Публикации Подвижная игра как средство формирования детских взаимоотношений

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подвижная игра как средство формирования детских взаимоотношений
Автор: Лаханова Светлана Владимировна

Подвижная игра как средство формирования детских взаимоотношений.
Игра– это основная деятельность детей дошкольного возраста. Игра для них учёба и труд, способ познания окружающего мира и выстраивание отношений со взрослыми и сверстниками, умение подчиняться определённым правилам и регулировать своё поведение.
Большое воспитательное значение в развитии дошкольников имеют подвижные игры, так как они помогают развивать у детей силу и смелость, ловкость и выносливость, сообразительность и находчивость, инициативу и волю, а так же являются источником радостных эмоций.
Подбирая для детей подвижные игры, прежде всего, учитываю их возраст и индивидуальные особенности. Для начала использую игры с простыми правилами, где игровые действия каждого ребёнка не зависят от действий остальных участников. Игроки находятся вместе, но каждый из них выполняет свою задачу, стараясь проявить ловкость и быстроту, действовать строго по сигналу.
Например, Гуси-лебеди.Правилами игры предусмотрено, что волк ловит гусей только после того, как подан сигнал, т.е. хозяин позвал гусей домой. Волк должен проявить быстроту и ловкость, чтобы поймать гусей. Гуси должны проявить быстроту и ловкость, чтобы убежать от волка и попасть домой.
Чтобы игра была интересной и увлекательной, готовлю атрибуты: маска волка и маски гусей.
Для игр спортивного характера, где дети соревнуются в меткости, выносливости и стремлении к победе, использую инвентарь из спортивного уголка.
Например, Сбей кегли.Каждый ребёнок выполняет свою задачу, в то же время принимает участие в состязании с другими игроками. Здесь побуждаю детей проявить смекалку, чтобы как можно больше сбить кеглей за один бросок. Подбадриваю их, хвалю за ловкость, если у кого — то особенно удался бросок. Предлагаю победителю поделиться с товарищами своим удачным опытом.
Заметила, что такие действия с моей стороны создают благоприятные условия для формирования у детей общих интересов и умение радоваться успехам товарищей.
Дети старшего дошкольного возраста более активны и самостоятельны. Подбирая игры для них, учитываю, чтобы, выполняя игровые задания, дети согласовывали свои действия между собой, но при этом важным стимулом остаётся личная роль каждого в процессе игры.
Например, Кот и мыши.Кот ловит мышку в лабиринте норок, которые образуют пары играющих детей, взявшись за руки. Коту надо проявить быстроту, стремительность, чтобы поймать мышку. Мышке надо проявить ловкость и быстроту, чтобы убежать от кота и вовремя спрятаться в норку.
В этой игре уже прослеживается необходимость у играющих согласовывать свои действия, т.е. мышка заскочила в норку, то пара детей должна присесть – закрыть норку. Чтобы игра была более привлекательна для детей, я использую маски кота и мыши.
Со старшими дошкольниками провожу игры состязательного характера.
Например, Охотники и звери.Дети делятся на две подгруппы. Охотники перед выходом на охоту должны договориться между собой, кто в какого зверя будет стрелять, чтобы не получилось, что за одним зверем охотятся несколько человек. Важное условие:охотники должны стрелять только по ногам зверей и не сильно, чтобы не причинить боль играющим товарищам. Здесь соревнуются две команды. Охотникам как можно больше нужно поймать зверей, а зверям нужно проявить находчивость, чтобы остаться на свободе.
Для большей активности детей в этой игре использую маски разных животных, а охотников вооружаю мячами.
Большой интерес вызывают у детей подвижные игры эстафеты. Здесь каждый ребёнок наглядно убеждается, как важна его роль в достижении общего результата, но, тем не менее, общий успех зависит от умения действовать согласованно с остальными участниками по команде. Обращаю внимание детей, что в играх – эстафетах нужно действовать строго по сигналу, ждать своей очереди, выполнив же задание, нужно занять место в конце своей команды. Стараюсь сформировать у детей нравственные качества, такие как:
а) доброжелательность, т.е. спокойно реагировать на замечания товарищей;
б) вежливость, т.е. спокойно исправлять ошибки товарищей;
в) уметь достойно выигрывать и проигрывать.
Например, игра Огород. Все участники делятся на две (или более) команды. (Можно использовать жеребьёвку или считалочки). Каждая команда выполняет одинаковые задания. Первые игроки бегут на определённое расстояние, отмеченное условной линией, и раскладывают картонные прямоугольники (грядки). Возвращаются бегом к своей команде и, касаясь следующего игрока, передают эстафету, сами встают в конце команды. Вторые игроки бегут к своим грядкам и раскладывают на них небольшие предметы, т.е. посадили овощи. Возвращаются к своей команде и касанием до следующего игрока передают эстафету.
Задания в подобных играх – эстафетах могут быть самые разные. Усложнить такие игры можно разными препятствиями: перепрыгнуть через ручей, пробежать по извилистой дорожке или между кеглей и т.п.
При подведении итогов игры всегда отмечаю что, как всегда победила самая дружная команда, в которой игроки помогали друг другу, чётко и быстро выполняли правила игры.
Итогом воспитательной работы при формировании взаимоотношений дошкольников в подвижных играх является их возросшая активность и самостоятельность в организации своего досуга, т.к. подвижные игры – одно из средств комплексного воспитания детей.