Публикации ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ТЬЮТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ТЬЮТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Автор: Татарова Наталья Игоревна Руссиян Анна Борисовна

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ТЬЮТЕРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Руссиян Анна Борисовна,
МОУ лицей №5 им. Ю.А. Гагарина г. Волгограда,
учитель начальных классов
Татарова Наталья Игоревна,
МОУ СШ №19 г. Волгограда,
учитель начальных классов
В статье представлена система работы классного руководителя по военно-патриотическому воспитанию в начальной школе, средством реализации которой выступает тьютерское сопровождение.
В условиях изменений в политической жизни страны, в динамике ценностных ориентаций российского общества, реформирования Вооруженных сил России, острой необходимости укрепления российской государственности, обороноспособности страны, как никогда становится актуальным воспитание в подрастающем поколении гражданственности и патриотизма.
В основополагающих государственных документах, таких как: Федеральный закон О воинской обязанности и военной службе, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, Военная доктрина Российской Федерации, Национальная доктрина образования и, особенно, Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003) отражено современное понимание патриотизма и необходимость его возрождения и развития.
Основой данных документов является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства, где сказано: патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины - Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (2003).
На основе этих документов, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [3] была разработана программа духовно-нравственного воспитания и развития, как составная часть основной образовательной программы начального общего образования обучающихся лицея № 5 им. ЮА. Гагарина, МОУ СШ № 19.
Правильно выбрать нужную гражданскую позицию – большая трудность у младших школьников. Работая над данной проблемой, мы наблюдается некий психологический барьер. Барьер, который возникает у детей из-за незнания истории российского государства, непонимания главных основ военно-патриотической проблемы. Мы уверены, что развитие детей в данном направлении – процесс сложный, творческий. На основе программы патриотического воспитания учащихся лицея № 5 им. Ю.А. Гагарина, нами была разработана система работы классного руководителя по военно-патриотическому воспитанию в начальной школе, средством реализации которой выступает тьютерское сопровождение.
Технологии тьюторского сопровождения позволяют решать задачи, предложенные в национальной образовательной инициативе Наша новая школа, предполагающей в рамках формирования принципиально новой системы непрерывного образования постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. При этом ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но иформирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, бытьоткрытыми и способными выражать собственные мысли, уметьпринимать решенияи помогать друг другу, формулироватьинтересыи осознаватьвозможности. Важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы,обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося [1].
К условиям использования тьюторства можно отнести и тот факт, что в нашей школе присутствует дополнительное образование: кружки, клубы по интересам, элективные курсы обучения. Детско-взрослые коллективы ведут разнообразную дополнительную работу, связанную с досугом детей.
Кроме того, созданы условия для того, чтобы педагоги расширяли свое представление об обучающемся через работу с родителями, психологом, наблюдающим детей, и другими специалистами.
Мы придерживаемся точки зрения Т.М. Ковалевой [2], и под педагогическим сопровождением, понимаем такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Сопровождать в нашей практике, значит сопутствовать, идти вместе, быть рядом и помогать.
Обычно при таком взаимодействии ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагогическое сопровождение заключается в корректировке этих норм по отношению к ученику.
Система работы классного руководителя по военно-патриотическому воспитанию в начальной школе, средством реализации которой выступает тьютерское сопровождение, рассчитана на 4 года.
В первом классе работа с детьми ведется по двум направлениям: “Мой родной дом” и “Моя родная семья”. На данном этапе решаются следующие задачи:
1. Воспитывать в школьниках чувство уважения к старшим, любви к своей семье. Изучить родословную своей семьи. Сохранять воинские традиции в семье.
2. Воспитывать любовь к малой родине через развитие интереса к истории семьи и ее традициям.
Эти два направления выбраны для того, чтобы дети узнали историю рода своей семьи, чтобы сблизились со своими родителями, побольше пообщались с дедушками и бабушками, которые служили в рядах армии., были очевидцами военных событий, чтобы сплоить класс в целом, т.к. итогом данной работы является мероприятие-встреча Удивительная семья, где встречаются представители разных семей класса, обмениваются своими традициями военного семейного воспитания.
Во втором классе работа ведется по следующим направлениям: “Моя школа” и “Моя улица в легендарном городе”. На данном этапе ставятся следующие задачи:
1. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к малой Родине. Изучить военную историю улицы Мира, Гагарина, города.
2. Повышать авторитет школы на основе знакомства с историей лицея, с ее интересными и знаменитыми выпускниками, а также с уважаемыми жителями города, области;
3. Познакомить учащимися с этическими нормами и правилами поведения в соответствии со статусом учащегося лицея, жителя Волгограда города-героя, Волгоградской области.
