Публикации Лекция для родителей «Профилактика экранной зависимости у дошкольников»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция для родителей «Профилактика экранной зависимости у дошкольников»
Автор: Стафеева Евгения Николаевна

Методическая разработка педагога-психолога
Стафеевой Евгении Николаевны
МАДОУ № 27 Сказка, г. Сысерть, Свердловской области
ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Профилактика экранной зависимости у дошкольников
Чем занимаются дети дошкольного возраста в свободное время?
И взрослые и дети устают к концу рабочего дня. Взрослым хочется отдохнуть, а дети хотят провести время с мамой и папой. Ребёнок просит поиграть с ним, а уставшие родители часто хотят, чтобы ребёнок оставил их в покое, хотя бы на какое-то время. И здесь, как родители считают, могут спасти гаджеты: телефоны, айфоны, компьютер и т.д.
Родители часто не осознают, какую опасность таит электронное устройство, с которым ребёнок может сидеть тихо очень долго – порой часами…
Родители начинают понимать, что опасность пришла, нагрянула, накрыла, когда уже бывает поздно.
Примерно к 10-12 годам подросток отказывается с родителями разговаривать, ничего не хочет, ничего ему не интересно, тогда начинают искать помощи у специалистов.
Уже имеются данные исследований учёных, что гаджеты могут довести детей до ожирения и до аутизма. При избытке компьютера в жизни ребенка появляются и проблемы с физическим здоровьем — близорукость, искривление позвоночника и лишний вес.
В Беларуси каждый четвертый, а по некоторым данным — каждый третий, ребенок до 18 лет имеет избыточный вес. У многих детей это связано с неактивным образом жизни.
Дети очень много времени проводят в интернете, у них нет живого общения, поэтому впоследствии возникают трудности в общении. Основные модели поведения человека закладываются до семи лет. Если ребенок с трех лет приучился к занятию спортом и посещению спортивных секций, это становится для него образом жизни. То же касается питания и модели общения. Если до этого возраста у ребенка на первом месте в плане общения — родители, это сохранится с большой вероятностью и в будущем. Если же мама на первом году жизни ребенка вся в сети, тщательно следит, что обсуждают на форумах, а ребенок спит рядышком и не мешает, реального контакта с ребенком нет. В будущем может случиться так, что ребенок выйдет на очень распространенное состояние, подобное аутизму. Единой концепции возникновения аутизма не существует. Аутизм развивается по многим причинам, начиная с генетической предрасположенности, заканчивая средой, в которой находится ребенок. Наличие генетической предрасположенности не означает, что у ребенка будет аутизм. Многое зависит от того, как протекала беременность, роды, первые дни жизни ребенка, каким был контакт с мамой на первом году жизни.
Острейшая проблема сегодня — отсутствие общения с ребенком. Мама кормит ребенка грудью и в это время пишет что-то на форуме. Есть аксиома — чтобы ребенок нормально говорил, развивался, начинать с ним разговаривать надо, когда он в утробе матери. База для эмоционального развития ребенка — общение с матерью на первом году жизни. Будет он уверен в себе или будет тревожно мнительным, будет у него страх перед окружающими или доверие к миру, которое формируется в первые 12 месяцев после рождения. Эмоциональную связь ребенка с мамой невозможно заменить никакими компьютерными технологиями.
Результаты исследования российских ученых, показывают, что роль гаджетов в формировании аутизма вполне определенна. Когда малышу читают сказку, у него работает видеовизуализация, то есть ребенок представляет то, что слышит. Это важно в возрасте до трех лет, когда интенсивно развиваются связи между нейронами мозга. Когда же он видит действие на экране, связи между нейронами работают меньше, мозг не тренируется. Таким образом, чрезмерное увлечение технологиями приводит к тому, что мозг ребенка меньше тренируется. Мозг накачивается точно так же, как мышца. Если он не тренируется, ему поступает всё в готовом виде, коэффициент интеллекта ниже.
На каждом этапе развития мозг ребенка в состоянии воспринимать определенное количество информации. Это обязательно надо учитывать. Несмотря на акселерацию, физические возможности, возможности сердечно-сосудистой системы, структура мозга не изменились за последние 100 лет. Соответственно, и ребенок не может перенести большую нагрузку, чем его сверстник 30 и более лет назад. Попытки обойти законы физиологии чреваты неврозом, который возникает из-за того, что незрелая нервная система перенапрягается от избытка информации, поступающей через сеть. Для подростков типично стремление уйти от взаимодействия со взрослыми. В этом возрасте авторитет родителей минимален, наблюдается стремление к группировкам и лидерству. И есть опасность стать жертвой деструктивной информации, например, в таких группах, как Синий кит, Розовый слон и др., покупка психоактивных веществ через сеть. Раньше треть своего времени дети тратили на общение, теперь — на компьютерные игры и интернет.
