Публикации
Игровая обучающая ситуация «Путешествие в Жигулёвский заповедник»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровая обучающая ситуация «Путешествие в Жигулёвский заповедник»
Автор: Гаврилова Ирина Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Игровая обучающая ситуация «Путешествие в Жигулёвский заповедник»
Автор: Гаврилова Ирина Михайловна
Игровая обучающая ситуация«Путешествие в Жигулёвский заповедник»по формированию основ экологической культурыв старшей группе»(типа путешествия) Тема недели «Мир природы»Задачи:Познакомить детей с Жигулёвским заповедником и его обитателями; формировать представления о природном многообразии нашего края; формировать представление того, что человек является частью природы, что он должен беречь, охранять и защищать её; закрепить знания о значении заповедников для мира природы («Познавательное развитие»). Воспитывать любовь к природе и желание беречь её; формировать нравственно-патриотические чувства к Родине через уважительное отношение к родной природе; воспитывать умение правильно вести себя в природе и соблюдать правила безопасности («Социально-коммуникативное развитие»). Формировать ценности здорового образа жизни («Физическое развитие»). Методы и приемы: Практические: игра «С какого дерева листок» и игра «Запрещается-разрешается», рисование картинок о природе, создание альбома «Путешествие по Жигулёвскому заповеднику».Наглядные: демонстрация слайдов Жигулёвского заповедника, показ картинок с изображениями обитателей заповедника, гербарий.Словесные: рассказ, чтение произведения Н. Сладкова «Друг или враг», беседа, чтение стихотворений, слушание звуков природы.Материалы и оборудование:Письмо, пригласительные билеты, рассказ Н. Сладкова «Друг или враг», презентация «Путешествие в Жигулёвский заповедник» с музыкальным сопровождением звуков природы, картинки с обитателями заповедника, гербарий, гимнастическая скамейка, руль, импровизированный автобус, построенный из мягкого модульного конструктора и стульчиков, ноутбук, проектор, экран (или телевизор), листочки для рисования, цветные карандаши или фломастеры.Содержание:Воспитатель обращается к детям:- Ребята, сегодня утром я получила письмо от лесника, который приглашает нас совершить путешествие в Жигулёвский государственный заповедник. Он прислал нам пригласительные билеты, потому что без них на территорию заповедника нам не попасть. А кто знает почему?- Территория Жигулёвского заповедника очень большая, поэтому нам нужен автобус, чтобы мы могли передвигаться по ней и смогли побывать в его разных уголках.Дети садятся в импровизированный автобус из стульчиков, ребёнок-водитель берёт руль и поехали. У «шлагбаума» при въезде на территорию заповедника нас встречает ребёнок-контролёр, забирает билеты. Пока «поднимаемся в горы» на автобусе, воспитатель рассказывает немного из истории основания заповедника. - Заповедник был основан в 1927 году профессором Иваном Ивановичем Спрыгиным и назывался Средне-Волжским. Много учёных в разные годы работало в нём. В 1935 году заповедник был переименован в Куйбышевский. Современный Жигулёвский заповедник существует с 1966 года, а в 1977 году ему было присвоено имя основателя И.И.Спрыгина. Заповедник был создан для сохранения и изучения природных комплексов Жигулевских гор. На территории заповедника произрастает уникальная растительность реликтовых видов, которая нигде в мире, кроме Жигулей, не встречается.Автобус приезжает на стоянку автотранспорта. Звучит фонограмма с записью лесных звуков: кукует кукушка, поют птицы, журчит ручей и т.п. Воспитатель читает рассказ Н.Сладкова «Друг или враг».Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?«Ружья нет! — решает рябчик.— Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».«На охотника не похож,— думает белка.— Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».«Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».«Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»«Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет. А то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»«Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же…Вопросы по рассказу.Воспитатель:- По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)- А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, лекарств, строительного материала. Природа отдавала человеку всё, а человек в ответ вырубал леса, загрязнял окружающую среду.