Публикации Волшебный сон

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Волшебный сон
Автор: Москаленко Наталья Владимировна

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска Детский сад №430 комбинированного вида
ПРОЕКТ
ВОЛШЕБНЫЙ СОН
Разработчики:
Москаленко Наталья Владимировна,
воспитатель
Черепанова Алёна Викторовна,
Воспитатель
Новосибирск, 2016
Краткая аннотация проекта
Одним из важнейших факторов гармоничного развития ребенка является дневной сон. Он способствует восстановлению физиологического равновесия организма, помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа. К сожалению, многие дошкольники имеют проблемы со сном, не могут расслабиться и успокоиться. Укладывание их в постель - непростой процесс, как для педагогов, так и для самих воспитанников. Изменить отношение ко сну с негативного на позитивное, снизить уровень общей тревожности поможет специальная методика Волшебная звезда.
Цель проекта: способствовать созданию условий, направленных на предупреждение переутомления нервной системы детей путём устранения хронического недосыпания через внедрение методики Волшебная звезда в организацию сна в детском саду и дома.
Задачи:
1. Создать условия для внедрения методики Волшебная звезда в организацию сна детей в группе.
2. Создать у воспитанников положительный эмоциональный фон при переходе от бодрствования ко сну и от сна к бодрствованию.
3. Улучшить количественные и качественные показатели сна детей: уменьшение времени засыпания, изменение характера сна на глубокий и спокойный, увеличение длительности сна.
4. Повысить информированность родителей о значении сна для профилактики утомления нервной системы ребёнка и об условиях организации полноценного сна детей с использованием методики Волшебная звезда.
В результате реализации данного проекта:
- повысится психолого-педагогическая компетентность родителей в организации рационального режима дня ребёнка, в том числе дневного и ночного сна;
- улучшатся количественные и качественные показатели сна детей, что благотворно скажется на состоянии нервной системы и здоровья воспитанников в целом.
Проект будет реализовываться в группе в течение 2015-2016 учебного года. Исполнителями проекта являются педагоги, родители, воспитанники МКДОУ д/с № 430.
Для реализации проекта необходимо 3 400 рублей.
Постановка проблемы
Основными факторами здоровья и гармоничного развития ребенка являются еда, сон и прогулка в режиме дня. Детский сад - это учреждение, где под режимом дня подразумевается четкое расписание и смена разных видов деятельности.
Особое внимание коллектив детского сада должен уделять наблюдению и отслеживанию состояния детей; созданию условий для их эмоционального и физического комфорта в режимные моменты. Одним из них является дневной сон, способствующий расслаблению детского организма. Невозможно переоценить значение правильно организованного сна. Еще И.П. Павловым было отмечено, что во время сна восстанавливается физиологическое равновесие в организме. Причем, по мнению ученого, оно не может быть достигнуто другими средствами и способами.
Одним из показателей стресса у ребенка является устойчивое отрицательное настроение или частая его смена. Другой важный признак - плохой сон, когда ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит. Многие дошкольники, находясь в кровати, долго не могут расслабиться и успокоиться. Некоторые дети плохо засыпают или не засыпают вовсе.
По мнению врачей – педиатров хроническое недосыпание превратилось в настоящую проблему детской медицины. Особенно опасно недосыпание для детей раннего возраста. По данным статистики, детей, начиная с ясельного возраста недосыпающих по 1,5-2 часа в сутки, примерно 50%.
В нашей группе раннего возраста Ладушки прослеживалась данная проблема. Были определённые трудности в организации дневного сна воспитанников. Поэтому была поставлена задача, чтобы во время "тихого часа" каждый ребенок поспал или хотя бы спокойно полежал, отдохнул. Для решения данной задачи разработан педагогический проект Волшебный сон, который состоит из 4-х этапов. В проекте использована специальная методика засыпания "Волшебная звезда".
Методы реализации проекта
Этап проекта
Срок
Задачи
Мероприятия
Предварительный
Август - сентябрь
Создать условия для запуска проекта Волшебный сон
Педагогическое наблюдение за детьми
Опросы, анкетирование родителей (приложение 1)
Основной
Октябрь - апрель
Реализовать систему мероприятий, направленных на совершенствование организации дневного и ночного сна детей
Подбор музыкального материала для реализации проекта (совместно с музыкальным руководителем)
Изготовление куклы Фея сна (совместно с родителями)
Родительское собрание Волшебный сон с участием специалистов – педагога-психолога, старшего воспитателя
(информирование о результатах анкетирования, запуск проекта)
Оформление наглядной информации для родителей по теме проекта
Консультации родителей и индивидуальные беседы
Внедрение методики Волшебная звезда в практику группы (приложение 2)
Размещение материалов по организации сна детей, фотоматериалов в закрытой группе ВКонтакте (приложение 3)
Заключительный
Май
Определить динамику изменений в организации сна детей
Педагогическое наблюдение за детьми
Опросы, анкетирование родителей
Оценка качества реализации проекта
Эффективность проекта будет отслеживаться:
через анкетирование родителей, воспитателей, опросы, наблюдение, мониторинг интернет-ресурсов.
Ресурсы (бюджет проекта)
Вид расхода
Требуемые средства (руб.)
