрализованная игра появляется в определённый период и как бы вырастает из сюжетно – ролевой игры.
Прежде чем начать разговор об организации методической работы, следует определить само понятие театрализованная игра. В педагогической литературе понятие театрализованная игра тесно смыкается с понятием игра-драматизация. Одни учёные отождествляют эти понятия, другие считают игры-драматизации разновидностью сюжетно-ролевых игр.
Все театрализованные игры можно поделить на две основные группы: режиссёрские игры (настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе) и игры – драматизации.
В режиссёрских играх ребёнок или взрослый сам не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребёнок действует сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомимику.
Организация методической работы старшего воспитателя с педагогами
Задачи методической работы:
Создать такую образовательную среду, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Повышение качества и эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.
Система методической работы (мотивы, цели, задачи, содержание, методы и формы работы, результаты) строится на основе анализа:
достигнутых дошкольным учреждением результатов;
результатов воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и имеющихся условий;
интересов, потребностей и запросов коллектива;
уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов;
зрелости и сплочённости педагогического коллектива.
Важным становится вопрос оценки эффективности системы методической работы.
Можно использовать следующие критерии:
Критерий результативности системы методической работы: результаты развития детей растут, достигая оптимального уровня для каждого ребёнка за отведённое время без перегрузки детей, т.е. выполняются и или превышают гос.стандарты в обучении и воспитании детей.
Критерий рациональности затрат времени, сил педагогов на осуществление методической работы: заметный рост мастерства педагогов, который происходит при разумных затратах времени, усилий на эту деятельность и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности.
Критерий улучшения психологического микроклимата, роста творческой активности педагогов. Их удовлетворённости результатами своего труда, развитие педагогического опыта.
Планируя методическую работу с педагогами ДОУ по данному вопросу можно использовать известные, широко вошедшие в практику формы: групповые ( педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, школы передового опыта, работа по единым методическим темам, деловые игры) и индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировки, наставничество и т.д.).
В литературе описаны следующие формы методической работы:
Открытый показ (с последующим обсуждением);
Семинар-практикум (проводится для более глубокого изучения проблемы); Подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы);
Дискуссия (рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса);
Творческие микрогруппы (создаются добровольно, когда необходимо освоить передовой опыт, новую методику или разработать перспективную идею);
Работа над единой методической темой (единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей);
Круглый стол (круговое размещение участников ставит всех в равное положение, обеспечивает взаимодействие);
Брифинг (встреча, на которой излагается позиция по проблемному вопросу, создаются 2 команды: одна задаёт вопросы, другая отвечает);
Эстафета педагогического мастерства (соревнование между несколькими педагогами, где один начинает освещение проблемы, а следующие продолжают и вместе раскрывают её. Последний участник подводит итоги);
Творческая гостиная (взаимодействие педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями в обстановке свободного, непринуждённого общения);
КВН (стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений, навыков);
Смотр-конкурс(проверка профессиональных умений, навыков, педагогической эрудиции, оценка творческих достижений педагога путём сравнения его способностей с другими);
Музыкальный салон (одна их форм эстетического развития, духовного обогащения педагогов, детей, родителей. Приём формирования благоприятного микроклимата в коллективе);
Тематические выставки ( представление наглядных материалов, изделий, литературы, являются содержательной формой обмена опытом педагогов);
Литературная газета (все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки).
Методическая работа с кадрами по проблеме
Развитие речи дошкольника в театральной деятельности.
Формы работы
Тема
Участники
Сроки проведения
Ответственный
1.Оказание помощи: анкетирование
Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста
Цель: выявления затруднений педагогов по данному вопросу.
Воспитатели
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
Консультации
- Театрализованные игры – средство речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социального развития дошкольников;
- Лекция – беседа Теоретические основы развития театрализованной деятельности.
- Знакомство с вариативными программами и технологиями.
- Дискуссия Содержание театрализованной деятельности детей по программе М.А.Васильевой, практическое задание – в виде схемы представить структурные компоненты театрализованной игры как процесса.
Воспитатели
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
Семинар – практикум
Этапы и методы театрализованной деятельности.
1. Этапы подготовки и проведения театрализованной деятельности.
