Публикации «Наша Белка»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Наша Белка»
Автор: Харитонова Татьяна Ивановна, Мустапаева Нелля Михайловна

Почему начали работу над этим проектом? На участке повесили кормушку для подкормки птиц зимой и заметили, что к нам стала приходить белочка. Сначала одна, а потом другая, первое время это было иногда, а потом каждый день, вот мы с детьми и решили вести детский проект "Мы кормили белку". Дети стали рассматривать белок, задавать вопросы о том, что белки едят, как зимуют? Предложили белок фотографировать и вести за ними активное наблюдение. Используя метод трех вопросов, мы составили следующие вопросы, и задали их детям: 1. Что знаем? • хорошо прыгает по деревьям • дикое животное • питается орешками • живет в дупле • летом рыжая, зимой серая • детеныши "бельчата" 2. Что хотим узнать? • почему назвали белкой? • как делает запасы? • как строит гнездо? • едят ли белочки ягоды, груши, яблоки? • сколько рождается бельчат? • как они выглядят? • чем бельчата отличаются от взрослой белки? • есть ли у белки враги? • могут ли они жить семьями? • зачем белке хвост? • чем еще можно накормить белку, кроме орехов и грибов? 3. Где найти ответ? • чтение книг • посмотреть в энциклопедии о животных • экскурсии в лес, парк • походы в зоопарк • прогулка в бору • просмотр видео фильмов о животных • спросить у родителей • спросить у воспитателей • спросить у старших товарищей Актуальность. Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все ценности и богатства. К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки, гибнут леса, засоряются водные просторы, а как следствие - гибнет животный мир. Над нами нависла угроза экологической катастрофы. Экология в наше время, одна из важнейших проблем нашей действительности, тема взаимоотношений человека и природы. Дать понять детям о том, что растения и животные - живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек - вот главная задача общества. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Дети так же имеют недостаточное представление о животных живущих в лесах нашей страны, об их потомстве, об условиях питания, повадках и особенностях. Затрудняются в составлении связного высказывания о природе, так ка не имеют достаточных знаний и словарного запаса, им требуется помощь взрослого в планировании рассказа. Участие в проекте позволит обогатить знания и представления о диких животных и их детенышах, их особенностей жизнедеятельности, поможет развивать связную речь, творческие способности. Учитывая расположение нашего детского сада, который находится на границе "Инюшенского бора", в котором можно встретить представителей семейства "Беличьих", нам представилась уникальная возможность воплотить этот проект в жизнь. Цель: привитие гуманного отношения к животным, желание заботиться о них. • Основополагающий вопрос: "Может ли наша планета жить без животных?" • Проблемный вопрос: "Почему дикие животные не живут в квартире?" • Проблемные ситуации: "Как люди могут помочь животным?" Задачи: • развивать познавательный интерес, стремление больше узнать; • обогатить и закрепить знания о животных живущих в нашем бору; • воспитать гуманное отношение ко всему живому; • учить правильному поведению, в природной среде; • учить устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животного; • воспитывать бережное отношение к животным; • развивать экологическое мышление; • обогащать словарь признаков за счет обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадок); • закреплять желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой (рисование, лепка, аппликация). I ЭТАП - Подготовительный. • подбор художественной литературы по теме "Белка"; • подбор научной литературы по теме "Белка"; • подбор методической литературы по теме "Белка"; • вырезки из журнала "Юный натуралист"; • подбор стихов, потешек, песен по заданной теме; • подбор книжек-раскрасок; • организация прогулки в бор; • организация поездки в зоопарк; • встреча с родителями для обсуждения вопроса о заготовки кормов для белки (орешки, шишки, грибы); • подбор картинок, иллюстраций о белке; • анкетирование родителей по теме "Я и природа". II ЭТАП - Основной: НОД. 1. Составление рассказа по картине "Белки" (стр. 205, О.С. Ушакова). Программное содержание: Задачи: • связная речь: учить составлять связный рассказ по картине; • словарь и грамматика: учить подбирать определения, сравнения, и названия действий; • учить придумывать загадки о животных; • на основе выделенных существенных признаков, активизировать в речи форму повелительного наклонения глаголов. 2. Занятие "Как лесные звери - медведь, заяц, белка - готовятся к зиме" (стр. 126, С.