Публикации РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Автор: Чернова Валентина Александровна

Развитие эмоциональной чувствительности СТАРШИХ ДОшкольников в игровой деятельности
Эта работа об эмоциональной чувствительности детей старшего дошкольного возраста. Определено понятие Игра. Рассмотрен вопрос о влиянии игровой деятельности на развитие эмоциональной чувствительности детей дошкольного возраста. Раскрыты основные формы проявления эмоциональной чувствительности и основные условия для успешного эмоционального развития.
Ключевые слова: эмоциональность, эмоциональное развитие, эмоциональная чувствительность, игра, игровая деятельность.
В психологии проблема развития эмоциональной чувствительности в старшем дошкольном возрасте занимает важнейшее место. Эмоциональная система обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоциональная жизнь опирается на восприятие, познание и социальный опыт.
Эмоциональное развитие считается центральным фактором адаптации детей в современном обществе. Многие из проблем, с которыми сталкиваются дети, имеют важный эмоциональный компонент. Формирование эмоциональной чувствительности, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач развития.
Проблема развития эмоциональной чувствительности старшего дошкольника в последние годы все чаще оказывается объектом исследовательского интереса психологов. Это не случайно, так как к концу двадцатого века стало совершенно очевидно, что именно эмоциональность в детские годы жизни является ядром практически всех психологических новообразований.
Эмоциональная чувствительность формируется в непрерывном взаимодействии со средой и основным источником этого взаимодействия являются родители, педагоги и сверстники ребенка. В качестве ведущего педагогического средства формирования и развития эмоциональной чувствительности выступает игровая деятельность. Игра, как деятельность, позволяет ребенку сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивать систему человеческих отношений, окружающую действительность. Развитие эмоциональной чувствительности способствует формированию у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия и понимания чувств у других людей.
Современные педагоги достаточно часто испытывают профессиональную беспомощность при столкновении с негативными проявлениями эмоционального развития, что является следствием дефицита коррекционно-развивающих технологий, научно-обоснованных методических рекомендаций профилактической и коррекционно-развивающей работы с эмоциональной сферой старших дошкольников.
Старший дошкольный возраст – это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Чем больше позитивных приобретений будет у старшего дошкольника, тем легче он справится с предстоящими сложностями в школе.
Эмоциональное развитие старшего дошкольника является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания. Основным компонентом эмоционального развития является эмоциональность.
Отечественные и зарубежные исследователи рассматривают эмоциональность как разнообразие аффектов и настроений человека, включающие впечатлительность, чувствительность, импульсивность, эмоциональную возбудимость, эмоциональную устойчивость, лабильность, интенсивность проявлений эмоций.
Эмоциональное развитие тесно связано с формированием эмоциональной чувствительности. Эмоциональная чувствительность, прежде всего, включает в себя способность эмоционально отзываться на переживания других людей, адекватно представлять и воспринимать, что происходит внутри другого человека, разделять состояния других, уметь увидеть мир глазами других и отличать свои переживания.
Эмоциональная чувствительность как характеристика психологической и социальной отзывчивости формируется в непрерывном взаимодействии со средой. И основным источником этого взаимодействия являются родители, педагоги, сверстники ребенка. Именно на основе эмоциональной близости и формируется эмоциональная чувствительность.
Проведенное психолого-педагогическое исследование развития эмоциональной чувствительности старших дошкольников в игровой деятельности показало зависимость эмоционального развития от характера взаимоотношений ребенка с окружающими людьми, то есть близкими родственниками, педагогами, сверстниками.
Эмоциональная чувствительность является важной составляющей эмоционального развития старших дошкольников, поскольку эффективное взаимодействие в учебно-воспитательном образовательном процессе возможно при умении ребенка, во-первых, читать эмоциональное состояние другого, во-вторых, управлять своими эмоциями и понимать свои внутренние переживания.
В трудах отечественных и зарубежных ученых эмоциональная чувствительность понимается как склонность к трогательным ощущениям и представлениям, склонность сопровождать каждое переживание избытком чувств: доброжелательностью, чуткостью, социальной сензитивностью, сочувствием, переживанием, пониманием и другое.
Основными формами проявления эмоциональной чувствительности являются: сопереживание, сочувствие, сострадание, соучастие и др. Отмечено, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается яркое проявление сострадания, особенно к животным.
Игра имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. В работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и других показано, как в игре дети в определенной мере усваивают отдельные знания и умения, поскольку в ней моделируются социальные ситуации и типичные отношения. По их мнению, наиболее существенным является то, что именно сюжетно-ролевая игра дает эффект общего психического развития.
Игра представляет возможности для перестройки эмоционального опыта играющего: создание и разрядка напряжения, освобождение от страха, злости, грусти и др. В игре реализуется способность ребенка быть собой и другим. Весь путь развития эмоций – от их зарождения до факта эмоционального реагирования – в игровых заданиях контролируется контекстом игры, сюжетом, игровой ролью. Обладая особыми эмоциогенными свойствами, игра усиливает эмоции, провоцируемые сенсорными стимулами, индивидуализирует их, обогащает оттенками.
Развитие эмоциональной чувствительности старших дошкольников в игровой деятельности будет успешным при следующих основных условиях:
выявления проблем эмоционального развития в процессе взаимодействия старших дошкольников со сверстниками и взрослыми;
грамотно организованной игровой деятельности в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми;
обеспечения соответствующего содержания игровой деятельности, включающей разнообразные формы и методы развития эмоциональной чувствительности у старших дошкольников;
осуществления индивидуального подхода в работе с детьми с учетом их личностных характеристик и особенностей эмоционального развития;
взаимодействия специалистов и семьи по выработке интеграционного подхода к детям, имеющим недостаточно развитую эмоциональную чувствительность.
По мнению Ш.Р. Лазаруса, ребенок во время игры испытывает ряд эмоциональных состояний: гнев, испуг, ревность, счастье, любовь и др.
Игровая деятельность оказывает непосредственное воздействие на развитие ребенка. Через игру старший дошкольник знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, в ней он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств.
Развитие эмоциональной сферы детей, так же как и интеллектуальной, наиболее эффективно происходит в игре. В ней происходит эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов.
Игровая деятельность в старшем дошкольном возрасте имеет свое специфическое содержание. Игра – особый вид деятельности ребенка, воплощающий в себе его отношение к окружающей, прежде всего социальной действительности. В процессе игры ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Эмоциональные проявления, наблюдаемые в игре, обусловлены протеканием эмоций, порождаемых как реальным Я ребенка, так и ролью, которую он выполняет.
Для формирования и развития эмоциональной чувствительности старших дошкольников наиболее эффективной является игровая деятельность, в которой складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников. В процессе игровой деятельности возможно формирование новых эмоций и преобразование нежелательных. Кроме того, игра позволяет инсценировать эмоции, содержание и интенсивность которых контролируется контекстом игры, что способствует развитию эмоциональной чувствительности.
HYPER13PAGE HYPER15