Публикации
Проблема нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблема нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Автор: Кехваева Анжелика Григорьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблема нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Автор: Кехваева Анжелика Григорьевна
Проблема нравственно-духовного воспитания детей дошкольного возраста
в условиях ДОУ.
Воспитатель МБДОУ д/с. № 16Колокольчик
Кехваева Анжелика Григорьевна
…Сосуд не теряет своего запаха,
дурного или хорошего,
которым он напитался:
таково и воспитание детей!
Поэтому необходимо с детства
приучать их к доброму.
Дмитрий Ростовский, святитель
С чего начинается постижение добра? С любви к ближнему, с заботы об окружающей природе, с внимания к другу, с уважения к старшему. С раннего возраста человек должен учиться нравственности, воспитывать и развивать в себе добродетели. И в этот момент очень важную роль в жизни каждого малыша и становлении его личности играет взрослый, который всегда рядом и который всегда поможет и подскажет: мама или воспитатель.
В настоящее время проблема воспитания духовно, психически и телесно здоровых детей стоит особенно остро. Специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе, и дошкольного возраста в сфере нравственного и духовного здоровья. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать добро и зло, складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями взрослых и мистикой.
Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей возможны только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, при формировании подлинно нравственных граждан.
Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.
И этого можно достигнуть силой православия, которая показывает нам приоритет духовных ценностей над материальными благами и назначение человека. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. И это должно стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
В целях воспитания духовно обогащенной личности в МБДОУ детском саду №16 Колокольчик города Пятигорска ведется инновационная деятельность по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с семьей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в рамках духовно-нравственного воспитании. Коллектив учреждения ставит перед собой следующие цели:
- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,
поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Способствовать сохранению чистоты, целомудрия, становлению
нравственно-духовных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников, а также формирования моральных качеств будущего гражданина России.
- Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Так же перед коллективом поставлен ряд задач:
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
- Приучать детей к этическим нормам поведения и к самодисциплине.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение
православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности…
- Приобщить ребенка к истокам народной культуры через сопричастие к православным праздникам и восстановлением традиций русского народа.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление с основами православной педагогики.
Основным условием реализации работы является готовность педагогов: их
профессиональная компетентность и высокий нравственно-духовный потенциал, включающей, в первую очередь, любовь к детям, поскольку высшие нравственные чувства развиваются благодаря любви к ближнему, являющейся необходимой духовной средой воспитания.
Важнейшую роль в нравственно-духовном воспитании детей дошкольного возраста призван сыграть курс народной культуры, который для детей дошкольного возраста – не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, живое содержание, связанное с православным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр-драматизаций, труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.
Основой содержания работы нравственно-духовного воспитания является народная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как в семье, так и в детском саду через естественное включение в жизнь ребенка специально подобранных сказок, игр, продуктивной художественной деятельности, праздников.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин, прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником воспитания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей. Работу в этом направлении нам помогают осуществлять родительские собрания, семинары-практикумы, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации.
В результате такой работы мы видим положительные изменения, произошедшие в развитии детей. Улучшилось отношение друг к другу, к детям, которые младше по возрасту. Дети научились сочувствовать обиженному и выражают несогласие с действиями обидчика, одобряют действия того, кто поступил справедливо. Проведенная работа помогла определить пути становления у детей представлений о православной культуре, истории и традиционной жизни русского народа, сформировался интерес к прошлому Руси.
В дальнейшем мы планируем продолжить поиск путей совершенствования работы, так как проблемы духовно-нравственного развития детей на сегодняшний день в обществе стоят особенно остро.
Список используемой литературы:
1. Абраменкова В. В. Сорадость и сопереживание в детской картине мира.,- М..1999
2. Алексеева, А. О православном дошкольном воспитании в России / А. Алексеева // Дошкольное воспитание. 2004. - № 1. - С. 4-12.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / М.И. Богомолова / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. - 231 с.
4. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Часть III. Семья в русской литературе XIX в. – М., 2001.
5. Калинина Г. В. Православной маме: в ожидании первенца, -М..2001.
6. Кравцова М. Г. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников.-М., 2002.
7. Петракова Т. Н. Духовные основы нравственного воспитания.- М., 1997.
в условиях ДОУ.
Воспитатель МБДОУ д/с. № 16Колокольчик
Кехваева Анжелика Григорьевна
…Сосуд не теряет своего запаха,
дурного или хорошего,
которым он напитался:
таково и воспитание детей!
Поэтому необходимо с детства
приучать их к доброму.
