Публикации Роль авторских знаков препинания в художественном произведении.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль авторских знаков препинания в художественном произведении.
Автор: Петрова Надежда Ильинична


Роль авторских знаков препинания в художественном произведении.
(на примере анализа рассказа Н.С.Лескова Зверь)
Тема авторские знаки препинания в школьном курсе русского языка глубоко не изучается, но умение их выявлять в тексте важно. Эту тему я предлагаю включить в 10 классе после изучения произведения Н.С.Лескова Очарованный странник. Рассказ Зверь предложить прочитать дома, к анализу приступить на уроке .
В рассказе Н.С.Лесков Зверь я обратила внимание на идейную значимость авторских знаков. Чтобы определиться и понять это , обратимся к содержанию текста. Во-первых, произведение относится к святочным рассказам. Святочные рассказы – это не совсем сказка, хотя немного напоминает её, например, тем, что в нем всегда счастливый финал описанных событий. Во-вторых, в таких рассказах обязательно происходит чудо в определенный период времени: от Рождества до Крещения. В третьих, главными действующими героями являются дети , в данном произведении это герой –рассказчик.
Итак, героя-рассказчика на Рождество отправили к дяде, который пользовался невеселой славой. Дядя любил развлекаться с медведями, которых должны были убить прилюдно именно в Рождество. За медведями ухаживал дворовый Ферапонт, или ,как любили его называть , Храпон. Привязанность Храпона к медведю была так велика, что, даже став большим зверем, он слушался и во всем подчинялся Ферапонту, что бывало очень редко с лесными хищниками. Поэтому наставник никогда не смог бы убить своего четвероногого друга. Действия развиваются таким образом, что жестокосердный дядя, никогда никому не прощавший ошибок , никогда не выказывавший своей милости , отменяет свой приказ: происходит чудо, он отпускает Сганареля в лес, дает Ферапонту вольную и 100 рублей.
Интересно, что для выражения основной идеи рассказа: свершение рождественского чуда, автор строит предложения таким образом и использует такие знаки препинания, которые помогают акцентировать на важных моментах развития действия.
Далее работу с учащимися лучше выполнить в виде таблицы ,заполняя ее в ходе анализа.
Любимый авторский знак в рассказе Зверь-тире, это не случайно, он служит для объяснения причины, уступки, опущение каких-то членов предложения или же конкретизирует, уточняет предмет или действие.
Обилие тире встречается в начале рассказа, в первых четырех главах. Здесь происходит завязка и развитие действия. Лесков подробно знакомит читателя с главными действующими персонажами: рассказчиком и Ферапонтом. Именно при описании этих героев и при характеристике возраста мальчика, при описании внешних черт и способностей Храпона Лесков использует тире.
Как известно, святочные рассказы рассчитаны на читателей детей. Рождество - праздник счастья, радости и чуда, поэтому автору важно указать возраст мальчика (предложения №1 и №2). Следующим важным участником свершения рождественского чуда является молодой доезжачий Ферапонт. Именно он воспитывает Сганареля, которого должен убить по приказанию помещика - дяди рассказчика. При описании привлекательной внешности молодого человека и его умении чувствовать и любить животных Лесков использует такие синтаксические конструкции, что делает ударение именно на этих качествах: красота, доброта, любовь , они не совместимы с людской жестокостью.. Не может человек , красивый душою , поднять оружие даже на зверя, воспитанного им (предложения из III и IV глав.)
Я обратила внимание, что с IX по XV главы нет авторских знаков препинания, хотя именно здесь описывается кульминационные события, которые развиваются очень динамично и неожиданно. Замысел свирепого дяди не удался, медведь Сганарель не убит, значит, должны быть наказаны все крестьяне, которые не выполнили его приказа. Но неожиданна развязка события. Дядя мальчика-рассказчика смилостивился, дает свободу Ферапонту и 100 рублей и отменяет приказ истерзать медведя.
Рождественское чудо свершилось. Лескову важно остановиться на этом моменте ,и в последней XVI главе автор использует еще одно предложение с тире, завершающее все повествование (предложение из XVI главы).
Таким образом, авторские знаки препинания в рассказе использованы для выражения идейного своеобразия произведения – свершение рождественского чуда. Роль авторских знаков в рассказе огромна, так как они показывают некую важность событий, которую невозможно почувствовать, если бы они были описаны по принятым правилам пунктуации, установленным стандартами богатого русского языка.
Предложения с авторскими знаками препинания
№ главы рассказа
События, описанные в данной главе
Композиционные части рассказа
Матушка моя тогда была очень молода, а я – маленький мальчик.
1
Завязка действия
При том случае, о котором я теперь хочу сказать, - мне было всего только пять лет.
Храпон считался красавцем – он был бел, румян, с черными кудрями и с черными же большими глазами навыкате.
3
Развитие действия
Храпон же отвечал за то, если сделает неудачный выбор, - но он с первого же раза выбирал для этой роли удивительно способного и умного медведя, которому было дано необыкновенное имя: медведей в России вообще зовут мишками, а этот носил испанскую кличку Сганарель.
4
5
6
7
Оба мы, то есть я и мой ровесник – двоюродный брат долго ворочались в своих кроватках.
8
Но такой вопрос был выше религиозных соображений старушки, и она, подозревая и крестя рот рукою, отвечала, что наверно она об этом ничего не знает, так как ни разу о том у священника не спрашивала, но что, однако, медведь - тоже Божие создание, и он плавал с Ноем в ковчеге.
9
Кульминация
10
11
12
13
14
15
Развязка
Эти два добряка, о которых много бы можно сказать, были – мой дядя и его Ферапонт, которого старик в шутку называл: Укротитель зверя.
16