Публикации Воспитание и социализация обучающихся 5-9 класса

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Воспитание и социализация обучающихся 5-9 класса
Автор: Агеева Алевтина Анатольевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верещагинская санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении»Программа воспитания и социализации обучающихся5-9 классов Срок реализации: 2016-2021 учебный годСоставитель программы: Агеева Алевтина Анатольевна стаж 24 года г. Верещагино, 2016 годСодержание1. Паспорт программы 2. Пояснительная записка 3. Содержание воспитательной работы 4. Планирование индивидуальной работы с обучающимися 5. Планирование работы с родителями 6. Планирование работы с учителями-предметниками 7. Учебно-методическое обеспечение программы 1.Паспорт программы2. Пояснительная записка.Нормативные документы, использованные при разработке программы.
  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (от 29 мая 2015).
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • СанПиН 2.4.2 2821 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., региональный номер 19993);
  • Устав МБОУ «ВСШ И»
  • Основная цель и задачи программы.Цель: воспитание личности, умеющей взаимодействовать с другими людьми, конкурентоспособной, разносторонне развитой, обладающей гражданской позицией, высоким уровнем образования, стремящейся к духовному осмыслению происходящего с ней и с теми, кто ее окружает, способной к самореализации и профессиональному самоопределению.Задачи воспитательной программы:
  • формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
  • повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
  • формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
  • развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию;
  • формирование системы самоуправления в классе.
  • Актуальность и новизна программы. Залог успешности программы воспитания – создание таких условий (в классе, школе), в которых ребенок чувствует себя так же хорошо и комфортно, как и в семье. Этот принцип должен распространяться на все связи в цепи: ученик – сверстники – учителя – социум. Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – такова главная цель совместной работы воспитателя и обучающихся.Отличительные особенности программы:
  • целенаправленное обучение школьников коллективной и групповой деятельности;
  • предоставление ребенку возможности попробовать себя в различных видах деятельности (проектной, исследовательской, художественной и т.д.) и разнообразных областях знаний, взаимосвязанное с последующим самоанализом;
  • подготовка обучающихся к определению собственного образовательного маршрута.
  • Направления работы и виды деятельности по направлениям.Формы и способы психолого-педагогического сопровождения реализации программы.5 класс6 класс7 класс8 класс9 классФормы и методы работы по созданию максимально благоприятных условий для развития и самореализации каждого ребенка.Ожидаемые результаты программы.Первый уровень результатов:
  • приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (взаимодействие с учителем);
  • второй уровень результатов:
  • получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной дружественной среде);
  • третий уровень результатов:
  • получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами дружественной среды школы).
  • Ожидаемый результат реализации программы: Обучающийся 9 класса:
  • мотивирован к учебной деятельности, стремиться к улучшению результатов;
  • способен провести самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности;
  • проявляет инициативу и творческий подход к учебной и внеклассной деятельности;
  • стремится к сотрудничеству с учащимися и родителями.
  • Этапы реализации программы.3. Содержание воспитательной работы.5класс.6 класс.7 класс.8 класс.9 класс.4. Планирование индивидуальной работы с обучающимися.Категории обучающихся:
  • одаренные дети;
  • трудные подростки;
  • слабоуспевающие обучающиеся.
