Публикации Зазеркалье

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Зазеркалье
Автор: Самойлова Любовь Витальевна

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Сравнение групп предметов
Зазеркалье
Программное содержание:
-Образовательные:
- закрепить представления о равенстве и неравенстве групп предметов, умение правильно выбрать знак = или =/=
- закрепить знание свойств предметов: цвет, форма, размер; формировать умение выделять признаки сходства и различия предметов, объединять их в группы по общему признаку
- продолжать формировать умение ориентироваться в таблице
- формировать навык полных ответов на вопросы
Развивающие:
- развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения
- развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление
Воспитательные
- воспитывать интерес к математическим занятиям
- развивать самостоятельность, умение планировать свою работу
Материал:
Демонстрационный: замок со скважиной из геометрической фигуры, 4 ключа с головками разных геометрических фигур, ворота, 2 вазы, 5 пар одинаковых цветов, 1 непарный цветок, карточки со знаками = и =/=, модели зеркал, геометрические фигуры разные по форме и размеру 10 штук, мяч
Раздаточный: модели зеркал, геометрические фигуры разные по форме и размеру 10 штук, тетради, цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю отправиться в волшебную страну Зазеркалье. Но как мы сможем попасть туда (дети предлагают варианты). А я предлагаю закрыть глаза и сказать волшебные слова: раз, два, три, в Зазеркалье попади. (Дети закрывают глаза и говорят слова. В это время появляется фея.)
2. Основная часть.
Воспитатель: Вот мы и у ворот в страну Зазеркалье. Посмотрите, кто это нас встречает? Давайте подойдём и познакомимся.(дети подходят и здороваются)
Фея: Здравствуйте, ребята, я – фея волшебной страны Зазеркалье. В нашей стране случилась беда – её захватил злой волшебник. Ребята, помогите расколдовать Зазеркалье. Я надеюсь, что вы пройдёте все испытания, которые встретятся на вашем пути и поможете жителям волшебной страны. А чтобы попасть в Зазеркалье, нужно открыть вот эти ворота, подобрав ключ к замку. (дети прощаются с феей и смотрят на ворота и ключи)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, скважина замка и шляпки ключей имеют определённую геометрическую фигуру.
- Какую геометрическую фигуру имеет скважина замка?
- Какой ключ подойдёт?
- Почему? (ответы детей)
- Попробуйте приложить ключ. (дети подбирают нужный ключ. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок и ворота).
Воспитатель: Вот мы и в стране Зазеркалье, но нам нужно торопиться, ведь злой волшебник натворил много бед и нам нужно выручить жителей страны. Ой, ребята, смотрите, какие здесь одинаковые столы и стулья в Зазеркалье. Давайте за них присядем, может здесь нам приготовлено следующее испытание.
Воспитатель:
- Ребята, в волшебной стране Зазеркалье все предметы имеют своё отражение. Посмотрите какая стоит красивая ваза, а это её отражение. Но и здесь побывал злой волшебник и заколдовал вазы. Давайте посмотрим.
- Сколько цветов в первой вазе? (четыре)
- Сколько цветов во второй вазе? (пять)
- Можно ли сказать, что в вазах одинаковое количество цветов?
- Почему? (ответы детей)
- Какой знак можно между ними поставить? (знак =/=)
- Почему? (т.к. цветов в вазах разное количество)
- Давайте расколдуем вазы с цветами. Что нужно сделать, чтобы цветов в вазах стало одинаковое количество? (ответы детей)
- Правильно, нужно добавить (отнять) один цветок из вазы.
- Какой теперь знак мы поставим? (=)
- Почему? (т.к. цветов в вазах одинаковое количество)
Физ. минутка
Воспитатель: Молодцы ребята, вы расколдовали вазы. И вы улыбаетесь, и солнышко вам улыбается…
Солнышко с тучками в прятки играло,
Солнышко тучки-летучки считало (дети открывают и закрывают глазки)
Серые тучки (глазки вправо)
Чёрные тучки (глазки влево)
Лёгких – две штучки (глазки вверх)
Тяжёлых – три штучки (глазки вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глаза)
Солнце на небе вовсю засияло (дети широко открывают глаза и поднимают руки вверх)
Воспитатель:
- Ребята, в стране Зазеркалье храниться очень много сокровищ, похожих на геометрические фигуры. Но злой волшебник вытряхнул их из сундучков и все перемешал. Давайте поможем жителям страны сокровища так, чтобы в сундучке и его отражении сокровища были одинаковые, и между ними можно было бы поставить знак =. (дети выполняют задание)
- А проверить правильно ли мы разложили сокровища нам помогут жительницы Зазеркалья – две девочки Оля и Яло (студенты или дети). Давайте их позовём. (дети зовут Олю и Яло)
- Здравствуйте Оля и Яло, покажите нам, пожалуйста, как нужно правильно разложить сокровища в сундучке и его отражении, чтобы между ними был знак =. (Оля и Яло поочерёдно выкладывают на фланелеграфе одинаковые геометрические фигуры, проговаривая, кто, что положил)
- Дети, вы разложили сокровища правильно, так же как Оля и Яло? Кто неправильно, исправьтесь. (дети исправляют свои ошибки)
- Спасибо Оля и Яло, что помогли расколдовать сундучки с сокровищами. До свидания.
Физ. минутка
Воспитатель:
- Ребята, вы молодцы, справились с такими трудными испытаниями. Вы наверно устали и солнышко припекает, давайте пойдём купаться на речку. (дети выходят из-за столов и выполняют действия соответствующие тексту с его проговариванием)
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1, 2, 3, 4 –
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это – брасс.
Один, другой, это – кроль.
Вышли на берег пустой
И отправились домой.
Воспитатель:
- Ребята, давайте мы с вами заглянем в домики к маленьким человечкам, которые живут в Зазеркалье. А чтобы туда попасть нужно сесть за столы и открыть тетради. (дети садятся за столы и открывают тетради)
- Посмотрите какой беспорядок в шкафах у жителей. Видно и здесь побывал злой волшебник.
- Посмотрите, он стёр картинки. Давайте вместе подумаем, что там было?
- Что общего в рисунках 1й, 2й, 3й строки? (они все одного цвета)
- Давайте посмотрим на рисунки в 1м столбце, что у них общего, как их назвать одним словом? (одежда). (2м – посуда, в 3м – фрукты, в 4м – овощи)
- Как вы думаете, что должно быть в 1м столбце? (во 2м и т. д.).
- Давайте дорисуем недостающие предметы. (дети рисуют)
- Молодцы, вы всё правильно сделали, значит, наши тетради расколдованы.
- Смотрите, кто-то идёт (приходит фея)
Заключительная часть
Фея: Молодцы ребята, ваши знания и умения, а также дружба и сплочённость помогли преодолеть все испытания и помогли жителям Зазеркалья освободиться от волшебства злого волшебника. А в знак благодарности жители волшебной страны дарят вам вот эту замечательную математическую игру.
Воспитатель: Спасибо. Ребята, нам пора прощаться с феей страны Зазеркалья и возвращаться в группу. А для этого закроем глаза и скажем волшебные слова Раз, два, три, в группу попади. (дети закрывают глаза, кружатся и говорят волшебные слова)
- Вот мы и в группе. Понравилось вам наше путешествие? Какое испытание было самым трудным, а какое интересным?