Дмитрий Ростовский, святитель
С чего начинается постижение добра? С любви к ближнему, с заботы об окружающей природе, с внимания к другу, с уважения к старшему. С раннего возраста человек должен учиться нравственности, воспитывать и развивать в себе добродетели. И в этот момент очень важную роль в жизни каждого малыша и становлении его личности играет взрослый, который всегда рядом и который всегда поможет и подскажет: мама или воспитатель.
В настоящее время проблема воспитания духовно, психически и телесно здоровых детей стоит особенно остро. Специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе, и дошкольного возраста в сфере нравственного и духовного здоровья. Искажения в развитии личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать добро и зло, складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды, высшие сферы личности ребенка-дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями взрослых и мистикой.
Очевидно, что преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей возможны только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, при формировании подлинно нравственных граждан.
Только все вместе – образовательное учреждение, семья, церковь, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”.
И этого можно достигнуть силой православия, которая показывает нам приоритет духовных ценностей над материальными благами и назначение человека. Духовность понимается как ценностное измерение высших начал: добра, любви, истины, правды, красоты, жизни, человечности, сочувствия, как приоритет таких ценностей как Родина, семья, долг, подвиг. И это должно стать нормами нашей жизни, и жизни детей.
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения - той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.
В целях воспитания духовно обогащенной личности в МБДОУ детском саду №16 Колокольчик города Пятигорска ведется инновационная деятельность по проблеме сотрудничества дошкольного учреждения с семьей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в рамках духовно-нравственного воспитании. Коллектив учреждения ставит перед собой следующие цели:
- Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
- Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
- Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения,
поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
- Способствовать сохранению чистоты, целомудрия, становлению
нравственно-духовных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников, а также формирования моральных качеств будущего гражданина России.
- Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
Так же перед коллективом поставлен ряд задач:
- Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
- Приучать детей к этическим нормам поведения и к самодисциплине.
- Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
- Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
- Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение
православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности…
- Приобщить ребенка к истокам народной культуры через сопричастие к православным праздникам и восстановлением традиций русского народа.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление с основами православной педагогики.
Основным условием реализации работы является готовность педагогов: их
профессиональная компетентность и высокий нравственно-духовный потенциал, включающей, в первую очередь, любовь к детям, поскольку высшие нравственные чувства развиваются благодаря любви к ближнему, являющейся необходимой духовной средой воспитания.
Важнейшую роль в нравственно-духовном воспитании детей дошкольного возраста призван сыграть курс народной культуры, который для детей дошкольного возраста – не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, живое содержание, связанное с православным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр, прогулок и экскурсий. Темы для рисования, лепки, аппликации, ручного труда, подбор сказок и художественных произведений для душеполезного чтения с последующим обсуждением, для заучивания наизусть, для игр-драматизаций, труд и праздничные утренники подчинены достижению основной цели – целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка дошкольного возраста.
Основой содержания работы нравственно-духовного воспитания является народная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста, как в семье, так и в детском саду через естественное включение в жизнь ребенка специально подобранных сказок, игр, продуктивной художественной деятельности, праздников.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин, прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником воспитания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Ни одна, даже самая лучшая программа не сможет дать полноценные результаты, если она не реализуется совместно с семьей. Работу в этом направлении нам помогают осуществлять родительские собрания, семинары-практикумы, круглые столы, индивидуальные и групповые консультации.
В результате такой работы мы видим положительные изменения, произошедшие в развитии детей. Улучшилось отношение друг к другу, к детям, которые младше по возрасту. Дети научились сочувствовать обиженному и выражают несогласие с действиями обидчика, одобряют действия того, кто поступил справедливо. Проведенная работа помогла определить пути становления у детей представлений о православной культуре, истории и традиционной жизни русского народа, сформировался интерес к прошлому Руси.
В дальнейшем мы планируем продолжить поиск путей совершенствования работы, так как проблемы духовно-нравственного развития детей на сегодняшний день в обществе стоят особенно остро.
Список используемой литературы:
1. Абраменкова В. В. Сорадость и сопереживание в детской картине мира.,- М..1999
2. Алексеева, А. О православном дошкольном воспитании в России / А. Алексеева // Дошкольное воспитание. 2004. - № 1. - С. 4-12.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды / М.И. Богомолова / под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 2001. - 231 с.
4. Духовно-нравственные основы семьи: Хрестоматия для учителя. Часть III. Семья в русской литературе XIX в. – М., 2001.
5. Калинина Г. В. Православной маме: в ожидании первенца, -М..2001.
6. Кравцова М. Г. Воспитание детей на примере святых царственных мучеников.-М., 2002.
7. Петракова Т. Н. Духовные основы нравственного воспитания.- М., 1997.