Очень большой процент формирования зависимостей от электронных устройств, с которыми справиться очень сложно, а порой и невозможно.
В Японии школьникам запретят пользоваться телефонами в школе, а до 10 лет детям запрещено пользоваться мобильными телефонами вообще. В момент разговора телефон излучает радиоволны с частотой сравнимой с радиолокационными системами мощностью около 4 ватт, причем он находится около головы. Это приводит даже к частичному нагреву близлежащих тканей. не говоря уж о самом губительном действии СВЧ излучении.
Когда Стив Джобс руководил Apple, он запрещал своим детям слишком долго сидеть с iPad. Вообще, большинство руководителей технологических компаний и предпринимателей из Кремниевой Долины ограничивают время, которое дети проводят у экранов, будь то компьютеры, смартфоны или планшеты. В семье Джобса даже существовал запрет на использование гаджетов по ночам и в выходные дни. Аналогичным образом поступают и другие гуру из мира технологий.
Это может показаться странным. Но, судя по всему, генеральные директора IT-гигантов знают что-то, чего не знают обыватели.
Крис Андерсон, бывший редактор Wired, который сейчас стал исполнительным директором 3D Robotics, у которого пятеро детей, им от 6 до 17 лет, и ограничения касаются каждого из них. Андерсон даже своих 16-летних детей оградил от экранов в спальне. От любых — даже экранов телевизора. Дик Костоло, исполнительный директор Twitter, разрешает своим детям-подросткам пользоваться гаджетами только в гостиной и не разрешает приносить их в спальню.
Некоторые идут еще дальше. Алекс Константинополь, директор OutCast Agency, говорит, что ее пятилетний сын вообще не использует гаджеты в будние дни. Двое других детей, которым от 10 до 13 лет, могут пользоваться планшетами и ПК в доме не дольше 30 минут в день.
Исследования показывают, что дети до десяти лет особенно восприимчивы к новым технологиям и практически становятся зависимыми от них. Так что Стив Джобс был прав: исследователи говорят, что детям нельзя разрешать пользоваться планшетами больше получаса в день, а смартфонами — дольше двух часов в сутки. Для 10-14-летних детей использование ПК допускается, но только для выполнения школьных заданий.
В общем, мода на IT-запреты проникает в американские дома все чаще и чаще. Некоторые родители запрещают детям пользоваться социальными сетями для подростков (например, Snapchat). Это позволяет им не волноваться о том, что их дети постят в интернете: ведь необдуманные посты, оставленные в детстве, могут навредить их авторам во взрослой жизни.
Чем же занять своих детей?
Автор книги о Стиве Джобсе говорит, что гаджеты, с которыми ассоциировалось его имя, он легко заменял общением с детьми и обсуждал с ними книги, историю — да все что угодно. Но при этом, ни у кого из них во время разговора с отцом не возникало желания достать айфон или айпад.
В итоге его дети выросли независимыми от интернета. Готовы ли вы к подобным ограничениям?
Чтобы избежать проблем или минимизировать последствия — необходимо чаще разговаривать с ребенком, обсуждать с ним информацию, которую он почерпнул в интернете.
Самое главное — живое общение родителей с ребенком, которое должно быть на первом месте. А последовательность такая — сначала с помощью родителей подросток должен осознать себя, а затем искать то, что ему интересно, а не пользоваться тем, на что наткнулся. Если у ребенка нет контакта с родителями, друзьями, то он активнее погружается в искусственную среду, где всегда можно избежать неприятностей, всегда впереди следующий уровень игры, в котором победишь. Уход от реального мира и есть основная проблема, которая поджидает в интернете или в увлечении компьютерными играми. Далее следует психологическая, затем физическая зависимость, - считают специалисты.
Очень важно вспомнить, во что вы, родители, играли в детстве и научить их играть в подвижные и настольные игры, чаще играть вместе с детьми всей семьёй, обращать внимание детей на красоту природы вокруг. Дети 3-4 лет получают огромное удовольствие от лепки, аппликации, ролевых игр с 1-2 ролями и простым, неразвёрнутым сюжетом. На следующих возрастных этапах детям нравится рисовать, а также им будет интересно посетить зоопарки, кукольный и другие театры с детскими постановками, краеведческие музеи и другие культурные развлечения.