Публикации Дифференциация звуков ш - ж

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дифференциация звуков ш - ж
Автор: Ионина Тамара Степановна

Индивидуальное логопедическое занятие по развитию фонематического восприятия Тема: Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]Подготовительная группаФФНР Цель: закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах; закрепить умение делить слова на слоги; продолжать учить составлять  слова из слогов; продолжать работу над деформированной фразой; развивать фонематический слух, внимание, мышление, мелкую моторику рук; создать положительное психоэмоциональное настроение.Задачи:Коррекционно-образовательные: закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж]; учить дифференцировать их по звонкости-глухости на уровне слогов, слов; закреплять умение определять первый звук в слове.Коррекционно-развивающие: развивать мышление, внимание, память воображение, развивать мелкую моторику; тренировать способность удерживать и выполнять двухуровневые инструкции; развивать фонематическое восприятие;Воспитательные1. воспитывать доброжелательность, инициативность; 2. соблюдать правила поведения на занятииОборудование: предметные картинки, артикуляционные схемы звуков [ш], [ж], игрушки главных героев, мяч, фишки синего цвета с колокольчиком и без колокольчика (условное обозначение согласных звуков).Ход занятия1. Организационный момент оздание положительной мотивации к занятию).Логопед Вспомним правило речи.Говорим всегда красиво,Смело и неторопливо,Ясно, четко говорим,Потому что не спешим.Логопед. К нам пришли гости. Послушай и догадайся, кто к нам пришёл.Логопед загадывает загадки.Красотка, звезда,И совсем не свинюша!Узнали кто это?Конечно же... (Нюша) Колючки, очки,Пара ручек и ножек.Узнали кто это?Конечно же... (Ёжик)Появляются Нюша и Ёжик.Логопед. Нюше и Ёжику пришли письма от их друга Звуковичка. (Логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит Смешариков помочь ему их найти. Давайте вместе с Нюшей и Ёжиком поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в добрый путь!2 Введение в тему.Логопед. Нюша и Ёжик хотят поиграть со своими любимыми звуками.Один из этих звуков живёт в начале слов: шапка, шуба, шоколад. Какой это звук? (Звук [Ш]).Действительно, этот звук один из любимых звуков Нюши, потому что в её имени есть звук [Ш].- Второй звук живёт в начале слов: жук, жёлудь, жилет. Какой это звук? (Звук [Ж]).Этот звук - один из любимых звуков Ёжика, потому что в его имени есть звук [Ж].Логопед. Ребята, сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать два разных, но очень похожих звука [Ш] и [Ж]. 3 Сравнительная характеристика звуков [Ш] и [Ж].Работа с индивидуальными зеркалами. Перед зеркалами выполняют артикуляцию звука, и дают характеристику.[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.Логопед. Чем похожи эти звуки?Ребёнок. При произнесении этих звуков губы вытянуты вперёд и округлены, между верхними и нижними зубами – расстояние, широкий кончик языка – «чашечкой» за верхними зубами. Эти звуки – согласные.Логопед. Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и споём снова эти песенки.Ребёнок. Когда произносим звук [Ш] – горлышко молчит, а когда звук [Ж] – звенит. Звук [Ш] – глухой, а звук [Ж] – звонкий.4 Артикуляционная гимнастика.Потренируем язычок.Выполняются упражнения: «Чашечка», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Грибок»,  «Гармошка».Зрительный контроль со стороны логопеда, использование большого зеркала, ребенок выполняет упражнения. Логопед дает рекомендации ребенку.«Чашечка»Взялся язычок за дело,«Чашечку» он сделал смелоЛовко вверх подняться смогНаш широкий язычок.«Вкусное варенье» Рот приоткрыть. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, выполняя движение сверху - вниз.Очень вкусное отличноеСъем варенье земляничное,И широким язычкомГубку оближу потом.«Грибок» — нужно улыбнуться, показать зубы, присосать широкий язык к небу, рот раскрыть как можно шире, так чтобы ножка «грибка» натянулась. Под осиной, под осинойВ красной шапке гриб красивый.Подосиновик – грибок,Полезай в наш кузовок.«Лошадка» — сделать упражнение «Грибок», максимально открыть рот, не отрывая языка от неба. Затем щелкнуть языком. Что за цокот раздаётся?То лошадка к нам несётся.На лошадку мы глядим,Так же цокать все хотим:- Цок - цок – цок, цок – цок – цок.Наш зацокал язычок.«Гармошка» улыбнуться, присосать широкий язык к небу. Не отрывая язык открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).Ну-ка, рот пошире, крошки!Поиграем на гармошке!Язычок не опускаем, Только ротик открываем.Раз, два, три, четыре, пять,Нам не трудно повторять!5 Дифференциация звуков Цель: выделение звуков [ш] и [ж] из ряда звуков, слогов, слов.Игра «Поймай звук».