Публикации «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста».
Автор: Бородинова Анна Сергеевна

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)в воспитательно-образовательном процессес детьми дошкольного возраста».Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни.На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования( далее ФГОС) применение информационно – коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным.   Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» :Глава 1. Статья 2.Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-коммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.Статья 29. Информационная открытость образовательной организации.Информационные образовательные технологии  это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.Новые информационные технологии (НИТ) – технологии активного использования компьютера в процессе обучения.Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.С 01 января 2014г. вступил в силу приказ Минобрнауки №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее – ФГОС ДО) .Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре программы и ее объему, условиям реализации и результатам освоения программы.Одним из условий профессиональной деятельности педагога является владение ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.Вот некоторые требования к педагогам представленные в данном документе:• Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста• Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.Во ФГОСах главное - не результат, а условия. Условия - это социальная ситуация развития ребенка. А так как мы живем в веке новых технологий, когда компьютер прочно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей, вопрос об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе в рамках введения ФГОС является очень актуальным.Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?-Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентация).- Привлечение пассивных слушателей к активной деятельности.-Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении.-Подбор дополнительного познавательного материала.-Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.-Оформление групповой документации, отчётов. Компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения.-Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.               При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения  ИКТ.По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в системе деятельности ДОУ можно поделить на
  • использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;
  • использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОУ (педагога) с родителями;
  • использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.
  •         При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.Сегодня многие детские сады оснащаются компьютерами, мультимедийными проекторами.На сегодняшний день ИКТ- это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать  подход и внедрять  его в свою деятельность.Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники.Это прежде всего:преобразование предметно-развивающей среды,создание новых средств  для развития детей,использование новой наглядности.В   детском саду педагоги  используют разнообразное оборудование:• Телевизоры с DVD приставками,• Компьютеры,Мультимедийный проектор,Принтер,Магнитофоны,                     Видео- и фотокамеру.Компьютер же уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение. На сегодняшний день существует множество интернет-ресурсов, которые можно использовать при работе , вот некоторые из них: - Детский портал «Солнышко» - Все для детского сада. - Дошкольник. - Детская психология - Детский саду - Лаборатория дошкольного образования - Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье - Игровая комната - Сказки для детей - Лукошко сказок - Все лучшее - детям! - Кладовка кота Леопольда - Детская психология для родителей Сетевые образовательные сообщества - Социально-педагогический портал «Дошкольники».www.pedsovet.org – Всероссийский Интернет-педсовет - Социальный образовательный интернет-проект «Маааму» Можно отметить преимущества ИКТ перед традиционными средствами обучения:1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);6. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;7. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.ИКТ могут быть использованы на любом этапе совместной организованной деятельности:В начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;Как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)Как информационно-обучающее пособиеДля контроля усвоения материала детьми.                В тоже время при внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс педагоги могут столкнуться со следующими проблемами:
  • не каждый педагог обладает квалификацией для работы с компьютером,
  • недостаточная оснащенность дошкольных учреждений,
  • недостаток помещений,
  • высокая цена на мультимедийное оборудование.
  • Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».Большое подспорье информационные технологии оказывают в исследовательской и проектной деятельности детей: это поиск информации по теме работы и подготовка презентации.Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Требования СанПиН 2.4.1.2660-10.Максимальная одноразовая  длительность работы не должна быть более указанной ниже: Для детей 6 лет 1 -2 групп здоровья      15 минут в деньДля детей  6 лет 3 группы здоровья       10 минут в деньДля детей 5 лет  1 – 2 группы здоровья   10 минут в деньДля детей 5 лет 3 группы здоровья          7 минут в деньДля детей 6 лет, относящиеся к группе рискапо состоянию зрения                               10 минут в деньДля детей 5 лет, относящихся к группе  рискапо состоянию зрения                                 7 минут в деньВ течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.Рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера: - первая половина дня – оптимальна- вторая половина дня – допустима, однако занятие следует проводить в период второго подъёма суточной работоспособности, в интервале  от 15 ч.30 мин. до 16ч.30мин., после дневного сна и полдника.Рекомендуемая максимальная кратность работы для детей6 лет – 2 раза в неделю.рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером:   вторник, среда,четверг – оптимальные;понедельник – допустимый.В первый день недели  работоспособность ещё не достигает желаемого уровня. В пятницу заниматься на компьютере  нежелательно, происходит резкое снижение работоспособности в силу накопившейся недельной усталости.Недопустимо проводить занятия с компьютером во время, отведённое для прогулок и дневного отдыха.В конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз. Примерный комплекс упражнений для глаз1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2 комплекс упражнений1. Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленные круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону: вверх-влево-вниз-вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 2. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая мышцы глаз, на счет 10-15. Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на свет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 3. Следить глазами за медленным опусканием, а затем за медленным подниманием руки на расстоянии 40-50 см от глаз. Повторить 10-12 раз, меняя руки. 4. Закрыть глаза. Подушечками трех пальцев каждой руки легко надавливать на верхнее веко - 2-3 с. Затем снять пальцы с века и посидеть с закрытыми глазами 2-3 с. Повторить 3-4 раза. 5. Поставить большой палец правой руки перед глазами посередине на расстоянии 25-30 см от глаз. Смотреть на него двумя глазами 3-5 с, правым глазом (закрыть левый) 3-5 свумя глазами,левым глазом (закрыть правый) и снова двумя глазами по 3-5 с. Сменить руку. Повторить цикл 2-3 раза.   Как показывает практика, без информационных технологий уже невозможно представить себе современного образования. Использование ИКТ становится привычным для детей, а для педагогов становятся нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной работы в детском саду.В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.