  • Формы работы.1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся, специфики условий и процесса их развития; установление межличностных контактов с каждым ребенком.2. Создание условий в классном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей учащихся.3. Оказание индивидуальной помощи учащимся, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности класса и отношениях с учителями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.4. Взаимодействие с родителями, администрацией, психологом и другими службами с целью индивидуального развития учащихся, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.5. Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению.6. Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого ученика, учет личностных достижений.Индивидуальная работа с обучающимися классаПлан работы с одаренными детьми.Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми1. Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.3. Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.4. Принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (добровольности).5. Принцип помощи, наставничества.6. Принцип индивидуализации воспитания (наличие индивидуального плана воспитания одаренных учащихся).Развитие одаренности школьников возможно при реализации следующих условий:1) своевременная диагностика возможностей;2) адекватное содержание воспитания;3) внедрение личностно ориентированной и развивающей технологии;4) побудительная деятельность учителя.Организация деятельности одаренных детейПлан индивидуальной работы с обучающимися5. Планирование работы с родителями.Формы взаимодействия классного руководителя и родителей учащихся классаФормы работы:– родительские собрания;– общешкольные конференции;– индивидуальные консультации педагога;– посещения на дому.Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы.План работы с родителями.Цель: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.Задачи:-Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним.- Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями-предметниками.Темы родительских собраний.5 класс.1. Организация нового учебного года. ФГОС ООО. От действия к мысли. Что такое УУД.2. Период адаптации пятиклассника. Система оценки.3. Что такое портфолио?4. Итоговое собрание. Творчество в жизни ребенка.6 класс.1. Организация нового учебного года. Психологические особенности подростка.2. Как помогать детям в учебе?3. Кто кого воспитывает?4. Итоговое собрание. Об успеваемости и интересах.7 класс.1. Организация нового учебного года. Как развивать у ребенка работоспособность?2. Почему подростки лгут?3. Взаимоотношения в семье, поговорим о взаимоуважении.4. Итоговое собрание. Вредные привычки. Как им противостоять? 8 класс.1. Организация нового учебного года. Учебная дисциплина и ее значение в жизни восьмиклассника.2. Компьютер и Интернет в жизни подростка3. Сверхответственность и безответственность. Как с этим бороться?4. Итоговое собрание. Ваш ребенок в школе и после школы.9 класс.1. Организация нового учебного года. Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам.2. Эмоции и чувства в разговоре с подростком.3. Как научить ребенка говорить «нет».4. Итоговое собрание. Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».6. Планирование работы с учителями-предметниками. Содержание работы классного руководителя с учителями-предметниками.Классный руководитель организует изучение личностных особенностей учащихся, их образовательных возможностей, обучаемости, воспитанности. Вместе с учителями он может составлять и оформлять различные диагностические карты. Оценка ряда учебных способностей детей осуществляется родителями, детьми, учителями. В этом случае важно сопоставить, проанализировать различные данные, ознакомить педагогов с результатами. С одной стороны, классный руководитель использует различную информацию, которую получает о детях от учителей, в своей деятельности, учитывает ее при организации воспитательной работы; с другой – обогащает представления учителей о ребенке, предлагая им неизвестные данные, которые могут отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником. Целесообразно привлечь учителей к отбору методик для изучения детей и коллектива, эффективности воспитательного процесса, так как учителя могут дополнить их содержание, имея свои проблемы в работе с классом. Было бы правильным согласовывать с учителями весь процесс педагогической диагностики, тем более что некоторые вопросы могут и должны касаться учебного процесса, повышения его эффективности, деятельности учителей и их отношений с детьми, преподавания отдельных предметов.Классный руководитель знакомит учителей с результатами изучения личности детей и классного коллектива, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность ребенка в учебной деятельности, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, связанных с обучением, стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия. Необходимо познакомить учителей с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на них.Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях семьи, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.Формы организации взаимодействия классного руководителя с учителями-предметниками.1. Совещание классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе.2. Посещение классным руководителем уроков.3. Приглашение учителей-предметников на родительские собрания.4. Групповые встречи классного руководителя, учителей-предметников и родителей.5. Индивидуальные беседы классного руководителя с учителями-предметниками.6. Совместное рассмотрение адаптационных проблем учащихся (в начале учебного года), итогов учебных четвертей.План работы классного руководителя с учителями-предметниками.7. Учебно-методическое обеспечение воспитательной программы.1. Организация деятельности классного руководителя. ФГОС, В.: «Учитель» (CD-диск), 2015;2. Портфолио классного руководителя и классного коллектива. ФГОС, В.: «Учитель», (CD-диск), 2015;3. Рабочая программа классного руководителя, 5 класс, ФГОС, авт.-сост. В.Н. Максимочкина, В.: «Учитель», 2015;4. Настольная книга классного руководителя, 5 – 9 классы, И.С. Артюхова, М.: «Эксмо», 2010.5.Селевко Г.К. программа курса и пособие «Самосовершенствование личности» для 5-9 классов, «Народное образование»,2001.6..Дереклеева Н.И.,Савченко М.Ю.. «Справочник классного руководителя. 5-9 классы». М., «Вако».2011.7. Кулинич Г.Г. «Вредные привычки: профилактика зависимостей. 5-7 классы». М., «Вако»,2011.8. Саляхова Л.И. «Настольная книга классного руководителя.5-9 классы». М., «Глобус»,2007.6. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе(5-6 классы)»., «Генезис»,2005.