- Мы с вами знаем, как прекрасна и богата природа нашей страны. Но даже такое богатство при плохом отношении людей может когда-то закончиться. Уже сегодня в России есть очень редкие, исчезающие виды птиц, животных и растений. - Ребята, как вы думаете, что значит исчезающие?Исчезающие - это такие виды, которых осталось очень мало, и они могут исчезнуть совсем, если не позаботиться об их сохранении.- Для этого в нашей стране созданы заповедники. - Ребята, давайте вспомним, что такое заповедники?Заповедники - это особое место, где растения и животные оберегаются и охраняются. Это охраняемые человеком участки суши или водного пространства. - Ребята, а как вы думаете, какая главная задача заповедников?Главная задача заповедников - сохранить и увеличить количество редких видов животных, растений, рыб, насекомых, которые исчезают по вине человека. Заповедную территорию не только охраняют, но и изучают. Заповедники охраняются государством. В них звери, птицы, насекомые и рыбы, травы и могучие деревья живут рядом и спокойно растут.-Скажите, пожалуйста, чего нельзя делать в заповедниках?Никто в заповедниках не охотится на животных и птиц, не ловит бабочек, не рвёт цветы, не вырубает деревья, в озёрах и реках, которые находятся в этих заповедниках, не ловят рыбу. В заповедниках запрещена не только охота и рыбалка, но и сбор ягод и грибов, а также любая хозяйственная деятельность. Жизнь здесь течёт по своим правилам и устанавливает эти правила сама природа. В заповедник люди приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест.На территории России заповедников насчитывается больше ста.- Полина, поприветствуй, пожалуйста, заповедники всей России стихотворением.Привет тебе, приют свободы и покоя,Родного севера неприхотливый лес,Ты полон свежести и все в тебе живое,И сколько у тебя загадок и чудес!- Первый объект заповедника, который мы сегодня посетим – это гора «Стрельная». Но чтобы на неё попасть, мы должны пройти по мостику, который называется «Чёртов мост» - почти вертикальные скалы, вытянутые в виде узкого мостика. Он возвышается над пропастью и поэтому надо быть очень осторожным, чтобы не упасть с него.Дети идут по мосту (гимнастическая скамейка).- Мы на Стрельной горе. Это самая высокая открытая вершина Жигулёвских гор с абсолютной отметкой 351 м над уровнем моря. Её макушку венчает скальный гребень в виде большого массивного камня – шихана. Посмотрите, какие потрясающие воображение виды открываются с горы. Впереди вдалеке видны Жигулёвская ГЭС и окрестности города Тольятти, внизу протекает река Волга, здесь же мы видим с вами острова Серёдыш и Шалыгу с их озёрами (это тоже территория Жигулёвского заповедника), справа открывается вид на город Прибрежный, а слева – Жигулёвские горы, которые все покрыты зелёным бархатным покрывалом – лесом. Гору Стрельную окружают несколько оврагов: Стрельный,Олений и Чёртов. Есть несколько версий происхождения названия «Стрельная гора». По одной из них название произошло от «простреливать взглядом», т.е. хорошо просматривать, далеко видеть, а по другой версии название произошло от старого слова «стрельня» - сторожевая башня. Вершина горы долгие годы была удобным местом для разбойничьего дозора волжской вольницы. Завидев на Волге корабль, вольница огнём или свистом давала знак товарищам, находившимся внизу на острове Серёдыш, чтобы те приготовились к нападению. У подножия горы люди добывают нефть. Здесь же возник в 1943 году посёлок нефтяников Зольное, в котором мы с вами живём. Таким образом, ребята, выходит, что мы проживаем на территории Жигулёвского заповедника.Возвращаемся в автобус. Пока мы спускаемся с горы и «едем» до другого объекта, поиграем в дидактические игры «С какого дерева листок» и «Запрещается-разрешается», с помощью которой повторим правила поведения в природе. Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают «запрещается» или «разрешается».• В лесу шуметь (запрещается)• Оставлять мусор в лесу (запрещается)• Беречь лес от пожара (разрешается)• Собрать муссов в яму и закопать (разрешается)• Рвать букеты цветов (запрещается)• Ходить только по тропинкам (разрешается)• Ломать деревья и ветки (запрещается)• Ходить и топтать на лугах траву и цветы (запрещается)• Разжигать костры в лесу (запрещается)• Сажать деревья (разрешается)• Беречь лес от пожара (разрешается)• Кричать и включать громкую музыку в лесу (запрещается)• Разорять птичьи гнёзда (запрещается)• Ловить бабочек и насекомых (запрещается)• Разорять муравейники (запрещается)• Разрушать грибницы (запрещается).