Н. Николаева) Программное содержание: дать детям представления о том, что лес - это среда обитания диких животных, белка и медведь приспособлены к жизни в лесу круглый год (они находят пищу, устраивают гнездо, берлогу, выводят потомство, осенью эти звери готовятся к жизни в зимний период). Белка делает запасы орехов, желудей, грибов. Задача - развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей - от лета к зиме. 3. Занятие "Как лесные звери проводят зиму в лесу" (стр. 137 С.Н. Николаева). Программное содержание: Дать детям представление о том, что в лесу живут разные животные и что зима - для всех трудное время года, что звери по-разному приспособлены к жизни в это время. Белка питается запасами растительной пищи, которые сделала осенью, имеет маскировочную серо-голубую окраску густой шерсти, которая спасает ее от холода и делает менее заметной в кронах хвойных деревьев, в морозы белка подолгу не выходит из дупла, где спит, укрывшись пушистым хвостом. Самый опасный враг белки - куница, которая так же, как и белка быстро прыгает по деревьям. 4. Занятие "Весна в жизни лесных зверей" (стр. 165 С.Н. Николаева) Программное содержание: уточнить, расширить представление детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время: трогаются в рост деревья, просыпаются животные (медведь, еж), насекомые, которые зимой спали; все устраивают свои гнезда, норы, выводят потомство. Весна для всех создает хорошие условия (много света, тепла, пищи). 5. Занятие "Помоги белке" (см. приложение). 6. Знакомим дошкольников с миром животных "Белка" (Шорыгина стр.33-50). Ознакомление с художественной литературой. 1. Пересказ сказки "Белка и волк" (стр. 222, О.С. Ушакова); 2. Занятие "Для чего нужны хвосты" (стр. 122, В. Бианки) Чтение р.н. сказки "Хвосты"; 3. Заучивание стихотворения "Белка-парашютистка"; Чтение художественной литературы. Рассказ Н. Вагнера "Кошка и белка" (Показать, что домашние животные отличаются от диких. Белка и кошка разные животные, их зубы и тело приспособлены к различной жизни и пище, белка - грызун (резцы стираются и вновь отрастают), она грызет растительную пищу, а кошка - хищное животное, она ест мясо, рвет его клыками), Е. Чарушин "Белки" (стр. 56, "Читаем детям"), Финская песенка - "Бельчата" (читаем детям), К. Коровин "Белка" - проза, Г. Скребицкий "Белка", И.С. Соколов-Микитов "Белки" (книга "Осень в лесу"). • чтение потешек про белку; • отгадывание загадок про белку (см. приложение); • разбор пословиц, поговорок по теме. Пословица "белку ловить - ножки отбить". 1. Учись сравнивать • как готовятся к зиме белка и еж? (еж не делает запасов, белка делает; еж утепляет нору, а белка дупло); • как спасаются от врагов? (заяц, еж, белка) Зайца спасают ноги, ежа колючки, а белка прячется в ветвях деревьев или в дупле. • кто из зверей линяет? (цвет шубки весной и осенью - заяц, белка, лиса, медведь). 2. Игры на активизацию и обогащение словаря. • "назови какая"; • подбери однокоренное слово; • кто у кого; • закончи предложение; • опишу, о чем спрошу Подбор определений к слову "Белка" • пушистая; • шустрая; • прыгучая; • осторожная; • забавная; • красивая; • мягкая; • зоркая; • рыжая; • серая; • быстроногая. 3. Однокоренные слова: Белка - бельчонок - белочка, беленький - бельчоночек. 4. Что умеет делать белочка? Прыгать, бегать, играть, резвиться, летать, грызть, смотреть, сидеть. Совместная деятельность (игровая): • С/р игра "Зоопарк", "Зоомагазин"; • Д/и "кто где живет"; • Д/и "кто чем питается"; • Д/и "четвертый лишний"; • Д/и "у кого кто" (детеныши); • Д/и "кто, что делает"; • Большие и маленькие; • Что за зверь- чудо зверь; • н/п игра "зоолото"; • паззлы "собери животного"; • Игра-драматизация "Едет белочка в тележке"; • пальчиковые игры (см. приложение); • игры на развитие памяти: "Кого не стало", "Что изменилось", "Кто лишний". Наблюдения: • за окраской (меняет шубку серую на рыжую, и наоборот); • как делает запасы (Возьмет кусочек хлеба, и бежит. Разгребает снег лапками, положит кусочек загребет лапками и снова бежит, но уже в другое место); • как разгрызает орешки (орешки она разгрызает сразу, берет двумя лапками, держит и грызет, только скорлупки кучкой лежат, да такие ровненькие); • как передвигается; • как лазает по дереву вверх и вниз; • как убегает, завидев опасность; • как играет с подружками. Работа с родителями. I. привлечь родителей к сбору материала о белке (книги, потешки, загадки, раскраски, трафареты); II. заготовка корма для белки (орешки, шишки, грибы сушеные); III. экскурсия в бор; IV. поездка в зоопарк; V. анкетирование родителей по теме: "Я и природа"; VI. изготовление кормушек для белочки. Художественная творчество. Лепка "Белочка", рисование "Наша белка", аппликация "белочка-рыжехвостая". Ручной труд - изготовление белочки из готовых форм. Презентация фото выставка "Наша белка". Слайд шоу "Мы кормили белку". III - ЭТАП. Заключительный. Презентация проекта: • выставка детских поделок; • альбом "Наша белка"; • выступление на педагогическом совете по теме "Экологическое воспитание"; • выступление на тему "Наблюдение - источник познания"; • рассказ "Белка"; • фото выставка "Наша белка"; • слайд шоу "Мы кормили белку". Заключение: Дети узнали, что белка - дикое животное, сама устраивает себе жилье в дупле, либо строит его из веток и утепляет. Узнали, что белки бывают не только лесные, но и степные. Белка относится к семейству Беличьих, отряда грызун. Способы передвижения: прыгает, перелетает, бегает. Способ защиты: кусается, убегает, прячется в ветвях деревьев. Главный враг белки - куница. Белка заботится о потомстве, вскармливает детенышей своим молоком, делает запасы. У белки рождается от двух, до семи бельчат. Бельчата рождаются голыми и слепыми. Шерсть отрастает за 14 суток, а глаза открываются примерно на девятые сутки после рождения. Длина туловища белки 25 см., хвоста 20см. Белка предпочитает растительную пищу, она ест плоды, семена, почки, ягоды. Но больше всего любит еловые, сосновые семена. Она так же большая любительница яиц, и часто таскает их из птичьих гнезд. Так как белка - это грызун, она может нападать на слабых млекопитающих. Она грызет пищу, резцы у нее стираются, и отрастают заново. В процессе проделанной работы дети имеют представления о различных природных объектах; растительности леса; диких животных; умеют устанавливать связи между средой обитания и образом жизни животного. У детей обогатился и активизировался словарь, развился познавательный интерес. Дети научились делать элементарные умозаключения, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и применять знания на практике. Проделанная работа не пройдет даром, в каком-то сердечке она обязательно займет свое место, и однажды перейдет дальше из уст в уста, а это и есть результат. Ведь делиться накопленными знаниями, и приобретённым опытом - это важная составляющая нашей жизни. Возможно кто-то из наших детей внесет свой весомый вклад в создание новой экологически чистой природной среды, в которой человек не разрушитель, а создатель и защитник окружающей среды. ПРИЛОЖЕНИЯ РАССКАЗ "БЕЛКА" За нашей белочкой мы наблюдали два года. С чего же все началось, спросите вы? Вышли как-то раз зимой на прогулку, смотрим, а из Бора белочка бежит, и прямо к нашей кормушке, в которую мы насыпали корм для птиц. Так мы удивились, а на следующий день она снова прибежала. Вот и начали мы за ней наблюдать. Стали приносить для нее орешки, кедровые шишки, то яблочко вынесем, когда наши детки не доедят. Видно ей это понравилось, и она стала приходить к нам каждый день, а потом привела с собой подружку. Так прошла зима, пришла весна, мы повесили скворечник для птиц, а в нем успешно устроилась наша белочка. Поест и снова шасть в скворечник. Выйдем с ребятишками на участок, а она спрячется в скворечник, потом видит, что ей ничего не угрожает, выйдет, залезет на крышу скворечника, развалится там, и смотрит, только глазки черненькие мелькают. Даже родители удивлялись, и все приходили полюбоваться нашей белочкой. А потом ее не стало... Мы думали, что белочку кто-то поймал, или с ней что-то случилось. Но нет, она пришла к нам не одна, а со своей подружкой. Наша белочка рыженькая, а эта черная. За время пока у нас в скворечнике гостила белка, мы наблюдали как она меняет свою шубку, рыжую на серую и наоборот, как она делает запасы, как забавно грызет орешки. Смотришь на это живое существо, и умиляешься. Дети как увидят, кричат - "Белка" наша белочка пришла!!! Белка прибегает каждый день к кормушке с утра - где ее уже ждет вкусное лакомство, дети садятся на завтрак, и у нее тоже завтрак. Белочка хлопотунья, красавица, попрыгунья, летунья - так ласково называют ее дети. А какой восторг у них вызывает, когда она начинает резвиться, на детских лицах смех, радость и всплеск эмоций. Вот такая наша белочка. (Автор рассказа: воспитатель группы "Рябинки", Харитонова Т.А.) ЗАГАДКИ ПО ТЕМЕ БЕЛКА *** Зверька узнали мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубке серенькой - зимой, А в рыжей шубке - летом. *** Хожу в пушистой шубе. Живу в густом лесу, В дупле на старом дубе, Орешки я грызу. *** Кто с высоких темных сосен, В ребятишек шишку бросил, И в кусты через пенек, Промелькнул, как огонек? *** Сама мелковата, А хвост богатый. С ветки на ветку, Скок - поскок, Орешек за орешком, Щелк - пощелк. *** Я скачу туда-сюда, По деревьям ловко. Не пустеет никогда, У меня кладовка.