Публикации проектную работу по литературе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: проектную работу по литературе
Автор: Петрова Надежда Ильинична

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная школа № 5» г. Канаш Чувашской РеспубликиИсследовательский проект: «Образ русской печи в фольклоре и русской литературе».Петрова Надежда Ильинична , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 5» г. Канаш. Образ русской печи в фольклоре и русской литературе.Цель работы: на основе произведений русского фольклора и русской литературы исследовать значение печи в жизни русского народа. Изучая и анализируя собранный материал, мы выдвинули гипотезу, что печь была центром не только избы, но и всей жизни русского человека и что по отношению к ней можно судить о хозяевах дома.Задачи исследовательской работы:
  • Познакомиться с образом русской печи в пословицах, поговорках, в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой».
  • Выяснить значение печи в жизни русского народа.
  • Выяснить роль образа печи в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой».
  • Доказать, что печка была центром, вокруг которого строилась жизнь русского человека и по состоянию печи можно было судить о хозяевах дома.
  • Объект исследования: быт и нравы русского народа.Предмет исследования: русская печь.Первым этапом в нашей работе было обращение к словарю. Вот какое толкование даётся в словаре С. И. Ожегова:«Печь – это сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовление горячей пищи. Русская большая квадратная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой»; в толковом словаре В.И. Даля:«Печь – это «снаряд для топки, для разводки в нём огня. Русская печь, кирпичная или битая, для тепла и варки пищи, печенья хлеба; голландская, комнатная, разных видов и устройства, ради тепла, угреву». Второй этап нашей работы – это обращение к русским пословицам и поговоркам. В русских пословицах и поговорках очень много малых жанров , содержащих понятие «печь». Самая важная, как нам показалось , это «Печь царица избы», а самая известная «Танцевать от печки». Немало метких выражений касается семьи, родни, соседей, т.е. социума. В частности, такое: «Две головни и в поле горят, а одна и в печи тухнет», «Человека узнаешь, когда из семи печей с ним щей похлебаешь». Обратили внимание на то, что связанные с печкой выражения характеризуют людей, качества их характера. Так, о никчёмном человеке говорили: «Сам на печке, нос в горшочке, а язык на речке». О слабом и безвольном отзывались: «Всем бит, и о печку бит, разве только печкой не бит». Над взявшимся не за своё дело подшучивали: «Пётр в печке пёк печенье, да перепёк всю выпечку». Про опытного человека говорили: «Он из семи печей хлебы едал», а о счастливых, что они «родились в печке». Трудолюбивый русский народ часто осуждал здоровых и полных сил людей, которые лежат на печи в любое время, не зная меры, их называли печушниками – лежебоками, печепарами или печегнётами. Негативное отношение к подобным людям отразилось во многих пословицах и поговорках, которые сохранили меткие слова и выражения, высмеивающих лентяев. «Лёжа на печи, прогладишь кирпичи», «Лень, отвори дверь и подай кочергу», «Замёрзла тётка на печи лёжа». Немало примет и поверий связано с печью . Так, плохим знаком считался плевок или грубое слово в сторону печки, даже волосы, снятые с расчёски, нельзя было бросать в огонь, чтоб не привлечь злых духов. Кто посидел на печи в доме, тот уже не чужой, а свой человек. Путники, приложив руки к печи и согретые сокровенным теплом дома, уже не могли сделать этом дому зло, так как доброта обезоруживает. Новобрачную молодой муж трижды торжественно обводил вокруг очага, прося у Бога – Огня счастливой жизни и много здоровых детей , а новорождённого мыли со словами: «Расти с брус вышины, да с печь толщины». В присутствии печи, как при матери, нельзя было ругаться и ссориться, если кто – нибудь позволял себе нецензурное выражение, его одёргивали со словами : «Печь в хате!» Кроме того, русская печь играла роль домашней метеостанции. По её поведению предсказывали погоду. Если тяга в печи, то на мороз, а если слабая, то на сырую погоду; красный огонь и дрова трещат – к морозу, а вот огонь белый и дрова в печи горят без треска – скоро наступит оттепель. Поэтому не зря в народе говорили: « Печь – царица дома». Далее мы обратились к русским сказкам, в которых встречается образ русской печи. Самые известные это : «По щучьему веленью» и «Гуси – лебеди». В сказке «По щучьему веленью» печь характеризует Емелю как лентяя, которому даже за водой лень сходить, а в сказке «Гуси – лебеди» печь Мать- заступница , покровительница малых деток, нуждающихся в защите.Следующий этап исследования – это обращение к рассказу Астафьева «Конь с розовой гривой». Обратили внимание на то, что втор для описания печи в избе семьи Леонтьевых использует всего лишь одно слово : «раскорячилась». Что же имеет в виду В. Астафьев под этим резким определением? Обратимся к толкованию. Вот какое объяснение даётся в «Толковом словаре» Т. Ефремовой:
  • Изгибаться, корчиться. 2 ) перен. Прилагать чрезмерные физические усилия, надрываться, выполняя тяжелую работу. 3) перен. Упрямиться, быть несговорчивым.
  • В «Словаре синонимов» даны следующие синонимы к слову корячиться: ерепениться, упрямиться, упрямствовать, артачиться, надсаживаться, надрываться, работать, упираться, страдать, мучиться, кочевряжиться, упираться как бык, упираться как баран, трудиться, ломаться, фордыбачиться, фордыбачить, биться, кобениться. В ходе изучения собранного материала по слову «раскорячиться» мы предположили , что В. П. Астафьев, великий знаток быта и культуры русского народа ,не случайно использует это меткое слово « раскорячилась», во – первых, слово использовано в переносном значении и синонимами к нему являются: надрываться , страдать, мучиться. Во-вторых ,автор вкладывает важное значение в эту деталь. Будучи любителем и ценителем русского фольклора, автор раскрывает семью Левонтьевых через их отношение к печи. Может о таких людях в народе говорят: «Лень, отвори дверь и подай кочергу», «Замёрзла тётка на печи лёжа». Печь Левонтьевых страдает и мучается от лени и беззаботности хозяев. О семье Левонтьевых и об их хозяйстве можно прочитать следующее. Дом «стоял он сам собою, на просторе и ничегото ему не мешало смотреть на свет белый коекак застеклёнными окнамини забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни», а печь вовсе «раскорячилась посреди избы». Семейство Левонтьевых было большое, безалаберное, жило ,не утруждая себя. В день получки гуляла вся семья, а спустя тричетыре дня хозяйка опять ходила по селу и занимала до получки денег, муки, картошки. Левонтьевские дети всегда балуются, ругаются, дерутся. Самым вредным из них был Санька. Именно он заставил главного героя, Витьку, обмануть свою бабушку. Бабушка говорила о них так : «У них в карманевошь на аркане Таким образом , печка, «раскорячившаяся посреди дома» ярко и выразительно характеризирует всю семью Левонтьевых и их подворье. Если бы они были трудолюбивыми, хозяйственными, не тратили бы всю получку за день, то и печь у них была бы побеленная, чистая, и все хозяйство было в порядке , как у бабушки мальчика-рассказчика.Результаты и выводы.1. Мы узнали о значении печи в жизни русского народа. 2. Познакомились с образом русской печи в пословицах, поговорках и поверьях.3. Проанализировали образ русской печи в рассказе В. Астафьева «Конь с розовой гривой».4. Доказали, что печка была центром, вокруг которого строилась жизнь русского человека и по состоянию печи можно было судить о хозяевах дома.