- Следующий объект – это урочище «Каменная Чаша», которое находится недалеко от села Ширяево в Ширяевской долине. Урочище образовалось слиянием двух оврагов Каменного и Колоды. В результате этого слияния горы образовали как бы круг, напоминающий чашу. На левом склоне Каменного оврага из-под скалы бьёт родник с чистой питьевой водой. Родник назвали «Чудотворный источник святителя Николая». Люди считают, что вода в роднике целебная. Рядом с родником находится небольшая каменная часовенка.- До следующего объекта мы прогуляемся пешком и полюбуемся природой, которая нас окружает. Физкультминутка «Мы в заповеднике шагаем».-Давайте, ребята, немного отдохнём и представим, что мы с вами попали в заповедный лес.Мы в заповеднике, друзья, (шагаем)И все мы дружная семья (шагаем, обнимаем себя)Деревья выстроились в ряд (остановиться, встать по стойке смирно)И каждый встрече с нами рад (киваем головой)Вот это гибкостью своею тешит взгляд, (наклоны в стороны)А это - высится сурово, как солдат (руки вверх)Одно - раскидистые ветки простирает, (руки в стороны)Другое – на ветру трепещет и играет (руки вверх, качаются как ветки).- Итак, мы дошли с вами до Ширяевских штолен. Ширяевские штольни – это квадратные «окошечки», прорубленные в подножии гор. В них, когда то очень давно, добывали камень известняк, который использовался и сейчас используется в строительстве. Из него делают щебень, известь и др. В Ширяевских штольнях всегда очень прохладно и местами темно, они уходят вглубь горы на 100 м. Это настоящий подземный город с галереями туннелей, по которым с легкостью проедет двухэтажный автобус. Есть у него и своя центральная улица с бесчисленными параллельками от которых отходят свои параллельки. Зайди в такую – и искать будут долго. В настоящее время в подземных полостях штолен живут летучие мыши. Сейчас камень известняк добывают на территории Жигулёвского известкового завода в селе Богатырь, который тоже находится на территории Жигулёвского заповедника.Садимся в автобус и едем обратно. Здесь провести беседу об обитателях Жигулёвского заповедника. Какие животные, птицы и насекомые живут на территории заповедника, какие рыбы населяют водное пространство (показать картинки). Можно напомнить, что некоторые виды обитателей природы заповедника занесены в Красную книгу.- Ребята, а кто знает, что это за книга? (Это книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды птиц, животных и растений. Она является предупреждением для всех людей, что эти животные и растения могут исчезнуть. А красный свет книги бьёт тревогу и напоминает людям об опасности.)Люба прочтёт стихотворение, в котором говорится о том, что может произойти, если люди перестанут относиться к природе бережно.Если я сорву цветок,Если ты сорвёшь цветок,Если вместе я и ты,Если все сорвут цветы,То останутся пустыВсе деревья и кустыИ не будет красоты!Мы приехали обратно в детский сад. Наше путешествие подошло к концу. -Вам понравилось? Что вы узнали нового и интересного? В каких местах побывали?-Что же такое заповедники?(Заповедники - это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство, богатство нашей Родины, которым мы должны гордиться).- Ребята, как вы думаете, только ли в заповедниках надо беречь природу? ( Конечно же нет! Надо охранять разную природу в любом месте, где бы ты не находился: будь то у себя в родном краю или по дороге в отпуск, когда ты останавливаешься на отдых у края леса. Везде, где находится человек, он должен бережно относится к окружающей его природе). - Ребята, Арсений сейчас прочтёт стихотворение, где ещё раз говорится о том, почему мы должны любить и беречь природу нашей Родины.Стремительно вникая в опыт древних,И постигая суть его корней, Я стойкости учился у деревьев,А ловкости и силе у зверей.У птиц учился чувствовать свободу, У рыб сосредоточенно молчать,Поэтому обязан я природуОт всех врагов достойно защищать!- А для того, чтобы мы с вами помнили наше путешествие, я предлагаю придумать и нарисовать картинки для создания альбома «Путешествие по Жигулёвскому заповеднику».