имеющиеся
привлеченные средства (родители)
1.Магнитофон
3000
2.Флэш-карта
1000
3.Кукла Фея сна
200
4.Одежда для куклы Феи сна
200
Итого:
3200
200
Всего:
3400
Перспективы и практическая значимость результатов проекта
В конце года у 100% детей группы был отмечен здоровый, качественный дневной сон (улучшились количественные и качественные показатели дневного сна - уменьшилось время засыпания, увеличилась глубина и продолжительность сна, сон стал более спокойный). За счёт правильной организации сна уменьшились признаки психо-эмоционального и мышечного напряжения, уровня тревожности. У всех детей группы к концу работы по проекту стал безболезненно осуществляться переход от бодрствования ко сну и от сна к бодрствованию.
Повысилась информированность родителей о значении сна детей в профилактике переутомления нервной системы, о физиологических нормах сна. Родители смогли применить все полученные знания на практике, что благотворно сказалось на общем состоянии здоровья малышей.
Реализацию проекта планируется проводить ежегодно с целью здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Список литературы:
Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику, СПб, 2002
Журнал Справочник старшего воспитателя № 2, 2011 год.
Приложение 1
Уважаемые родители!
Мы очень рады, что Ваш ребёнок посещает нашу группу Ладушки. Для более успешной организации дневного сна в режиме детского сада просим Вас ответить на несколько вопросов.
Как Вы думаете, дневной сон необходим ребёнку? (подчеркните нужное)
Да
Нет
Почему Вы так считаете?_________________________________________
_________________________________________________________________
Укладываете ли Вы ребёнка дома на дневной сон?
Да
Нет
Иногда
Какова продолжительность дневного сна у Вашего ребёнка?___________
По вашему мнению, как можно увеличить, при необходимости, продолжительность дневного сна (методы, приёмы)__________________
_______________________________________________________________
Каков Ваш ритуал укладывания малыша на сон?
- чтение, рассказывание сказок;
- тихая убаюкивающая музыка;
- пение колыбельных;
- укладывание с любимой игрушкой;
- самостоятельное засыпание;
Другое ________________________________________________________
_______________________________________________________________
Соблюдает ли Ваш ребёнок режим ночного сна:
- ребёнок вечером ложится спать в рабочие дни в ____ч., а поднимается в ___ч.
- в выходные ложится спать в ____ч., поднимается в ____ч.
- нет определённого режима сна
8. Ваши пожелания воспитателям группы и детскому саду в целом по организации дневного сна в ДОУ__________________________________________
______________________________________________________________________
Благодарим Вас за неравнодушное отношение!
Приложение 2
Опыт реализации методики Волшебная звезда
Реализация методики включала в себя несколько этапов.
Напервом этапе– подготовка ко сну – мы включали спокойную музыку, под которую дети раздевались в игровой комнате, проходили в спальню и ложились в кровати. В это время происходит расслабление всех групп мышц, что вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению дыхания.
Навтором этапе до снамы выполняли дыхательные упражнения: 3-4 цикла в спокойном темпе Вдох-выдох. Так как детки совсем маленькие, мы подключали ещё воображение, говорили детям, что у нас в животе шарик при вдохе мы его надуваем, при выдохе сдуваем.
Натретьем этапе– мы задействовали куклу – фею сна. Так же мы поставили к спальне детскую игрушечную кроватку с постельным бельем - кровать феи.
Одновременно с музыкальным сопровождением, убавляя его почти до минимума, мы 1 раз читали стихотворение, способствующее расслаблению:
Реснички опускаются,Глазки закрываютсяМы спокойно отдыхаем… (2 раза)Сном волшебным засыпаем…Дышится легко, ровно, глубоко…Наши ручки отдыхают,Ножки тоже отдыхают…Отдыхают, засыпают… (2 раза)Шея не напряженаИ рас-сла-блен-на…Губы чуть приоткрываютсяВсе чудесно расслабляется…(2 раза)Дышится легко, ровно, глубоко…Напряженье улетело…И расслаблено все тело… (2 раза)Греет солнышко сейчас…Ручки теплые у нас…Жарче солнышко сейчас…Ножки теплые у нас…Дышится легко, ровно, глубоко…Губки теплые и вялые,Но нисколько не усталые…Губки чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется…
После прочтения стихотворения мы прибавляли громкость музыки.
С куклой-феей в руках, мы медленно ходили по спальне. В руке у этой куклы находится волшебная палочка, на конце которой закреплён кусочек меха. Мы медленно двигались и дотрагивались до ручки, щёчки каждого ребёнка этой палочкой. Мы старались, чтобы движения наши не были резкими, а все делали спокойно в замедленном темпе.
После прохождения по всей спальне мы укладывали фею в свою кроватку и проговаривали слова всем спать, всем спать. Еще несколько минуток двигались по спальне, поправив кому нужно одеяло, садились на стул и спокойно сидели, и даже прикрывали глаза, как бы участвовали в релаксации как активное действующее лицо.
Четвертый этап– пробуждение детей после дневного сна. Мы включали музыку для пробуждения, примерно 1-2 минуты она играла, а потом уже обращались к детям со словами
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Всё это время мы вели наблюдение за сном детей по следующим критериям: скорость засыпания, продолжительность и характер сна (спокойный, неспокойный).
Приложение 3
HYPER13PAGE HYPER15
6