Публикации ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Автор: Колесникова Елена Сергеевна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВВ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯДети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это - объекты исследования.Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник для получении представлений о мире.Наша задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения — представление результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, учитывая возрастные особенности ребенка, их интересы, касающиеся не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеются в виду ее формулировка и отбор материала. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя. Следовательно, необходимо использовать практические методы.Многие из вас захотят познакомиться с конкретными соблюдаемыми правилами при выборе темы.1.Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекатього.2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки). Вот почему педагог должен разрабатывать любое занятие, точно формулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.3.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Учитывая особенность детской природы, дети младшей, средней, а иногда и старшей группы не способны концентрировать свое внимание на одном объекте долговременно. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.Цель поисково-экспериментальной деятельности дошкольников - развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.Задачи1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.2. Учить видеть и выделять проблему эксперимента.3.Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.4.Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.5.Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.6.Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.В своей деятельности мы опираемся на ведущие принципы развития дошкольников.Принцип психологической комфортности заключается в снятии стрессовых факторов.Принцип природосообразности — развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.Принцип дифференцированного подхода решает задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.Принцип деятельности — включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.Принцип творчества — максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.Для реализации поставленных задач необходимо создать условия в предметно-развивающей среде группы (уголок экспериментирования, мини-лаборатория).Уголок экспериментированияПриборы-помощники: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм.Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спилы и листья деревьев, мох, семена и т. п.Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки.Разные виды бумаги, гуашь, акварельные краски.Медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл).Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.