2. Формы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста.
3. Практикум. Обучить воспитателей использованию этюдов и упражнений как приёмов создания выразительных образов героев детьми.
Воспитатели
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
Открытые просмотры
Игры-драматизации во второй половине дня в разных возрастных группах.
Воспитатели
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
Самообразование
Развитие речи дошкольника в театральной деятельности.
Цель: расширить знания по данному вопросу.
По выбору педагогов
В течение года
Старший воспитатель
2.Тематический контроль
Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Воспитатели
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
3. Педсовет
Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
Все педагоги
В соответствии с годовым планом
Заведующий, старший воспитатель
4. Изучение, обобщение, распространение, внедрение передового педагогического опыта.
Изучить опыт работы педагога…
Начать создание опыта работы…
Внедрить опыт работы воспитателя…
Ст.воспитатель
Ст.воспитатель, воспитатели.
Воспитатели
В течение года
Старший воспитатель
5. Создание условий
Разработать рекомендации по организация театрализованной деятельности с дошкольниками;
разработать перспективное планирование по играм- драматизации;
подобрать методическую литературу по данной проблеме;
пополнить театральные уголки.
Ст.воспитатель
Ст.воспитатель
Ст.воспитатель
Воспитатели
В течение года
Старший воспитатель
6.Формы работы с семьёй
Анкетирование;
Оформление наглядной агитации Театрализованные игры - средство речевого развития ребёнка – дошкольника.
Открытый показ театрализованных игр.
Родители,
воспитатели
В течение года
Заведующий, старший воспитатель
7.Формы работы со школой и др.организациями
Круглый стол Развитие речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственность
Воспитатели, учителя начальных классов.
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель, завуч начальных классов
8.Другие формы работы
- Смотр- конкурс театральных уголков.
- Большое театрализованное представление сотрудников, детей, родителей
Воспитатели
Воспитатели, родители, дети.
В соответствии с годовым планом
Старший воспитатель
Начинающим старшим воспитателям будет интересен представленный материал.
По итогам анкетирования планируется методическая работа с педагогами.
Методическая работа определяется не количеством мероприятий, а оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием новых достижений педагогической науки и практики.
План методической работы должен предусматривать возможность оперативной корректировки.
Опыт отечественных педагогов по организации театрально-игровой деятельности в детском саду
В настоящее время появилось немало парциальных программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности.
Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников Арт-фантазия Э.Г.Чуриловой.
Основные задачи программы: развитие эстетических способностей;
развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания; активизация мыслительного процесса и познавательного интереса; овладение навыками общения и коллективного творчества.
Программа состоит из пяти разделов работы с детьми старшей и
подготовительной групп детского сада:
1. Театральная игра.
2. Ритмопластика.
3. Культура и техника речи.
4. Основы театральной культуры.
5. Работа над спектаклем – вспомогательный раздел
Программа Театр-творчество-дети: играем в кукольный театр
Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович.
Основные задачи: последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный); поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам; совершенствование артистических навыков в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Программа состоит из четырех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет).
Программа Театрализованные занятия в детском саду
М.Д.Маханевой.
Программа способствует реализации новых форм общения с детьми,
индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям
взаимодействия с семьей.
Театрализованные занятия включают разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т.д.); просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; разыгрывание сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Театрализованные игры в детском саду – авторская педагогическая
технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной
деятельности Т.И.Петровой, Е.Л.Сергеевой, Е.С.Петровой.
Авторская технология согласована с программой начальной школы
Театр-познание через игру.
Программа Театрализованная деятельность в детском саду Е.А.
Антипиной.
Цель программы – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Росинка Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой - модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет.
Занятия модуля Театр и театрализованная деятельность ставят задачи, конкретизирующиеся с учетом возраста и вида игр.
Программа Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью И.Г.Вечкановой.
Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии
направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его
коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают
выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира
посредством театрализованной деятельности.
Список использованной литературы
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ – М., 2008.
Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ – М., 2003.
Дуда О.В. Педсоветы в детском саду – Брянск, 2008.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников – М., 2007.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006.
Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ – М., 2006.
Детский сад от А до Я, журнал № 4 2007г.