Логопед. Я буду произносить звуки, а ты подними синюю фишку без колокольчика, если услышишь звук [Ш], синюю фишку с колокольчиком – если услышишь звук [Ж].Звуки [к], [п], [ш], [л], [ф], [ж], [н], [ш], [д], [ж], [м], [р], [ш], [т], [ж]Логопед. Молодец, хорошо справился с заданием, поймал все слова со звуками [ш] и [ж].6 Дифференциация звуков в слогахСлогиЛогопед. Я буду произносить слоги, а ты хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ш], стукни ладошкой по столу – если услышишь звук [Ж].жу – ла – ко – шопыжирошо – су – шу Логопед. Давайте сейчас с нашими гостями споём слоговые песенки, при этом чётко произнося звуки [Ш-Ж]. Ша-жа, ши-жи, ше-же, шо-жо, шу-жу.Ша-жа-ша, ши-жи-ши, ше-же-ше, шо-жо-шо, шу-жу-шу.Жа-ша-жа, жи-ши-жи, же-ше-же, жо-шо-жо, жу-шу-жу.Ребенок пропевает с логопедом слоговые песенки.7 Дифференциация звуков в словахЛогопед. Я приготовила подарки нашим гостям, но они перепутались. Давайте разберём подарки, и подарим Нюше картинки со звуком [Ш], а Ежику – со звуком [Ж].[ш] шар, шарф, шапка, карандаши, машина[ж] журнал, жилет, лыжи, флажок, ежиИгра «Закончи слово»Цели: развитие умения различать звуки [ш] и [ж] в словах; формирование навыков звукового анализа и синтеза.Добавь слоги:-ша или -жа: Ма…, лап…, ко.., кры…, афи…;-ши или -жи: малы…, ланды…, но…, эта…, лу…, камы…, лыЗадание «Составить слово из слогов».ма – ши – на,  туш – ка – ка,    шах – ты – ма,  пи – мажа,   пру – на – жикижу.Игра «Добавь слово»Цель: различение звуков [ш] и [ж] в словах.Логопед. Послушай меня внимательно. Сейчас я буду читать тебе маленькие стихотворения. Я начну предложение, а ты его закончишь, добавишь слово, которое подходит.Я рубашку сшила мишке.Я сошью ему… (штанишки).И бежит Айболит к бегемотикам,И хлопает их по… (животикам). К. ЧуковскийЛежебока рыжий котОтлежал себе… (живот).И беседовал с ужами, Заяц хлопая …(ушами)Жук упал и встать не может,Ждет он, кто ему… (поможет). С. МаршакКак на тоненький ледок Выпал беленький …(снежок)Прицепившись к задней шине,Мишка едет на… (машине).Молодец, все слова в стихотворения добавил правильно.Игра «Пары слов»Цель: различение звуков [ш] и [ж] в парах слов.Наши друзья решили дружно спеть свои песни. Когда услышишь в их песнях звук [ш], стукни по столу один раз, когда звук [ж] – два раза.Пары слов: шар – жар, уши – ужи, жутко – шутка, книжный – пышный, шаль – жаль, шить – жить, порошок – пирожок, хожу – ношу, шарить – жарить, шалость – жалость, Луша – лужаИгра «Замени звук»Логопед: Нюша и Ежик предлагают тебе игру «Замени звук».Я буду называть слово со звуком [ш] и бросать тебе мяч, а ты заменяешь звук [ш] на звук [ж] в этом слове и возвращаешь мне мяч.шар, шарит, шаль, Луша[ж] - [ш]жить, сажа, мажет8 Физминутка (под песенку «Если нравится тебе»)Нюша и Ежик предлагают тебе отдохнуть. Они приготовили для тебя весёлую физкультминутку.Если нравится тебе, то делай так:- ша, шаша (хлопки).Если нравится тебе, то делай так:- жажа, жа (хлопки).Если нравится тебе, то делай так:- жужу, шу – шу (хлопки, топот).Если нравится тебе, то делай так:- шошошо, жожо (прыжки, приседания).Если нравится тебе, то делай так:- жожо, шошошо (приседания, прыжки).9 Дифференциация звуков [ш] и [ж] в предложенияхИгра «Закончи предложение»Я начну произносить предложение, а ты закончишь его, с помощью картинок, которые я тебе буду показывать.В лукошке…вишни. Повтори все предложение, что получилось. Правильно.Женя едет на …машине. Повтори все предложение.У Наташи вкусная …ежевика. Повтори все предложение.Хороши наши…лыжи. Повтори все предложение.У Жанны большой…флажок. Повтори все предложение.Миша и Маша кушают …баклажаны. Повтори все предложение.Умница, закончил и повторил все предложения правильно.Логопед. Нюша и Ежик приготовили для тебя необычное задание. Нужно правильно построить предложения с их любимыми звуками.Деформированная фраза.Женя мыть уши вода.В сад мыши жить.Катя бежать с кошка рыжая.Маша в жакет шкаф вешать.В писать Женя школа буквы.На стол лежать желтая груша.10 Дифференциация звуков [ш] и [ж] в чистоговоркахшажаша – свежая лапша;ши – жи – ши – Женя с Мишей – малыши;шу – жу – шу – вижу и пишу;жаша жа – шапка у ежа;жи – ши – жи – положи ножи;жу – шу – жу – Маше покажу.Умница, все слова разделила правильно на слоги и правильно разложила, с двумя слогами около кошечки, с одним слогом около жука.11 Домашнее заданиеВыучить потешку, учиться различать звуки [Ш-Ж].Кошка мышку не поймала,Мышка в норку убежалаИ от страха там дрожит.Кошка мышку сторожит.12 Подведение итога занятияЛогопед. С какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи, чем отличаются?Что делали сегодня на занятии? В какие игры играли?Вспомни слова со звуком [ш], со звуком [ж].Ты хорошо потрудился, со всеми заданиями справился. Нюше и Ежику очень понравилось с тобой играть. Нюша и Ежик подарили тебе раскраски Смешариков.