Публикации Особенности отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности отбора репертуара по ритмике в дошкольном возрасте
Автор: Ахмедова Анна Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад комбинированного вида №79 «Сказка».Статья на тему:«Особенности отбора репертуара по ритмикев дошкольном возрасте»Подготовила муз. руководительАхмедова А.А.Орёл 2017г.С 2013 года произошли существенные изменения в системе дошкольного образования. В первую очередь, появились нормативно правовые документы федерального уровня: закон об образовании от 29 декабря 2012г. № 273- ФЗ «Об образовании Российской Федерации», приказ Министерства образовании и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившиеся представление педагогов в работе дошкольных учреждений. Содержание музыкального образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие музыкальных способностей ребёнка, способного в дальнейшем самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес представляют музыкально- ритмические движения в дошкольном возрасте как первая ступень музыкального образования.Ритмика (музыкально- ритмические движения) является одним из важнейших направлений музыкального воспитания. В связи с этим представляется чрезвычайно значимым, чтобы у педагогов, особенно без достаточного опыта работы с детьми, были чёткие представления об особенностях формирования музыкально- ритмической деятельности детей дошкольного возраста.Ритмика - деятельность ребёнка, занимающая прочное место в дошкольной педагогике. В исследованиях учёных отмечается то, что движения облегчают восприятие и конкретных, и обобщающих музыкальных образов. Музыка вызывает у детей определённые настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер.Через движения дети естественнее, легче воспринимают форму произведения, музыкальные жанры, а также многие средства музыкальной выразительности: регистр, темп, динамику, ритм.Основными особенностями отбора по ритмике являются :
  • Яркость, художественность музыкальных произведений, динамичность их образов;
  • Характер музыки, побуждающий к движениям;
  • Многообразие жанров, тематике, характера музыкальных сочинений на примерах классической, современной и народной музыки;
  • Соответствие движений характеру, образом музыки;
  • Разнообразие движений(сюжетно- образные, танцевальные, двигательные упражнения)
  • Все события и явления, которые происходят в жизни ребёнка, находят своё отражение в танцевальном творчестве. Предлагаю вашему вниманию танец «Пограничники» ко дню 9 мая и т.д.Цель ритмики состоит:
  • В дифференциации и углублении восприятия музыки, её образов.
  • И формировании на этой основе навыков выразительного движения.
  • А главная задача музыкально- ритмического восприятия – это подведение детей к выразительному, непринуждённому исполнению танцев, хороводов , плясок.Таким образом, правильно поставленные цели и задачи, помогающие их решать, вводит детей в мир музыки с чётким, конкретным представлением о ритме и красоте движений, о музыкальном виде искусства, которые необходимо прививать с дошкольного возраста. В истории современного музыкально- ритмического воспитания в детском саду наблюдается несколько тенденций отбора музыкальных произведений для игр, упражнений, танцев, плясок, хороводов. Вся работа по отбору репертуара по ритмике выстраивается по принципу «от простого к сложному», с учётом всех необходимых музыкально- ритмических навыков выразительного движения, при условии многократного повторения заданий. Это помогает успешному выполнению требований программы.Этапы отбора репертуара по ритмике:
  • Прослушивание музыкального материала
  • Первоначальное знакомство с ритмическими движениями
  • Последовательное обучение ритмическим навыкам
  • Повторение, закрепление, выразительное исполнение.
  • Необходимые условия для подбора репертуара по ритмике в каждой группе:
  • Возраст детей
  • Уровень общего, физического и музыкального развития детей
  • Материально- техническая база дошкольного учреждения
  • Уровень квалификации музыкального руководителя и воспитателя
  • Наполняемость группы
  • Репертуар по ритмике в младшем возрасте:
  • Упражнения, содержащие конкретный зрительный образ
  • Репертуар по ритмике в старшем возрасте:
  • Усложнённые последовательные упражнения, на определённую двигательную нагрузку.
  • Учитывая положения о том, что музыкально- ритмическая деятельность – целенаправленный процесс, осуществляемый с помощью специально подобранного материала.Поставила следующие условия подбора репертуара по ритмике:
  • Подбор и систематизация игр и упражнений для развития общей и мелкой моторике под музыку
  • Составление таблицы упражнений для развития различных группмышц рук, ног, корпуса.
  • Составление перечня музыкально- ритмических упражнений для развития общей моторики
  • Разработка методических рекомендаций для проведения игр и упражнений данного комплекса.