Содержание работы по первому направлению необходимо, чтобы познакомить детей с военной историей школы, с традиционными мероприятиями, с трудовыми делами по благоустройству школы. Для того, чтобы ученики класса стали активными участниками в делах лицея. На протяжении всего 2 класса запланированы экскурсии в лицейский музей.
По второму направлению “Моя улица в легендарном городе” необходимо познакомить детей с историей жизни улицы, на которой расположен лицей, легендарными улицами города, историей военного Сталинграда, практической деятельностью по благоустройству города, помощи пожилым.
В третьем классе работа ведется по направлению “Мой город-герой.
На данном этапе ставятся следующие задачи:
1. Воспитать любовь к городу и уважение к его прошлому, настоящему, а также воспитать чувство ответственности за его будущее; продолжать изучать военную историю города.
2. Развивать стремление к творческим делам и мероприятиям.
3. Вырабатывать умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.
Содержание работы включает в себя: история города Волгограда, история военного Сталинграда, исторические памятники, памятники культуры, музеи, учреждения культуры, хозяйственно – промышленная деятельность города, интересные люди: герои войны, труда, люди искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи. Правила поведения в музее, театре. Активное участие в лицейских, городских творческих конкурсах военно-патриотической направленности, изучение литературных произведений Волгоградских и других писателей.
Работа по направлению Мой город-герой выбрана не случайно. Знание истории города – важный компонент военно-патриотического воспитания. Ведь именно наш город стал главным в истории Великой Отечественной войны. Именно, наши школьники - Волгоградцы должны знать все моменты Сталинградской битвы, ее переломного значения Великой битвы на Волге.
В четвертом классе работа ведется по направлению “Россия – родина моя!”. На данном этапе ставятся следующие задачи:
1. Сформировать и закрепить систему патриотических ценностей, а также чувство уважения и любви к культуре, истории России, военной истории России, традициям и обычаям ее народов.
2. Воспитать толерантность по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
Содержание материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, города-герои, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.
Традиционными в практике классного руководителя стали уроки внеклассного чтения Литературные страницы войны. Работа проводится с 1 по 4 класс по следующему плану: чтение литературного произведения дома, в классе – выставка книг, выступления детей, обсуждение прочитанного, зачитывание понравившихся отрывков. Данная работа особенно успешна в 3, 4 классах, т.к. уровень техники чтения у детей достаточно отличается от 1,2 классов. А вот именно в 1, 2 классах работа идет с затруднением. Связная речь детей не достаточно развита, многие важные моменты при рассказывании дети упускают, а у слушающих воссоздается неполная картина произведения. Поэтому целесообразнее читать рассказ педагогу, затем по главным сюжетам проводить с детьми анализ. Если произведение не успевают прочесть, то необходимо остановиться на самом интересном месте, тем самым побуждая взять книгу, узнать о событиях самостоятельно.
Хотелось бы отметить еще одну работу: ежегодно, вместе с детьми, к военным праздникам мы разучиваем военные и патриотические песни, поскольку песня – огромный воспитательный потенциал, где кроется глубокий смысл человечности, мудрости, истины.
Также, обучающиеся класса совместно с родителями принимают активное участие в общешкольных и муниципальных акциях, таких как “Посылка солдату”, “Ветеран живет рядом”.
Как показывает опыт работы, приоритет необходимо отдавать такой форме как экскурсия. Дети с большим удовольствием посещают музеи и центры культуры города.
В результате систематической работы, которую мы описали, у детей повышается интерес к исследовательской работе. Каждое мероприятие вызывает интерес. Дети стараются принять участие практически во всех мероприятиях. Иногда на всех не хватает слов, ролей, но необходимо всем уделить внимание, дать каждому задание, разделить ответственность. Если раньше дети испытывали некий стресс, то сейчас они уверены в своих силах, понимают, что роль каждого в мероприятии главная, а значит все глобальные цели рано или поздно будут достигнуты.
Анализируя свой многолетний опыт работы по военно-патриотическому воспитанию в начальной школе, можем сделать вывод о его положительных результатах. Наши дети-выпускники активно принимают участие в военно-патриотических мероприятиях школы. Ребят избирают в актив музея школы, они становятся замечательными экскурсоводами.
Наш опыт подтвердил, что именно те знания, которые заложены в начальной школе, становятся самыми прочными, самыми яркими. От того, как будет осуществлено приобщение обучающихся к истории Родины, ее героическому прошлому во многом будет зависеть уровень их гражданской зрелости.
Литература
Ковалева Т. М. Кто такой тьютор и какова его роль в воспитании школьника? В чем специфика деятельности тьютора?Директор школы № 6, 2011.
Тьюторское сопровождение как определенный тип поддержки управленческой команды в сфере образования // Экспертиза и консультационная поддержка инноваций в системе образования / под ред. Т.М. Ковалевой. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
, дата обращения 20.10.2013 г.
HYPER13PAGE HYPER15
1